Из книги Краснова: ...При анализе динамографической структуры бега было установлено, что в момент соприкосновения ноги бегуна с массой тела в 70 кг с опорой возникает усилие в 185–200 кг, а если гонщик спрыгивает со скалы или бежит с велосипедом на плечах, то его опорно-двигательный аппарат испытывает еще большие критические усилия. Переключение с педалирования на бег и обратно также приводит к различным перегрузкам опорно-двигательного аппарата. Ноги шоссейников не испытывают такой огромной разноструктурной нагрузки, как ноги гонщиков, специализирующихся в кросс-кантри, так как масса тела шоссейников во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилие прикладывается в следующих точках: кисти рук, локти, таз, стопы ног. Вертикальные и горизонтальные составляющие усилий стопы при педалировании в 4–4,5 раза меньше, чем величина переднего толчка при беге. Если на шоссе гонщик каждый спуск, особенно крутой, проходит не вращая педали, передвигаясь с огромной скоростью и при этом отдыхает, то в кросс-кантри сложнотехнические спуски требуют от гонщиков затрат как психических сил (страх падения, получение травмы и т. д.), так и физических (например, преодоление спуска бегом). Немаловажное значение имеет и то, что в шоссейных гонках от 42 до 62 % времени оборота педалей мышцы нижних конечностей находятся в состоянии расслабления.
...Во время гонок в кросс-кантри к системе терморегуляции предъявляются значительные требования. Максимальная работоспособность гонщика достигается при повышении температуры тела на 1–1,5 градуса. Когда гонки проводятся в условиях теплого или жаркого климата, теплорегуляция в 18–20 раз превышает ее уровень покоя.
...В гонке в кросс кантри не отсидишься на колесе у соперника. Со старта до финиша гонщик едет на пределе своих физических, психических и технических возможностей, в то время как в групповой шоссейной гонке эффективность спортивной борьбы зависит в основном от коллективных технико тактических действий членов команды. Лидер команды постоянно опекается как во время гонки, так и при финишировании. Его основная цель его – прийти к финишу «свежим» и там с помощью членов команды выиграть финишный спурт.
...Используя спуск для отдыха (длинный, пологий технически не сложный спуск), время от времени рекомендуется выпрямлять то одну, то другую ногу – мышцы ног в таком положении отдыхают лучше. Если спуск затяжной, то шатуны велосипеда полезно вращать там, где это возможно, особенно в холодную погоду, так как воздух охлаждает суставы, при этом мышцы теряют эластичность, что снижает работоспособность.
...Пологие затяжные подъемы (300–500 м) гонщик преодолевает, плотно сидя в седле, плечевой пояс и мышцы туловища расслаблены, что создает хорошие условия для эффективной работы мышц ног. Нижнюю часть подъема гонщик проходит на той же передаче, что и до начала подъема. Как только скорость начинает падать, гонщик ставит меньшую передачу и почти весь подъем проходит, используя круговое педалирование. Перед вершиной подъема целесообразно встать на педали, используя перенос центра тяжести тела, пройти вершину и еще 50–80 м после нее поддерживать высокую скорость. После этого можно расслабиться, а затем перейти к дистанционному педалированию. Если подъем длинный (что часто встречается на горных трассах), то езду в седле следует чередовать с педалированием с переносом центра тяжести. Умение использовать массу тела при давлении на педаль, не затрачивая много сил, – одно из важнейших условий при езде способом «танцовщица».
...Существенным для успеха в соревнованиях является умение быстро и непринужденно переходить с езды на велосипеде на бег и наоборот.
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|