Материал хоть немного и постарел, да все равно приятно.
«ЛЕДЯНОЙ ПОХОД» НА ТИТАНОВОМ «СКАКУНЕ»
Дмитрий КАДОЧНИКОВ. г. Зеленогррск, газета "Импульс", № 4 от 31 января 2008 года
Велосипедист Владимир Черников, известный как организатор красноярского велоклуба «Грязные носороги» и ряда интереснейших велоэкспедиций, движется сейчас по маршруту Великого Сибирского ледяного похода. Одной из точек маршрута стал Зеленогорск. Корреспонденту «Импульса» удалось встретиться с путешественником и узнать подробности его очередного неординарного предприятия.
ЗАМЕТКА В ЖУРНАЛЕ
С нее и началось знакомство с Владимиром Черниковым. Короткое сообщение в новогоднем номере журнала «Страна Сибирь» о готовящемся грандиозном зимнем велопоходе. Заметку буквально зачитала мне по телефону библиотекарь зала периодики Ирина Федько, бывший журналист, она знала, что эта тема меня равнодушным не оставит. В описании маршрута – подъем по реке Кан (!) и Зеленогорск.
На велосипеде по зимним дорогам – это меня не удивило. Тем более после многолетней дружбы с велопутешественником Валерой Шароновым. Была бы цель у человека, а байк - он поедет, он «железный». Но на велосипеде по заснеженному, в торосах и полыньях, руслу немаленькой реки?! Это что-то неслыханное.
До старта, судя по заметке, оставалась несколько суток. Вовремя информация пришла, но куцая. В журнале даже мельком не упоминалось, кто же затеял поход.
Полдня ушло на то, чтобы выяснить это, потом через третьи руки удалось узнать телефон, потом еще один… Потом дождаться вечера. И вот в трубке голос (теперь уже знакомый) Владимира Черникова. Да, действительно, он организатор и единственный участник... Да, пройдет по Кану ради исторической правды, но будет в помощниках знакомый егерь с снегоходом… Да, как только доберется до города, даст знать смс-кой...
«НОСОРОГ»-КРАЕВЕД
Послужной список главного красноярского «носорога» впечатляет. В числе маршрутов, пройденных Владимиром Черниковым – где с командой, где в одиночку, – велопробеги вдоль трассы Обь-енисейского канала, по сибирским писаницам, к манским озерам, по Екатерининскому и Ленинским трактам, путешествия к месту находки знаменитого Палласова железа, в Монголию, Перу, Карабах… Всего не перечислить.
Летом 2007 года он повторил путь покорителя Сибири Ермака и его казачьей дружины – от Перми до Тюмени. Скорее всего, именно в этом походе по старинным сибирским городам, где было много встреч с краеведами и посещений местных музеев, он «подцепил», даже не заметив, как и когда, тему следующей экспедиции.
После того как был написан отчет о летнем велопробеге, возник вопрос – а что дальше? И тема еще одного великого, но трагического похода русского воинства по Сибири развернулась, дала о себе знать.
Великий Сибирский Ледяной поход. Он продлился с октября 1919 года, когда несколько десятков тысяч солдат, казаков и офицеров колчаковских дивизий начали свое отступление от реки Тобол на восток, по март 1920 года, когда остатки армии вышли к Чите.
«Ледяной поход - масштабное, знаковое событие в истории Сибири», - считает Владимир. Он уже проработал гору литературы, прочесал Интернет, сделал пробные, тренировочные вылазки в Канск, Тасеевский район, встречался со старожилами и исследователями этой темы, списался с историками Белого движения.
Маршрут был полностью восстановлен по воспоминаниям белогвардейцев.
«Сначала была мысль стартовать 4 января, - рассказывал Владимир, согреваясь попутно горячим чаем, когда мы уже сидели в квартире его старого друга, живущего сейчас в Зеленогорске, – и двигаться точь-в точь как шли белые. Но получалось долго. Не могу позволить себе такого отпуска, и все-таки слишком медленно для меня».
ТИТАНОВЫЙ «КОНЬ»
100-120 км в день – таков средний расчетный пробег по маршруту. Все- таки у двухколесного «коня» есть свои преимущества. Отступавшим белым частям, да еще с обозом, с больными, ранеными, беженцами, с боями и стычками такая скорость передвижения и не снилась. А лошадей еще и кормить надо, и отдых давать в тепле.
Конечно же, не удержался я от вопроса о его велосипеде, тем более что уже был наслышан об уникальности байка.
«Аналогов в мире не существует. Сам придумал и разработал раму. Остальные узлы – стандартные, но самые современные, - подтверждает Черников. - Хотел сделать идеальный байк для туризма, но так как люблю еще и быстро ездить, то получился симбиоз между кросс-кантрийным и туристическим. Основное требование, конечно, накат. Чтобы не трясло, было комфортно. Титан это дает»
Титановую раму ему сработали умельцы в Нижнем Новгороде. Причем это уже вторая модель. Первый байк украден в Перу, слава Богу, что в последний день экспедиции, уже перед отлетом.
Резина на колесах – шипованная, зимняя. На заднем колесе - планетарная втулка, 14 передач в масляной ванне. И грязь не страшна, и никаких проблем с «петухом» переключателя (его попросту нет). Но на холоде ход не такой свободный, как летом. Приходится поработать. Тормоза – дисковая гидравлика. Тоже не лучший вариант для морозов, но работает и при -40. Но Владимир относится к таким мелочам философски: «Да какие это проблемы… Считаешься с ними, миришься да и едешь».
ВАЖНО – ДЛЯ ЧЕГО
Разговор о технике Черников быстро сворачивает: «Мне уже давно это неважно. Мне все равно, на чем я езжу. Важно - для чего».
Идея пройти наиболее сложный участок Ледяного похода – от Красноярска до г. Бабушкина (станция Мысовая) на южном берегу Байкала захватила Владимира полностью. У него с собой есть даже копия нагрудного знака, который вручался всем участникам того беспрецедентного похода. Вот пройдет маршрут до конца, оденет. Отметит таким образом свою причастность к этой истории.
После Зеленогорска – Канск, Решоты, затем Тайшет. Там, точнее в 40 км от города, Черников планирует посетить старое деревенское кладбище, где похоронен генерал Войцеховский. Он принял командование армией после Каппеля и завершал поход. А вот умер уже после Великой Отечественной, в лагере… Но это отдельная история.
А впереди еще будут Нижнеудинск, Зима, Черемхово. Иркутск Владимир планирует обойти с юга, пересечь Ангару, добраться до Листвянки, затем до села Голоустного, после чего перед финишем еще предстоит проехать 40-50 км по льду Байкала. Отметится в Мысовой, сядет на электричку и - в Иркутск, откуда, поездом уже, домой. Потом на два-три месяца, в основном по ночам, работа по обработке материалов экспедиции. Не зря же по всему пути намечены встречи с краеведами, историками, энтузиастами Белого движения.
Есть у Черникова еще одна идея – собрать в июне в Канске научно-практическую конференцию, посвященную 90-летию Гражданской войны. Вот по ходу будет договариваться с возможными участниками.
БЛАГОСЛОВЛЕН В ПУТЬ
Идейный старт, считает Владимир, состоялся 23 января, когда сначала в баню сходил, а затем получил благословение священника. 24-го утром тронулся в путь.
Причем, чтобы попасть из Западной Сибири в Восточную, проехал… под Енисеем. По тоннелю длиной более двух километров. Этот объект напрямую связан с ЗАТО – с Железногорском. Когда в описании маршрута я увидел упоминание об этом тоннеле, сразу возникла мысль – ох, не прост Владимир Черников! Про тоннель и знают-то не многие, а уж найти выход на структуры, от которых зависит, сможешь ты воспользоваться этим «транспортным коридором», или нет - та еще задачка.
А он уже проехал. Но когда выясняется, что Черников – подполковник КГБ (ФСБ) в отставке, все становится на свои места. Как минимум, у кого правильно спросить, знает.
По восточному берегу Енисея, проехав около 40 км, он добрался до Усть-Кана.
Там живет Александр Николаевич Саможиков, егерь. Путь по Кану как раз на его участке, и он обещал помочь. Но сначала не было бензина, потом целый день ушел на подготовку снегохода.
«Я переживаю, у меня график летит, - вспоминает с улыбкой Владимир. – А у них время течет по-другому. Но надо отдать должное Александру Николаевичу, Кан он знает как свои пять пальцев. Где свернуть, где торосы обойти... Очень много полыньей, в одном месте залетели, кое-как выскочили. Я ехал в санках, бросало меня нещадно…»
В районе Кужета перебрались с реки на старую лесовозную дорогу. Там велосипедист попрощался с егерем и сел в седло своего титанового «коня». По дороге (где-то там он изрядно удивил проезжавших на машине мужиков, у которых спросил, сколько тут до города) добрался до Сокаревки, потом до гидроузла, где его и встретил на автомобиле старый товарищ. Он же после полутора часового отдыха (пополам с интервью) отвез Владимира в Канск – нужно было «нагонять» график, да и в Канске путешественника уже ждали. Но тут все по-честному, участок от Уяра до Канска Черников уже «сделал», в ноябре, уже по снегу.
Когда готовился номер.
В среду созванивался с Владимиром. Он уже в Нижнеудинске. Сказал, что все идет по плану, даже с небольшим опережением. В трубке звучит «Вкалываю, как лошадь. Устаю…», а голос бодрый. Слышу, как по другому телефону Черников оговаривает еще какую-то встречу…
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|