Предыстория. В походе на Урманскую стенку у меня перестал работать барабан, т. е. при вращении педалей не происходило вращения заднего колеса, т. к. кассета свободно прокручивалась в обоих направлениях
После разбора втулки и тщательной промывки внутренностей барабана смазкой AB-80 (подошла бы и WD-40), высушиванием и заливкой силиконовой смазки, барабан заработал как новый, правда в следующем же походе история вновь повторилась
Не желая мириться с таких ходом вещей и просто любопытством, я решил во что бы то не стало разобрать барабан (в первый раз мне это не удалось), и узнать, что же там сломалось.
Итак, откручиваем эксцентрик и снимаем колесо. Пользуясь кассетосъёмником, раздвижным ключом и хлыстом (можно использовать старую цепь, надёжно закреплённую так, чтобы кассета не проворачивалась) отвинчиваем гайку, крепящую кассету к барабану. Снимаем кассету, запомнив порядок следования звёздочек
Снимаем с левой стороны (там где диск) резиновый пыльник. Держа с одной стороны рожковым ключом на 17 гайку, вторым ключом на 17 отвинчиваем гайку с противоположной стороны оси. Эта гайка является контргайкой для левого конуса, поэтому будет вывинчиваться вместе с ним (иногда без него). Ключом на 15 вывинчиваем левый конус. Вынимаем ось и ловим по всей комнате разбежавшиеся шарики, поэтому перед разборкой лучше положить на пол газеты. Шариков диаметром 6,35 мм должно быть по девять с каждой стороны втулки. Осторожно снимаем с каждой стороны металлические шайбы-пыльники. Теперь барабан выглядит так:
За неимением специального инструмента, для отвинчивания чашки можно взять круглогубцы (есть вероятность поломать их, что, я, впрочем и сделал
), носики которых надёжно зажимаются раздвижным ключом. Со всей дури вращаем этот девайс
по часовой стрелке. Чашка нехотя поддаётся, но потом легко вывинчивается пальцами. Получается примерно так (показано без шариков):
Снимаем барабан и ловим разбежавшиеся по комнате шарики диаметром 3,2 мм (не забыли про газеты?). У меня получилось их 50 штук, по 25 с каждой стороны барабана. Снимаем несколько тонких шайб. При снятом барабане, втулка выглядит так:
Снимаем со втулки фиксирующее кольцо и три собачки и наблюдаем их износ:
Именно этот износ, а также некоторый люфт на барабане приводил к проскальзыванию собачек
Надфилем аккуратно стачиваем расплющенные и выдающиеся в стороны (в т. ч. внуть прорези) куски металла. Протираем все части чистой тряпкой. Собираем всё в обратной последовательности, не забыв всё тщательно смазать (шарики густой смазкой, собачки - жидкой) и радуемся жизни!
Примечание.
Для регулировки люфта барабана используются плоские тонкие шайбы (их было три штуки). Я снял одну и люфт совершенно исчез.