Виталя дописал отчет
Отчет, 8 часть (выводы)
Выводы
Ну вот – гонка закончилась, первые восторги схлынули, настала пора подвести сухой итог по тому мероприятию. Тезис первый – это было МТБ! Второй – мы это сделали!. Т.е. проехали многодневку, хотя вначале сама идея внушала опасение – было непонятно, как поведет себя организм день на пятый-шестой гонки. Оказалось – вполне можно выжить. Тезис третий, парадоксальный – я никогда так хорошо не отдыхал . Хотя, по фотографиям это понять сложно – морда везде как-то неестественно перекошена. Но все же – хоть к концу гонки, когда я подходил к лестнице и, делая первый шаг, начинал задумываться о том, надо ли мне вообще на второй этаж – настолько концентрированное занятие своим увлечением доставило море удовольствия. Настолько глубокое, что уже сейчас начинаю строить планы на следующий год и приглядываться к подобным гонкам – сильно зацепило. Ну а раз уже понятно, что сдержать я теперь себя не смогу – надо провести анализ прошедшей гонки и постараться зимой и по время подготовки к следующему сезону провести «работу над ошибками». Благо, информации было получено достаточно – опыта приобретено навалом, и я уже давно в плане велосипедизма не находился в таком состоянии, когда непонятно, куда со всем этим опытом «бечь». Пока есть только первые наметки.
1. Байк
Начнем с простого – т.е. железа. Все нижесказанное – это сугубо личный взгляд, и приверженцев противоположных просьба сильно не возбуждаться .
Во-первых, про раму – я окончательно утвердился во мнении о том, что двухподвес не нужен. Причем не нужен именно в приложении к этой, марафонской дисциплине, для которой его в наибольшей степени обычно и позиционируют. Весь прошедший год я подумывал о приобретении «эпика», предполагая использовать его именно на марафонах. Это не значит, что от идеи «эпика» я откажусь окончательно и бесповоротно, но марафоны на нем точно ездить не буду – разве что кататься по окрестностям в свое удовольствие, да для гонок КК. Для жесткой горной гонки подобный аппарат уместен только если у тебя наблюдаются пробелы в технике пилотажа, которые ты готов нивелировать –
а) Килограммом лишнего веса. Это не самая большая проблема в то время, когда находишься в седле, но она приобретает актуальность, когда надо тащить байк на руках круто вверх по бурелому, мокрым камням и т.п. Тут и вес заметен и (долго думал, как это сформулировать) – худшая эргономика рамы. Проще говоря – с держалками проблемы, гораздо больше всего торчит и мешается.
б) Усложнением конструкции байка. Пока катишь – вроде тоже фигня-вопрос. Но после гонки надо мыть и обслуживать байк, а наличие говнища во всех этих линках и подшипниках подвески не располагает к сокращению временных издержек на эту процедуру. Хотя, если у вас есть сервисмэн – этот пункт вас не беспокоит
в) Пресловутой раскачкой при педалировании. Стабильная подвеска почти решает эту проблему, но меня лично все равно раздражает даже легкая и почти незаметная податливость. Так как иной раз подъем в гору занимает больше часа, и на этапе это будет случается не единожды – силы оно тихонько и незаметно подъедает. А потеря производительности даже в 1% (со стабильной подвеской) – это, при прочих равных, проигрыш минуты на длинном горном перевале. И на спуске оно не отыгрывается. Может быть и бывают «сосисочники», которые умеют использовать подвеску, но в этой гонке таких не было – т.е. ни один обладатель «сосиса» не катал с гор так, как это делали лидеры на хардтэйлах. Сосис позволяет лишь совершать больше ошибок в выборе траектории, но что тут сказать – надо просто учиться ездить .
г) Необходимостью таскать на себе гидропак. У большинства двухподвесов на раме крепеж только под одну флягу, чего не хватает на гоночные 4-5 часов. Если этап по времени вырастет до 6 часов – я признаю необходимость гидропака, но в формате ТрансКарпатии терпеть это неудобство не обязательно. Да, фляги теряются, но вечером покупаются новые .
Во-вторых – трансмиссия. 22-32 – очень востребованная передача даже в ситуации хорошей силовой подготовки. Тем не менее, хочется сделать байк легче и проще – на следующий год буду пытаться катать 2x9 с набором спереди 44-29. Если же полечится выбраться еще на многодневку – назад встанет кассета с большой звездой 34 зуба. Думаю, должно хватить.
Колеса. Как уже замечал – на гонку я поставил свой старый вилсет на DT240 и 717-ых мавиках, и впоследствии ни разу не пожалел об этом решении. Колеса претерпевают большие нагрузки, жалеть их иной раз некогда, а мысль о том, что ты можешь убить дорогой фабричный вилсет – результатам не способствует. Да и стандартные проблемы – восьмерки и т.п. – с обычными колесами большими проблемами не являются. Даже если убил обод – всегда можно найти веломагазинчик, обод купится дерьмовый, но на следующий день ты будешь в седле. Т.е. колеса пусть в будущем будут обычными колесами – без причуд, на 32 спицы, собранные на топовых компонентах. Кроссмаксы же хорошо использовать на локальных покатушках и гонках.
Резина. В этом месте определится не смог. Наверное, оттого, что за 8 дней по камням мы ни разу не прокололись и не пробились – слава всем богам! Соответственно, обрести понимание необходимости бескамерок с герметиком я не смог и этот вопрос остался открытым. В бескамерках смущает больший вес, возможно в следующем сезоне попробую использовать как бескамерки обычную резину. Полуслики, так же как и чрезмерно злая резина – не годятся. С шириной тоже вопрос сложный – я катал для таких трасс на откровенно узкой резине – честной ширины 1.75''. Т.е. иной раз было жестковато, больше козлило на корнях и неуверенно на мокрых камнях. С другой стороны – узкая резина легче, на нее мотается меньше грязи и по шоссе идти сподручнее. В перспективе, наверное, поставлю 1.9 с неглубоким универсальным протектором.
Про остальное кратко – ноконы для таких испытаний байка бесподобны, шимановские PD-959 в серьезной грязи меня тоже не подводили, деревянное седло SanMarco Rever на кроссах совсем не отбивает задницу – не то что на шоссе. Моя Sola жестка, приемиста и нечувствительна к летящим камням. Был бы у меня не титан, а карбон – у меня бы сердце обливалось кровью после каждого этапа, когда считал бы сколы и царапины.
Резюме такое – байк должен быть разумно прост, а все основные узлы – ремонтопригодны в походных условиях. Мой байк – идеален , я им остался полностью доволен. В отличие от себя, но об этом позже. В условиях, когда железо убивается с абсолютно неприличной скоростью – его надежность должна быть максимальной.
2. Амуниция
Убивается не только железо – за 8 дней туфли ушатались больше, чем за предыдущие два или три года – это из-за частого пребывания в воде и бегания по острым камням. С этим ничего не поделаешь – слезы надо проливать тихо, закутавшись в спальник. Форму с собой лучше брать не сильно заношенную, но такую, которую уже и не сильно жалко. И самое главное – немаркую. А то видали мы на старте перцев в белых велотрусах . Я после первого, самого грязного этапа до сих пор не могу отстирать светлую веломайку. В общем – тона лучше темные. Белые носки – только если совсем не получается преодолеть глубоко заложенное старорежимное шоссейное пижонство. У меня не всегда получается
А лучше всего – черные велоноски, которые надеваются после душа на финише этапа и стираются после финиша следующего – это оптимизирует время, с белыми носками такой фокус не пройдет и потребуется стирка двух пар носок ежедневно. Можно, конечно, носки не стирать, но это не наш выбор. В общем-то нормально иметь с собой два полных комплекта велоформы. Плюс тонкие длинные велоштаны и тонкую непродуваемую курточку, такую, которая в три рубля сворачивается и укладывается в карман веломайки – по утрам может пригодится.
Насчет того, что кладется в карманы, наша практика показала, что надо иметь на двоих один набор шестигранников, выжимку, замок для цепи и спицевой ключ. Плюс у каждого по камере, насосу и паре-тройке энергетических батончиков или гелей. Мне, кстати, гели очень изостаровские понравились – выдавливаешь какую-то жидкую дрянь в горло – жевать не надо, в желудок проваливается замечательно. Поэтому запасал их на каждом этапе, и даже домой припер штуки четыре . Насчет гидропака мысли пока в голову не приходят, хотя понимание того, что иной раз это незаменимая штука – уже присутствует. Разве что когда-нибудь выберусь на гонку с этапами подлиннее. Но до последнего постараюсь обойтись без этого бурдюка.
3. Софт
Перед поездкой я целенаправленно тренировался на Алтае катать горы. И вроде бы небезосновательно считал, что этой части программы могу показать неплохие результаты. Примерно таким эпитетом мои показатели и можно охарактеризовать – неплохо. Но там таких, кто в горы ехал неплохо – было довольно много и если я там мог конкурировать на уровне выше среднего по меркам этой простой гонки – то на более представительных стартах текущего уровня будет сильно не хватать. У Андрияна с этим проще – он в горы шел с небольшим запасом по темпу, т.к. я у него подрабатывал легким якорем против скорости. Но он в гору катил на уровне лучших по гонке – может, пара участников лучше его апхиллила, не больше. В общем – надо будет эту сторону развивать дальше – причем не хватает в основном не силовой подготовки, а чуть большей психологической устойчивости на сложных, но непротяженных торчках, и умения более эластично педалить. Последнее – вообще большая проблема. Напрягаюсь слишком сильно и не по делу – Андриян запарился, наверное, меня в этом плане корректировать. Собственно, благодаря полезным советам (ну еще и усталости, конечно ), к середине гонки я стал больше внимания уделять расслаблению и отдыху на трассе – тянуть мышцы, не напрягать плечевой пояс. Морда вот только везде страдальческая. Тем не менее – за апхилл ставлю себе твердую четверку. Неуверенной рукой может даже плюс потом пририсую
.
Сильная сторона открылась там, где не ждал совсем – оказалось, что неплохо катаю спуски, причем довольно сложные. На спусках от меня никто не уходил, а обычно было наоборот. Специально вроде этим не занимался, но именно на спусках получалось расслабится и хорошо отрабатывать рельеф. Наша команда надо мной потом прикалывалась – у меня очки не выбирают 2 единицы зрения, т.е. у меня в очках всегда -2, так родилось предположение, что я просто не вижу нифига, а потому и не боюсь . Ставлю 5-. Минус за эффект, который оказался неожиданным и из-за которого на предстоящую зиму придется обзавестись кистевым эспандером. Оказалось, что на тупых нетехничных даунхиллах с горы в лоб, когда приходится постоянно держать тормоза подзажатыми, минут через 5 у меня банально пропадает сила в пальцах – они «закисляются» и наступает форменная веревка. Вместо одного пальца на ручку тормоза приходится вешать минимум два – а оставшихся двух уже не хватает для того, чтобы руль не вырывало из рук. В общем – придется закачивать кисти и постараться перед предстоящими стартами не падать на спусках, чтоб не попортить карму.
Ну и провальная часть – равнина, шоссе. Тройка. С темповой и скоростной подготовкой – полный пэ. В группе сижу, на смены выхожу, но уж очень тяжко это мне дается, настолько тяжко, что после каждой смены норовлю «капнуть» с колеса, а километров через 10 такой темповой работы ноги наливаются, каждая передача кажется неподходящей и в голове родятся упаднические мысли. Если кто-то из лидеров в этот момент дергает – могу и не усидеть. Причем чувствую себя очень слабым даже в группе с теми, от кого ухожу в гору. Это закономерный пробел в подготовке – последние пару-тройку лет вообще скоростной и темповой работой не занимался серьезно, отдавая предпочтение силовой подготовке. В итоге имеет то, что имеем. В следующем году надо будет прямо с весны начинать всерьез фиксить проблему – т.е. искать компанию для тренировок, ибо в этом месте в одну каску многого не добьешься. Плюс, похоже, необходим шоссейник, т.к. для того, чтобы ездить быстро – надо ездить быстро, а байк не дает этого необходимого объективного ощущения скорости. А того специфического ощущения скорости, которое, например, бывает во время длиннющего апхилла, когда катишь на перевал на 10-12кмч и думаешь – «как я сегодня офигенно быстро еду!» – для шоссе недостаточно. Т.е. горный марафон привел к неожиданным выводам – двухподвес мне нафиг не нужен, а вот породистого шоссера для подготовки явно не хватает .
Общее здоровье больших претензий не вызвало. Так, по мелочам есть проблемки, но выносливости хватило, организм вынес издевательства. Разве что связки под коленом на левой ноге что-то до сих пор болят – вытянул крепко, видать. Раньше понемногу тоже такое бывало, а тут этак всерьез побаливает. Записался в НИИТО, к следующему году этой фигни быть не должно – изведу. И больше внимания разносторонней разминке перед тренировкой буду уделять, чтобы не давать поводов к рецидивам.
Вот вроде, наконец, и все. Не ожидал, что такой длинный текст получится, но отчет мне самому дал хорошую возможность пересмотреть всё приключение заново и систематизировать в голове постфактум то, что в процессе казалось не всегда очевидным. А если еще, благодаря ему, в будущие сезоны идея проводить свободное время в горных гонках посетит других Нских байкеров – считаем, что задача выполнена . Ну а меня на этом поприще, похоже, уже мало что остановит .