Вот несколько текстов по теме.
News (27.05.2003) Iностранец № 18,2003. "Трех-четырехскоростные втулки существовали давно. А теперь вот выпустили 14-скоростную, которая своим диапазоном закрывает всю 27-скоростную линейку передач от Shimano. - И чем она лучше? - Получается надежнее. Особенно для спортивного или экстремального стиля катания. Суди сам, традиционный внешний переключатель скоростей требует аккуратного обращения. Например, на скорости хватаешь им камень, и он влетает в спицы. А тут такой переключатель просто отсутствует за ненадобностью. Снимается и передний переключатель, а с ним две ставшие лишними звездочки. Цепь работает в одной плоскости, поэтому меньше изнашивается и не рвется. Никакая грязь не затруднит переключение скоростей, как в случае со внешними переключателями, когда она на них налипает. Количество тросиков сокращается вдвое. То есть по многим показателям это выгодно. Втулка сама по себе тяжелая - 1,7 килограмма, но на общем весе велосипеда это не отражается, потому что другие-то детали убираются".
Аргументы «за».
1. 14-ступенчатая втулочная коробка передач для высоких нагрузок. (Современный мощный велосипедный привод, производство Кассель, Германия).
2. Оптимальна для профессионального спорта. (МТБ, ДХ, ФР, дуал, марафон...)
3. Комфорт на каждый день.(Сити-,трекинг,фитнес-, фенбайкс, ручные, комфорт и складывающиеся велосипеды)
4. Заднее колесо вращается так же легко, как и при цепном переключении передач. (КПД 95-99%)
5. С эффективным количеством передач, как и при цепном переключении. (14 эффективных передач, двойные передачи отсутствуют)
6. Переключает быстрее и надежнее, чем любая другая система. (Передача за передачей или сразу несколько передач одним движением)
7. Одинаковое передаточное число между всеми передачами с высоким общим передаточным числом. (Передаточное число между всеми скоростями 13.6%.Общее передаточное число 526%. У классического 3*9 - 44/22 * 32/11 = 582%, у 11/34 - 618%) Шаг между передачами равномернее.
8. Легко переключаемый переключатель передач. (Переключение стоя на месте и в любых других ситуациях)
9. Не требуется настройка и проверка на многие тысячи километров. (Благодаря современной конструкции и смазке жидким маслом)
10.Работает надежно и долговечно, как швейцарские часы. (Успешно применяется в тяжелейших соревнованиях и в отдаленных участках земли)
11.Дешевый привод для активных велосипедистов. (Затраты на 10 000 км. SPEEDHUB 500/14 около 0,63 цент/км. Цепное переключение около 2,7 цент/км)
12.С оптимальным отношением вес к количеству передач, около 120 гр. к передаче.
(Цепное переключение с 27 передачами около 100 гр. к передаче, втулка 7 передач около 250 гр. к передаче)
13.Высокостабильное колесо с 32 спицами, посадочный размер оси втулки 135 мм. (Симметричное строение с высоким фланцем для спиц, подходит почти ко всем велосипедам)
14. Ресурс на 100 тысяч километров.
15. Раскручивать втулку не нужно. Раскручивать нужно покрышку, камеру, кипер, обод, спицы уже в меньшей степени.
Чем дальше от оси - тем важней вес. В данном же случае - вес втулки играет в "раскрутке" почти такую же роль, как вес рамы-навески, скажем. У втулки весь вес сконцентрирован около оси вращения, поэтому момент инерции останется небольшим, и колесо раскручивается легко.
16.Полная независимость от песка и грязи (механизм защищен кожухом);
17. Долгосрочность эксплуатации цепей и шестеренок;
18. Сохранность спиц (по причине симметричного строения).
19. Ремонтируются втулки в Германии, на фирменном производстве. Они только там и делаются - никакой Азии.
20. Самим надо только масло менять через каждые 5000 км и ведущую звездочку по мере износа.
21. Запчасти есть в Москве у официального представителя Rohloff.
22. Подходит с натяжителем для любой рамы. Есть специальные конструкции.
Основные недостатки:
1-2. Вес и цена.
Считаем: рохлофф: 1700гр. - 1000$ за комплект втулка+манетка+натяжитель цепи.
"Обычный" 3*9 уровня XT-XTR:
втулка около 400гр (в 4-5 раз легче планетарки!) - 50уе
кассета 250гр - 50уе
задний переклюключатель 200гр - 100уе
одна манетка с тросом 120гр - 40уе
передний переключатель 140гр - 30уе
еще две звезды (с болтами) около 100гр. - 40уе.
Итого чуть больше 1200 гр. и около 300-320 уе.
3. Сложность ремонта (только в сертифицированном сервисе)
4. Если порвать цепь, то сократить ее на 1-2 звена не удастся (однако это маровероятно. Потому что цепи рвутся из-за нагрузок при существенных перекосах и рывков, чего здесь не ожидается).
5. Нужно искать систему HighEnd на одну звезду. А это дополнительные затраты.
6. Труднее запрыгивать на бордюры, преодолевать препятствия.
7. Зарегистрирован случай вытекания масла в том месте, где оба тросика переключения соединяются с основной осью.
8. Сложный шестеренный механизм имеет достаточно высокое трение, что вызывает повышенную затрату сил велосипедиста. Эти свойства стали определяющими для отказа от использования таких втулок на спортивных велосипедах.
9. Планетарные втулки имеют высокий ресурс, но не предназначены для работы в экстремальных условиях и, к тому же, они почти неремонтопригодны.
Отзывы.
1. Когда просто крутишь педали, то ничего такого необычного нет, разве что на разных передачах совсем разный чуть слышный треск ; на холостом(когда не крутишь педали) треск звонкий и то же разный всё это не напрягает нисколько-
чем то даже прикольно.
Момент переключения : вот здесь основные плюсы.
Быстрое переключение - только щёлкнул грипсой, одновременно воткнул передачу (в отличии от переключателя, которому надо некоторое время что бы перебросить цепь) и это не важно на соседнюю передачу переключаешь или через одну или 2 или 3 или 5 или 10 ; неважно крутишь педали или нет ; неважно в горку или нет ; неважно понижаешь передачи или повышаешь - это надо объяснить отдельно.
Надо ли объяснять плюсы когда можно переключаться стоя на месте (например, если въехал в грязь или в крутой подъём и застрял т. к. включил изначально не ту передачу,
никакая грязь никогда не мешает переключению).
Вес велика вырастает примерно всего на 300- 400г, т к эта втулка заменяет собой прежде всего втулку, кассету , переключатель а также 2 передних звезды , левый шифтер , передний переключатель и по мелочи : цепь короче на 10-15 звеньев , спицы короче на 20мм - всю эту кучу взвесить будет примерно то же ну а если чего нибудь типа XTR, то Рохлоф будет на 300- 400г тяжелее.
Другое дело что вес всех этих железяк переходит на заднее колесо,
но меня это не напрягает я и не чувствую это когда еду .
По цене: ведь ты покупаешь не втулку , а всю трансмиссию.
Такая куча типа XTR стоит дешевле может, но это не соизмеримо никак, т к не придётся менять каждый сезон а может и не один раз в сезон (кто как ездит) цепь , кассету и передние звёзды никогда не придётся менять переключатель если ты его убил грязью или оторвал.
2. Относительно веса: основной момент не столько увеличение, сколько перемещение назад. Сама втулка весит 1.7 кг . Но при этом, если ставить без натяжителя, мы имеем отсутствие переднего переключателя, двух передних звёзд (можно брать систему от сингл-спида, если чейн-лайн подходит), отсутствие одной манетки. Задний переключатель превращается во втулку.
Реальное увеличение веса - порядка 200-500 граммов, смотря что было до того. Опять же, если гоняться за граммами, можно и петух оторвать, не нужен будет.
По поводу тугости переключения - достаточно важен момент с правильной прокладкой тросиков, у меня они идут не самым лучшим образом, да и с натяжением я несколько переусердствовал. Усилие переключения - проворот рукой, точнее, кистью, вперёд или назад, без нагрузки не так уж и велико, просто не знаю с чем и как сравнить. Если человек
ездил до того на грип-шифтах - имхо, всё будет нормально. Говорят, сейчас немец делает рапид-файр, очень хочется.
Вспомнил, с чем сравнить: крутил ручку от шимановской семискоростной втулки на каком-то байке в Сокольниках. Вот у спидхаба усилие больше примерно на четверть, может быть на треть.
3. Втулка Rohloff производит очень хорошее впечатление, когда начинаешь её использовать в разных условиях. Поначалу приходится привыкать к переключателю Gripshift (особенно если несколько лет отъездил на RapidFire), но этот процесс не очень утомительный, ососбенно учитывая, что переключатель всего один! Таким образом повышается удобство управления - переключатель и задний тормоз справа, а левая рука управляет основным (передним) тормозом и никакие рычажки её не отвлекают. У меня переключатель настроен достаточно туго, так что любое случайное переключение исключено; при этом не в ущерб удобству - во время езды рука достаточно легко справляется с переключением, т.к. дополнительно нагрузка идёт от плеча, к тому же всегда езжу в перчатках.
Переключение плавное, к этому тоже надо привыкнуть. Переключать можно с любой передачи на любую. Далее небольшое но. В проспектах написано, что можно переключать под нагрузкой, стоя на месте, и при езде назад. Насчёт езды назад не знаю, да и проверять лень, может, переключение работает. На месте - без проблем. Действительно, можно включить любую передачу на месте. Дальше интереснее. Если нагрузка не очень большая, то можно не прекращая педалирования осуществить переключение, но вот если нагрузка возросла (причём совсем немного), то вам не удасться переключиться без остановки педалирования. На самом деле переключение осуществляется так. Нужно на мгновение остановить педалирование, затем ручкой Gripshift выставить нужную передачу (любую, тут никаких ограничений) и снова жать на педали. Передача втыкается мгновенно без каких бы то ни было переходных процессов. Приобретя сноровку, вы будете тратить на это доли секунды. Ощущение и удобство такого переключения и есть одна из главных фишек при использовании втулки Rohloff. Это кардинально отличается от свойств привычных внешних переключателей. Более того здесь в принципе не возникают проблем с перекосом цепи или загрязнением переключателя.
Стоит также отметить, что иногда в районе центральных передач (примерно 7 и
можно неожиданно попасть на 14-ю (здесь 14-я самая скоростная, а 1-я наоборот самая медленная). Это конструктивные особенности втулки. К тому же проявляется в основном при начале эксплуатации. Похоже, что основная причина (описана в предыдущем абзаце) --- переключение при педалировании. Просто нужно приучить себя к тому, чтобы останавливать педалирование при переключении. Из конструктивных особенностей можно отметить ещё устойчивое похрустывание на 6-й передаче.
Данные по массе
Важность этой информации весьма спорна, и если бы речь шла о двух--трёх сотнях грамм, этого раздела просто бы не было. Мне всегда было смешно слышать об экономии 100, 40 или даже 15 грамм на байк, т. к. значения ниже 2% от общей массы велосипеда (это примерно 200--250 грамм) находятся ниже порога чувствительности 99.5% велосипедистов в 100% условий эксплуатации. Масса других факторов — покрытие дороги, сопротивление воздуха, налипающая грязь (300 грамм легко), потеря воды за покатушку (не говоря о тренировке), приобретение воды (дождь, например), давление в колёсах, состояние цепи и т. п. обладают несомненно большим влиянием на байкера, нежели пренебрежимо малый шум экономии грамм.
Но в случае со втулкой Rohloff речь идёт о многих сотнях грамм, можно даже сказать, о килограмме. Более того именно по этому параметру имеется вопиющее несоответсвие приводимых на сайтах данных (увеличение на 400--500 грамм) с реальностью. В частности, при оценке говорится, что снимем-то мы и втулку, и переключатели, и тросики, и звёзды, а поставим почему-то одну только втулку? Будто бы и нет новых тросиков, переключателя и другой мелочёвки.
Давайте теперь рассмотрим поподробнее массы компонентов. Речь пойдёт о модели CC DB, которая используется с дисковым тормозом на обычном байке. Сама втулка имеет массу 1780 грамм и является безусловно самой тяжёлой деталью всего нового комплекта. Колесо было собрано на идентичном ободе (Mavic D721, было D521). Итак, смотрим как изменилось заднее колесо.
Было: 1480 гр. Стало: 2600 гр.
Данные приведены без камер и порышек. Видно, что уже приобретено 1120 грамм.
Осталось посмотреть остальную «мелочёвку». Как можно увидеть её тоже не мало... Получилось 870/826 гр.
Здесь скорее приятный сюрприз. Новый комплект весит на 870-826=44 грамма меньше.
В итоге получается, что увеличение веса байка составляет 1120-44=~1070 грамм, что в 2-2.5 раза больше, чем те цифры, что приводятся в большинстве источников. В случае же, если у вас есть рама со специальными горизонтальными дропаутами, что можно не использовать натяжитель цепи (110 грамм). Также небольшие вариации возможны, если у вас другое оборудование, но эти измение могут быть как в большую, так и в меньшую сторону.
По собственным ощущениям скажу, что стало весьма заметно смещение центра масс назад и перепрыгивать небольшие препятствия с былой лёгкостью уже не получается, нужно привыкать снова.
4. 22.04.2004. "Вы видите то, что невероятно - мы тоже!" Эта втулка Speedhub 500/14 проработала 90 000 км и вернулась на инспекцию и проверку в мастерскую компании Rohloff. Коробка переключений функционирует идеально и проработает еще много времени. Граница 100 000 км приближается...
http://www.chainpower.ru/?page=news&nid=10
5. 7.08.2004. В Кассель приедет всемирно известный кругосветный велопутешественник Тильман Вальдталер и покажет серию диапозитивов о своем последнем двухлетнем велопутешествии через Северную Америку от Аляски до Патагонии. Не случайно потому, что сам маршрут прошел на втулке Rohloff и ему есть, что рассказать своим друзьям по увлечению. И именно на этой втулке он вновь отправится своим ходом до Австралии. А другой кругосветный велопутешественник, находящийся в пути вот уже несколько лет, Петер Шмолька, так же едет на системе Rohloff: "Когда в 2000 году я впервые начал использовать втулки фирмы Rohloff, моему восхищению не было предела: идеальное согласование передач, по-детски простое переключение, практически полное отсутствие потерь на трении, которых вполне можно было бы ожидать при использовании такого комплексного механизма. А поэтому переезд через Альпы с 40-килограммовым багажом в самом начале моего пути стал поистине тяжелым испытанием. Результат: полное отсутствие каких-либо значимых отличий от цепного переключения. 14 передач - по современным меркам не так уж и много. Однако речь идет о чистых передачах , в то время как при цепном переключении некоторые из них дублируют друг друга (в различных комбинациях передних и задних звездочек) или не могут быть использованы вовсе в виду экстремально-наклонного положения цепи. Даже по сравнению с моим прежним цепным переключением с его 24 передачами SpeedHub обладает более плавным переключением с одной передачи на другую. Первое испытание, даже с 40 килограммами багажа, как говорится, прошло на ура. Hа протяжении всего маршрута проявили себя и другие достоинства Speedhub, такие как: полная независимость от песка и грязи (механизм защищен кожухом); долгосрочность эксплуатации цепей и шестеренок; сохранность спиц (по причине симметричного строения). Hо, конечно же, на свете нет ничего идеального. И объективности ради стоит заметить, что и мой Speedhub не является здесь исключением: в том месте, где оба тросика переключения соединяются с основной осью, из него потихоньку вытекает масло".
6. 26.02.2004. Стефан Вильда проехал с 10.02.2004 г. 1700 км к центру северного полюса. Участник Idita Bike Races 2003 г. сообщил о температуре -30 гр. цельсия. Его Speedhub 500/14 функционировала без проблем и сбоев.