Привожу конспект разных рассуждений о планетарной втулке.
Основной момент не столько увеличение массы, сколько ее перемещение назад.
Значения ниже 2% от общей массы велосипеда (это примерно 200-250 грамм) находятся ниже порога чувствительности 99.5% велосипедистов в 100% условий эксплуатации. Масса других факторов — покрытие дороги, сопротивление воздуха, налипающая грязь (300 грамм легко), потеря воды за покатушку, приобретение воды (в дождь), разное давление в колёсах, состояние цепи и т. п. обладают значительно большим влиянием на байкера.
Но в случае со втулкой Rohloff речь идёт о килограмме. Рассмотрим массы компонентов. Речь пойдёт о модели CC DB, которая используется с дисковым тормозом на обычном байке. Сама втулка имеет массу 1780 грамм и является самой тяжёлой деталью всего нового комплекта. Новое колесо было собрано на идентичном ободе и в результате было приобретено 1120 грамм. Замена переключателей и другой "мелочёвки» дала выигрыш в 44 грамма. В итоге получается, что увеличение веса байка составляет 1120-44=~1070 грамм.
В случае же, если у вас используется рама со специальными горизонтальными дропаутами, то можно не использовать натяжитель цепи (110 грамм).
По ощущениям стало весьма заметно смещение центра масс назад и перепрыгивать небольшие препятствия с былой лёгкостью уже не получается, нужно привыкать снова.
Многоскоростные втулки с внутренним переключением передач сейчас используются исключительно на городских (прогулочных) велосипедах, где не так важен малый вес, низкие потери и надежность привода при интенсивных нагрузках, но желательно простое и редкое обслуживание велосипеда. В Европе они очень популярны, так как велосипеды там активно используются как транспортные средства для ежедневных поездок. Компания Shimano разработала систему электронного управления подобными втулками. Также ведутся исследования по созданию велосипедов с автоматическими системам переключения передач. В России количество велосипедов, оборудованных планетарными втулками очень незначительно. Сказывается высокая цена, невозможность ремонта в домашних условиях и даже во многих мастерских и, конечно же, нацеленность многих велосипедистов на модный ныне горный велосипед.
http://www.pushchinoonbike.narod.ru/bike/ph.html
Для КК-гонщиков планетарная втулка малопригодна. По крайней мере для тех, кто нацелен на победу, а не просто на "доехать до финиша". А вот тем, кто ездит на байке помногу и круглый год, можно ещё и подумать. Если конечно есть в кармане тысчонка баксов на подобную модернизацию. И желание заказать специально разработанную раму под это дело.
Насколько удачен натяжитель? Или лучше искать раму с подвижными дропаутами специально для этой втулки?
сли глина после дождя, то забиваясь, начинает неровно цепь укладываться на звезду. Я эту проблему решил, выкусив 6 звеньев цепи чтобы сильнее ее натянуть.
Если собирать хартейл, то, видимо, лучше искать раму с подвижными дропаутами , если двухподвес, то без натяжителя не обойтись.
Втулка в грязи лучше работает без натяжителя. Поскольку сила пружины натяжителя фиксирована, куски грязи и трава будут вызывать расколбас и затруднять вращения рамки переключателя. Без натяжителя же грязь будет выдавливаться.
Но есть другая опасность. Как-то раз еду по пересеченке (по краю вспаханного поля) и вдруг перелетаю через руль. Оказывается под цепь попал торчащий из земли корень и его закусило снизу под звезду. Велосипед просто вырвало из-под меня, заднее колесо слетело с эксцентриков (не до конца). Поэтому надо там защиту цепи сзади городить. Я простенькую конструкцию сделал.
На классическом приводе в этой ситуации завернуло бы переключатель, могло сломать его и закинуть в спицы, сломав часть из них.
КПД втулки ощутимо падает при силовом педалировании на низких передачах (крутые горки при переезде оврага, например). Верхние 7 передач работают очень приятно. КПД для семи больших передач 98 % и 95% для малых. Классическая система на нижних передачах тоже немного снижает КПД за счет перекосов цепи и некоторой не прикатанности цепи к звездам.
Но все же у классического привода на низах и под нагрузкой КПД заметно выше, но только если успел переключиться без перекоса. Не любит Rohloff "ломить" педали. Другое дело, что это и не нужно - можно всегда сбросить передачу, причем с любой на любую. Исключение составляют горки, в которые по другому не заедешь.
По моим ощущениям верхние 7 передач работают лучше классики, нижние 7 передач - хуже.
При переключени с 7-й передачи на 8-ю на некоторое время (весьма небольшое) включается 14-я, вроде бы это особо не мешает. Во-вторых, у втулки Rohloff несколько больше внутренние потери, разница примерно 2% по сравнению с традиционной трансмиссией.
По поводу тугости переключения - достаточно важен момент с правильной прокладкой тросиков, у меня они идут не самым лучшим образом, да и с натяжением я несколько переусердствовал. Усилие переключения - проворот рукой, точнее, кистью, вперёд или назад, без нагрузки не так уж и велико, просто не знаю с чем и как сравнить. Если человек ездил до того на грип-шифтах, то всё будет нормально. Вспомнил, с чем сравнить: крутил ручку от шимановской семискоростной втулки на каком-то байке. Вот у спидхаба усилие больше примерно на четверть.
У эксцентриковой версии крепёж рычага быстросъёмный, но очень капризный. Как мне рассказал человек, который на нём ездил, он у него умер на первом же прыжке и он его просто прикрутил хомутом.
Переписку в Москве я веду с представителем производителя Александром Самсоновым по адресу: <asamsonov@chainpower.ru>, звонить ему можно по тел. раб.: 095 917 81 40, моб.: 8 910 478 20 76.