Статья “Самостоятельная окраска рамы и вилки”.
Автор DrFlash, FL(at)MAIL.RU
Речь пойдет о том, как придать своему байку практически любой цвет, затратив минимум денежных средств и сделав всё самостоятельно.
Для примера будет рассмотрена окраска велосипеда Trek 4300 в черный цвет с сохранением фирменной надписи, а также замена и окраска амортизационной вилки на Rock Shox SID. При некотором навыке процедура займет 3-5 вечеров свободного времени и по затратам составит около 300 рублей.
Причины, по которым был окрашены рама и вилка:
- автору крайне не нравился бледный цвет рамы, похожий на цвет холодильника
- для апгрейда была приобретена новая бывшая в употреблении вилка Rock Shox SID, на которой было много царапин, и цвет её никак не сочетался с цветом рамы
- было интересно приложить умение окрашивать автомобили к горному велосипеду
- хотелось иметь уникальный байк, который и по дизайну, и по компонентам был бы во всем мире в единственном экземпляре
- также был необходим полный разбор байка для апгрейда, и был интерес взвесить все компоненты велосипеда для принятия решения, какие их них есть смысл заменить для значительного уменьшения веса
Как выглядел байк изначально, можно узнать из этих фотографий. Обычный TREK 4300.
Можно отдать раму и вилку в один из автосервисов, где занимаются покраской, но стоить это несколько тысяч рублей (в зависимости от аппетитов сервиса).
Для окраски были приобретены один баллончик с краской и один с прозрачным лаком. Около 150 руб. за штуку. Есть и дешевые, по 50 руб., но автор не рекомендует “экономить на спичках”, хорошая краска столько не стоит. Приобретены они были в автомаркете Крондштат (на стрелке, ул. Белинского), в отделе, который специализируется на автокраске и принадлежностях для окраски. Не забывайте что есть еще множество магазинов, реализующих баллончики с качественной авто-краской. Также вам понадобится малярный скотч (25 руб., там же). Даже и не думайте использовать обычный скотч. Шкурка нулевка, и, если на раме или вилке есть царапины, с номером немного побольше. А также страшное оружие террористов – канцелярские ножики с выдвижными и фиксирующимися лезвиями. Хватит и одного, на фото их два.
Сначала вся рама была тщательно сфотографирована со всех сторон, чтобы потом не вспоминать какой тросик куда шел, или как сидел передний переключатель..
Потом с рамы снято всё лишнее, мешающее окраски. Делается это не напрягаясь за 15 минут 6-ти гранным ключом. Цепь разбирается и собирается выжимкой элементарно, об этом много написано в и-нете на вело-сайтах. Немного сложнее – шатуны. Увы, выжимки для шатунов у автора как раз и не было, и была попытка снять их универсальным съемником для шкивов автомобиля. И тут же были погнуты звезды и сами шатуны, потому что усилие этот съемник позволяет прикладывать огромное, а металл там мягкий. Можно было даже просто открутить гайки и немного поездить на байке, шатуны бы сами слетели. Ввиду этого за 20 минут шатуны были просто высверлены дрелью. Всё равно были планы по их апгрейду. Конечно же всё делалось таким образом чтобы даже не задеть раму. Потом были приобретены оптимальные по цене-качеству-весу шатуны Shimano Deore, а также хорошая каретка на промах. Съемник каретки (250 руб.) вам понадобится тоже, хотя, в принципе, сама каретка не должна сильно мешать покраске. Если у вас мало опыта, для съема и установки шатунов и каретки автор рекомендует обратиться в специализированный вело-сервис, такой как X-Service в Красноярске.
Далее всё комплектующие байка были тщательно взвешены обычными бытовыми весами, точности которых вполне хватает: -/+ 20 грамм. Например, старая ужасная вилка-эластомерка InSync, которая шла вместе с байком с завода, весила 2.2 кг. Воздушка SID – 1.3 кг. По данным о весе комплектующих сразу видно, что сильно утяжеляет велосипед и что есть смысл заменить в первую очередь, сравнив с каталогом качественных и легких деталей. Если конечно вы ездите в стиле кросс-кантри, где вес байка играет не последнюю роль.
Итак, полностью “голая” рама. Ужасный, на взгляд автора, дизайн заводской покраски. Вес рамы около 1700 грамм, что ненамного больше топовых ультра-легких рам (1300-1500).
Цветов краски в продаже – море! На любой вкус. Автор выбрал черный цвет. Но помните, что серые и темные цвета, делают велосипед менее заметным на дороге. Хотя в сумерках и темное время суток необходимы световые приборы – красный светодиодный фонарь сзади, и, если хотите сами что-нибудь видеть, то фара спереди. Иначе, в какой бы цвет вы не покрасили раму, на дороге вас никто не увидит. Как показывает практика, отражающие поверхности тоже особо не помогают, хотя это лучше чем ничего.
Надпись и всё, куда бы вы не хотели, чтобы попала краска, следует аккуратно и тщательно заклеить малярным скотчем.
Теперь сама надпись. “TREK”. Как видите, она была сначала заклеена скотчем полностью, а потом очень аккуратно обведена ножиком и отклеено лишнее. Теперь при окраске она останется такая, какая и была, что и нужно! Белые контурные буковки на черном фоне, должно быть красиво..
Далее - зачистка рамы мелкой шкуркой-нулевкой. Она должна быть не абсолютно гладкая, а немного шероховатая, чтобы краска лучше держалась. Автор не стал зачищать раму до алюминия, а использовал шероховатую (после нулевки) качественную заводскую краску как грунт, хоть и злые языки потом говорили что из-за старой краски рама потяжелеет. На деле был замерен вес рамы до, и после покраски и каких-то существенных различий выявлено не было.
Внимание!!!! Если на вашей раме есть царапины – трите сильнее, вплоть до металла, не надейтесь что после покраски все неровности исчезнут!!! Они будут хорошо проступать сквозь краску и это будет очень некрасиво смотреться. Не ленитесь, после “нулевки” поверхность должна быть очень гладкая не ощупь.
Чтобы не дышать соскобленной краской автор рекомендует намочить как поверхность, так и шкурку водой. Шкурки-нулевки уйдет довольно много, несколько листов A4. Но она очень дешевая и продается в любом хозяйственном или “Сделай сам” магазине.
Итак, красим. Минут 5 трясем баллон, чтобы краска хорошо размешалась. Перед покраской поверхность должна быть идеально чистой и сухой. Сначала 2 слоя краски. Наносим легкими движениями. Причем начинать движения можно, когда краска летит не на поверхность рамы, так как иногда из баллона сначала вылетают крупные капли. Много не лейте!!!!!!!!! Слой должен быть очень тонким, иначе краска потечет (тогда сушка и снова шкурка). Красим один слой, ждем 30 минут и красим второй. Потом ждем еще 30 минут и ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО осматриваем раму при ярком свете на предмет того, не осталось ли неокрашенных областей. Если есть – третий слой.
!!! Если нет опыта, попробуйте сначала окрасить какое-нибудь ненужное небольшое металлическое изделие. Потренироваться, так сказать. Опыт очень быстро приходит, потом захочется красить всё подряд.
Да, красить надо, конечно же, в нежилом помещении, которое хорошо проветривается, так как краска очень быстросохнущая и довольно токсичная. Дышать лучше через намоченное в воде полотенце. На глаза – плавательные очки.
Далее, сушим окрашенную раму минимум часов 5-7, а лучше сутки, и аккуратно отлепляем кусочки скотча, прикрывающие надпись на раме, с которой вы не хотите расстаться. Теперь покрытие лаком. Также тонкими слоями, не лейте много – потечет, испортите уже готовую окраску. Автор рекомендует не меньше 5 слоев, чтобы новая краска лучше противостояла царапинам. Между слоями ждем 30 минут.
Вот вообщем-то и всё. Аккуратно снимаете скотч, прикрывающий посадочное место каретки, рулевую колонку и т.д. Красота.
Можно прицепить колеса, вилку и вынос и оценить...
Кстати, вилку можно переставить тоже самостоятельно, с помощью острого ножа со старой вилки аккуратно выпрессовывается кольцо, которое относится к рулевому стакану и рулевой колонке. Больше ничего не надо, остальное – 6-ти гранным ключом.
Знаменитая вилка, на которой ездил хорошо известный велогонщик Владимир Воропаев, с завидным постоянством занимающий первые места на всех вело-соревнованиях города. Наверно первая или одна из первых амортизационных вилок такого уровня в Красноярске. Но вот что-то цвет ее не гармонирует с общим суровым цветом байка.
Технология окраски велосипедов уже известна. Заклеиваем всё лишнее, также заклеиваем и красивую надпись “Rock Shox”. Затираем шкуркой царапины. Автору долго пришлось провозиться с подготовкой вилки к нанесению краски, часа 2-3, рельеф поверхности довольно не прост, плюс вилка была с большими царапинами.
Два слоя краски. Снимаем скотч, прикрывающий фирменную эмблему.
Теперь пять слоев лака, и изделие готово! Как новенькая!
Байк в сборе. Также был заапгрейджен подседельный штырь на Ritchey WCS. Общий вес байка получился 12 кг с хвостиком. В будущем с помощью установки новых ободов с хорошими втулками и заменой на легкие руля, выноса и кассеты можно сделать вес равным около 10 кг, в результате получится очень достойная кросс-кантрийная машина.
В итоге, байк был полностью разобран, окрашен, проапгрейджен и собран. В настойках переключателей тоже абсолютно ничего сложного нет. Процесс хорошо описан в интернете на вело-сайтах, да и понятен интуитивно из принципа работы переключателей.
Но теперь на вопрос чайников, “что у тебя за велосипед и сколько но стоит?”, автор статьи даже и не знает что сказать. Второго такого байка больше просто не существует, что оказывается весьма приятно.
Комментарии, дополнения, вопросы принимаются.
Автор не несет ответственности за испорченные байки и прочие предметы в результате неправильного применения, полученной за время прочтения этого текста, информации.
)
PS фотки все замочил, статья с фотками тут:
http://www.krasbike.ru/articles/article/?id=36" target="_blank
PPS А, блин, красбайка больше нету. Залил фотки на Mail.ru и обновил пост....