Несмотря на шедший в Красноярске всю пятницу проливной дождь, Василий Конев все же рискнул и, нацепив на машину велосипеды, мы выехал в Предивинск (на старых картах – Предивное). До него примерно 150 км.
Через Енисей нужно переплавляться на пароме.
Телефоны паромной переправы (391)2591924, 2591940.
Погрузились и поплыли
Колоритный шкипер Сидилев Виктор, рассуждая о своем, изрек, как истину: "Ближе родителей нет никого. Жена, как бы ни было, из чужой семьи..."
В поселке поискали учительницу истории Харчук Анну Васильевны, прож. по ул. Молодежной, 83. Но нам не повезло - дома ее не оказалось.
От поселка до ближайшей деревни Ялай 66 км. От нее на карте показана лесовозная дорога, которая должна нас вывести на Казачинский тракт и уже по нему мы намерены доехать до предполагаемого места боя барнаульцев с красными.
В Ялае мы расспросили дорогу, после чего вынуждены были вернуться обратно на 10 км, чтобы не бродить речку Мурму по горло в воде. Свернули в тайгу и там переночевали, где получилось.
Утром по-быстрому собрались, попили чайку и по лесовозной дороге поехали искать место боя. Василий обулся в немного потяжелевшие отремонтированные накануне велоботы.
По старой лесовозной дороге в этом году, похоже, до нас еще никто не ездил. И потому мы топтали многочисленные следы всякого зверья.
Мост через р.Телькуп – даже на «Ниве» проехать можно.
Или на таком вот броневике
Но, наверное, не всегда. На случай разрушения моста для пешеходов срублен более надежный переход.
А когда моста нет вообще, народ, вероятно, ночует в шалаше.
Казачинский тракт со стороны д.Казанки практически не езжен, но в относительно хорошем для велосипедов состоянии.
На примыкании лесовозной дороги к старому тракту стоит огромный деревянный маяк.
Но на карте никакого триангуляционного пункта здесь не показано. Возможно ли, что маяк поставили уже после того, как карты были отрисованы?
Очень хотелось на маяк залезть, но первая же лестница оказалась сломанной. Рисковать не стали – ведь еще даже до места не добрались.
От маяка выехали на дорогу, ведущую к д.Вершино-Яковлево. Слева и справа густой и практически непроходимый лес. Дальше – свежая гарь. Еще вчера здесь был сильный пожар, который потушил ночной дождь. Некоторые деревья дымятся, огромная лиственница упала прямо поперек дороги.
Странно, что красные не сделали подобных завалов на пути колчаковцев. Чего уж проще - засека. Этим методом пользовались против тунгусов еще красноярские казаки почти 400 лет назад.
Белые, вероятно, дошли примерно до этого места.
Дальше подъем заканчивается и сразу за ним идет полностью простреливаемая ложбина, которую армия так и не преодолела. Красные же, просидев в снежных окопах два дня без еды, вынуждены были отойти в Тасеево.
В этих местах неделю назад побывал мой товарищ с металлоискателем, сделал несколько находок, но они не относились к Гражданской войне. Вот один из копов.
Еще в советские времена леспромхоз дорогу отсыпал новым грунтом, подняв ее примерно на полметра. В результате гильзы от патронов и снарядов оказались перекрыты толстым слоем земли, перед которым металлоискатель оказался бессилен. В общем, ландшафт несколько изменился, но не настолько, чтобы не понять, где можно было бы наиболее удобно перекрыть движение полуторатысячной армии горсткой красных партизан.
За этим поворотом, как мы предположили, пряталась пушка «Макленка».
Еще километр, и показалась бывшая деревня Вершино-Яковлева. На дороге обнаружился отчетливый след мотоцикла. Отсюда в Тасеево дорога уже хорошо наезжена.
В 1920 г. это был небольшой переселенческий участок в 15-20 домов. Поблизости нет никакого ручья. И где местные брали воду? Остатков колодцев тоже не сохранилось. Возможно, что и по этой причине люди здесь не прижились. Да и поля от тайги отвоевывать тоже было нелегко.В последние годы здесь размещалась летняя коровья дойка. Но вчера и она сгорела дотла.
Так что, конец Гражданской войне теперь полный: все нахрен сгорело!