«Странные» люди идут сквозь века
...Под Епифанью нас накрыл дождь. Едва успели спрятаться под каким-то шатким и хлипким навесом. Со всех сторон продувало, с крыши сначала капало, а потом откровенно потекло. В общем, через полчаса насквозь промокли и продрогли.
Был конец июня. Ночь почти северная - короткая, светлая. Однако провести ее под мокрым кустом желания не было. Ткнулись в один дом, другой, так добрались до церковного дворика. Сонный настоятель подозрительно осмотрел наши навьюченные велосипеды, забрал паспорта, только после этого пустил нас во двор. Ночь мы провели в каком-то хозяйственном подвальчике в окружении ликов святых, которые смотрели на нас из темных углов со старых икон, приготовленных для реставрации.
Утром настоятель оказался приветливее и разговорчивее. Даже принес пряников к чаю.
- Вообще-то у нас тут странники часто останавливаются, - сказал он, возвращая паспорта. - Дня за три до вас один был. В *адонский монастырь из Тулы пешком шел. Совсем молодой парень. Однако подюжее вас будет. Нам тут все выкосил, бидоны с водой перетаскал...
Место на обочине
Удивительно, но по дороге мы почти не встречали «культурных» туристов, которые двигались с определенной целью. Зато немало попадалось стариков с котомками, паломников, бродяг. Откуда эта столь живучая в веках страсть? Что заставляет человека покидать насиженное место и искать на обочине пыльной дороги свое место под солнцем?
В старину люди, которым аромат придорожных трав перебивал запах родного очага, составляли особое сословие, своеобразную касту. «Странник», «скиталец», «бродяга», «побродяга», «беглый шатун», «тягака», «побридяка», «заброда», «забига», «блудяга», «волоцюга», «шкитавый», «галайда», «бегарник», «знайдибеда», «зайдисвет», «потипаха», «швакайло», «мандрьоха» - это еще далеко не все прозвища, которыми домоседы награждали бродячий люд.
Большинство странников - это люди, выбитые из жизненной колеи. Их спасение и утеха - колея дорожная. Стыдно бывает обездоленному (в старину о том, кто терял коня, скот, а случалось, и хозяйство, говорили, что он «припешал» - становился пешим скитальцем) в мир пуститься, а пустится - не погибнет. Потому что мир, как известно, хоть и слезам не верит, и суров без меры, однако же не без тихих гаваней и добрых людей. В полной мере и мы это испытали...
Орден странников
Хотя не только безвестные люди пускались в путь, неведомо куда. Известным и почитаемым странником был наш гениальный поэт Велимир Хлебников. При желании можно назвать и многие другие имена. Странниками были и Рерих, и Пржевальский, и Ферсман, и многие другие известные люди, ходившие по земле во славу России от седой древности до наших дней. Странствуют герои сказок и легенд всех народов - и простолюдины, и принцы. И поди отличи с первого взгляда первых от вторых!
Странничество - это образ жизни, состояние души, в конце концов, мироощущение. Странничество - это вмещение в себя мира. Странничество - это самопознание и философия.
Странник свободен и потому нетороплив. Он видит то, что никогда не увидит человек, каждый день идущий из дома на работу, в магазин и снова домой. Странник предоставлен ветрам и воле случая. Странничество - это жребий.
Когда свободный и неторопливый человек бросает жребий и следует ему, он начинает ясно понимать свое место в мире. Становится ясно, чтo именно в мире временно и случайно, а чтo - закономерно и вечно. В странничестве человек и мир меняются местами, и до конца не удается понять: мир ли окружает, охватывает человека или человек охватывает собою весь мир.
Странник бесстрашен. И если у него вдруг появляется страх, то лишь потому, что он помнит, что когда-то не странствовал. Странник постигает тайные мысли, ему кажется, что он разговаривает с богами и обретает чистую, успокоенную душу. Странничество очищает человека и дает силы, которые недоступны в повседневной суете мира...
Так что, в поход?
Мы почти все обречены жить в городских домах и совершать изо дня в день рутинные поступки заведенной раз и навсегда жизни. Из колеи, которая засосала каждого из нас много лет назад, почти невозможно вырваться. И все же когда это удается, когда, заплатив все долги, мы оказываемся свободными, то не знаем, куда себя деть.
Покупаем путевку и едем в санаторий, но там все будет так, как было дома. Будет такой же круг жизни. Такая же колея, вырваться из которой возможно только с возвращением домой. Не зря сказал поэт, «выбирайтесь своей колеей», у каждого свой путь, своя судьба, свой жизненный выбор. И, пожалуй, в путешествиях и скитаниях это понимаешь отчетливее, чем где бы то ни было. А пансионаты, дома отдыха, оздоровительные лагеря - это продолжение дома, только в более спокойной обстановке.
Можно ли хоть однажды вырваться из привычного круга, отказаться от всего и просто выйти из дома и пойти куда глаза глядят, не зная, что ждет впереди, где будет ночлег и когда случится возвращение? Кто-то назовет это полнейшей глупостью, опасным и бесцельным предприятием, особенно невозможным именно в наше время. Но кто-то вспомнит молодость, когда ходил в туристический поход, и вздохнет с чувством невозвратности времени. Да, были, дескать, и мы когда-то...
Впрочем, туристический поход дает свободу только внешне. Поход, экскурсия - это план, организованное мероприятие. Это подчиненность инструкторам и гидам.
Мир как безмятежный сон
Странничество - это в первую очередь очищение души. И если странник приходит туда, где ему хорошо, он и пребывает там ровно столько, сколько надо душе. И лишь потом идет дальше. Принимать решение остановиться можно только во время движения, но не в согласии с каким-то рассчитанным заранее кабинетным планом.
Странничество может иметь серьезную цель, даже научную. Но при этом странник все равно отвлеченно созерцает проходящий перед ним мир. Он как бы при этом спит, а мир видит как сон. В этом сне странник является сам собой, он огибает препятствия, отвечает на вопросы, все видит, помнит и в то же время спит. Он пребывает в состоянии полной удовлетворенности души, которая на мгновения возвращается в этот мир, как бы иногда просыпаясь, но потом она снова уходит куда-то далеко от того места, где бредут ноги странника. Лишь голод, жажда или сильная усталость возвращают душу обратно в тело. И собственно тогда-то на время и прерывается странствие, остановись при этом странник хоть в самом красивом и уединенном месте вселенной.
Но, решив телесные проблемы и поерзав лямками рюкзака на плечах, странник снова засыпает, душа его снова уходит в бесконечные пространства внутреннего мира, а ноги бредут дальше по пыльной земле. Можно догадаться, что странничество - это лишь, глядя со стороны, идущий человек. На самом-то деле странствует не столько он, сколько его душа.
Человек может идти в полном походном снаряжении и при этом все же не быть странником, ибо душу свою он в странствие не отпускает. Или не умеет, или не хочет - бывает по-разному, но все равно он не странник, в какие бы экзотические места он ни проник.
Для странствия нужна безмятежность души, а ее-то в сегодняшней суетности, увы, не часто встретишь. Перечитывая собственные записи, странник надеется, что кто-то поймет, почувствует идею странничества и обязательно продолжит ее. Ведь странники образуют мистический орден. И если один странник устает, то его место неминуемо занимает другой.
Владимир и Юрий СУПРУНЕНКО.
http://www.google.com/search?q=супруненко
Владимир Супруненко - известный писатель и велосипедный путешественник из Запорожья. О его этнографических походах читайте на
http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=237 ,
http://www.mig.com.ua/search.php?search ... 5%ED%EA%EE и на
http://politsovet.info/news/4126.html
Юрий Супруненко побывал во многих горных странах в составе научных экспедиций (Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Камчатка, Карпаты, Крым) и в качестве альпиниста и горного туриста.
http://vip.km.ru/literature/index.asp?sp=6&info=9525