УЖУР – Кулун – Парная – Большое озеро – Малое озеро – Костино – Устинкино – Подкамень – Талкин ключ – Черное озеро – М. Кобежиков – ШИРА
Наполеоновских планов не строили, была лишь карта автомобильных дорог Хакасии и билеты до Ужура. Покатушка в стиле «смотри что это на горе вооон там, поехали туда». Всё начиналось слишком замечательно – добрая и вежливая проводница не только не вытолкала нас с великом из вагона, а стала проявлять интерес к нашему путешествию. Люди в купе не смотрели на нас косо и не причитали, что это обязательно свалится им ночью на голову, мужик помогал затаскивать тандем на третью полку (спасибо и тебе, Волк!). Настроение было замечательное, светило солнышко. Поезд прибывает в 6 утра, на улице свежо и ясно, участливая проводница помогает спускать велик на перрон, пока поезд стоит, расспрашивает, где мы будем спать и куда поедем. Помимо всего прочего замечает, что сидушки у нас маленькие, «для худеньких».
Поезд уезжает, мы присобачиваем багажник и едем в центр Ужура на поиски магазина, время ранее, всё везде закрыто. Проехались по городу, закупили провиант, разведали дорогу, сфотографировались с розовым слоником и отправились в путь.
Еще в начале пути появился мерзкий крякающий звук, ранее не наблюдавшийся, поприслушивались, говорят, после перевозки у велика могут разболтаться детали, хотя вроде на поезде и не трясет и я с подобным раньше не сталкивалась. Звук то появлялся, то стихал. Наслаждались погодой и почти полным отсутствием машин. Но недолго. После д. Парной дальнейшее путешествие встало под вопрос. Что-то в велике омерзительно хрякнуло и мы остановились, чтобы вывести звук на чистую воду. И о ужас было осознать, что в системе остался всего один из четырех болтов, держащих вторую и третью звезду вместе, остальные, видимо, были утеряны. Ехать с разваливающейся системой, конечно, не дело, да и найти бонки в деревне, я думаю, невозможно. Какое счастье, что у тандема целых три шатуна с пауками, поэтому поделив болтики равномерно между ними, каждому досталось по 3 штуки. Крякающий звук пропал, по крайней мере, мы о нем забыли. На время. А тем временем был уже полдень и хотелось хотя бы позавтракать. Начинали сгущаться тучки, было решено переждать дождь, нашли укрытие в д. Большое озеро на крылечке почты, ели завтрак туриста и наблюдали, как два местных бычка безуспешно пытаются покрыть одну и ту же корову, гоняют друг друга и тыкают рогами. Небо прояснилось и мы опять на дороге. В д. Малое озеро асфальт закончился, пошла мокрая грунтовка. Стали выведывать дорогу, два местных языка независимо друг от друга дали абсолютно противоположные указания.
Выехали за деревню, взгляду открылось поле с зарослями крапивы и людьми, по этой крапиве бродящими. Оказалось, они искали в ней шампиньоны!
Помесили грязи по проселочным дорогам, таща велик, покормили комаров. На развилке дорог помня противоречивые показания местных жителей решили ехать по более укатанной и отсыпанной дороге. Как оказалось потом, это была военная дорога, она также вела в д. Костино, но окружным путем. Мы не пожалели, что выбрали этот путь, так как наткнулись там на полуразвалившуюся заброшенную пусковую ракетную шахту.
Выглядит как врезавшаяся в землю летающая тарелка. Деревня Костино разочаровала отсутствием магазина, а запас воды был на исходе, поэтому, когда встали перед выбором на пересечении с шоссе Копьево – Сарала, решили двигать на Устинкино как на ближайший магазин. В д. Устинкино сейчас демографический взрыв, пока обедали на скамеечке у магазина любая жительница деревни, проходившая мимо или заходившая в магазин была либо беременный, либо с маленьким ребенком. Порадовались за то, что не все так плохо в деревнях и выехали в направлении д. Подкамень. Отъехав недалеко встали на ночевку на берегу р. Черный Июс, вдали от дороги.
Речка быстрая и прозрачная, не загаженная туристами. Вечер был теплый и ясный, солнце светило, пока не скрылось за горой. Всего за день пройдено сто с чем-то километров. Дождь полил ночью и продолжался непрерывно до 2 часов дня. Выехали в 3. Дорога до д. Черное озеро ничем не примечательна, ужасно грязная после дождя, было много пешеходинга по говнам. К вечеру погода разгулялась, светило солнце. Спустившись с холмов в д. Черное озеро, поняли, что началась настоящая Хакасия – огромные пространства без деревьев и ветер. Само озеро Черное скорее зеленое, мы его даже не сразу заметили, оно никак не выделялось на фоне степной травы. Тем временем на часах уже было 8 вечера, но решили гнать до Шира, так как выспались до обеда. И тут километров через 15 от Черного озера позавчерашнее кряканье возобновилось. Решив подзатянуть оставшиеся бонки, лишились еще одной. Однако звук не ушел. Встали на ночевку на р. Белый Июс, пока искали хорошее место удалились от дороги на несколько километров, то берег обрывистый, то топкий, то дров нет. За день пройдено где-то 50 км, часть из которых действительно «пройдена». Утром w-keeper перебрал заднюю втулку, выкинул три щербатых шарика и их отвалившиеся куски (видимо они и трещали). Тут в ход пошел крем от загара
за неимением густой смазки, он себя очень хорошо показал. Правда, по приезду мы еще внутрь втулки не заглядывали, по крайней мере, крем не разжижился и не вытек по бокам. Было решено «ехать вон на ту гору с какой-то ерундой на верху», что оказалось сундуками.
Побродили по полям маленько в поисках дороги. На подъезде к сундукам с юга дорога идет вдоль канала, вырытого, как мы позднее узнали, еще скифами. Вдоль него в топких местах под березами растут цветы, которых я не знаю названия и ни разу больше нигде в Хакасии не встречала.
Полазили по сундукам, повеселили туристов-автомобилистов, а те нас своим «молодцы, мы за экологический транспорт». Послушали наверху маленький экскурс в историю сундуков от одной туристки насмотревшейся в машине кино.
Еще какие то туристы, ехавшие по холмам нам навстречу в переполненной газели, поровнявшись с нами кричали и махали в окошко. Мы отъехали от них метров на 200, как водитель остановился, вылез и стал нам кричать, что мы потеряли носок, это оказалась действительно наша бахила, ехавшая снаружи на штанах. Когда мы вернулись за ней, газель уже уехала, а бахила лежала у края дороги аккуратно придавленная камешком, было очень трогательно. В Шира приехали за 4 часа до поезда, устроили себе маленький пир у ж/д переезда, исследовали город, узнали, где продают самые вкусные и свежие пирожные, не спеша упаковали велик и у входа в вагон были встречены той же самой доброжелательной проводницей. O:) За третий день пройдено км 70.