Этим летом группа энтузиастов из числа преподавателей СФУ тоже занималась поиском мест падения самолетов АлСиба. Что получилось, видно из их отчета.
1. Поиск март-май 2013 «Бостон» СухановаИз архивных документов:
30 апреля 1943 г. После взлета последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе ж/д моста на расстоянии 700-800 м от берега самолет А-20 В с пикирования врезался в воду и утонул. Самолет с экипажем находится на глубине 5 метров, 150 м от левого берега и 250-300 м восточнее ж.-д. моста. Экипаж погиб. Самолет не извлечен из реки, разбит на мелкие куски от удара об воду. Двигатели скорее всего до сих пор лежат на дне.»
Командир корабля ст. сержант Суханов Юрий Викторович, 1923 г.р.
Штурман сержант Чижик Василий Маркович, 1923 г.р
Стрелок-радист ст. сержант Родин Сергей Николаевич.
Механик ст. сержант Акименко Григорий Артемьевич 1918 г.р.Поиск начали самостоятельно, по публикациям в Интернете, командой из 5 подводников, через короткое время познакомились с Вячеславом Филипповым и с тех пор работаем вместе.
В боевом донесении было достаточно точно определено место падения самолета.
Поиск в архивах не выявил каких-либо попыток подъема самолета или захоронения экипажа.
Первоначально район работ был размечен квадратной сеткой, со стороной 50м, привязан к береговым ориентирам и промерен при помощи эхолота.
Это позволило создать план участка работ и профиль дна, а так же определить местонахождение крупных объектов и сильных перепадов рельефа.
Полученные результаты были нанесены на планшет, и мы перешли к следующему этапу – прочесыванию квадратов планшета и обследованию мест, отмеченных при съемке эхолотом.
Глубина погружения не превышала 11 м, на основной площади участка 5-7 м.
Рельеф дна оказался очень неравномерным, с сильными перепадами глубины, ямами, скоплениями бревен, металлоконструкций.
Дно частично галечное, частично илистое.
Течение реки в этом месте незначительно.
Температура воды не превышала 4-5 град, горизонтальная прозрачность 1,5-2 м.
В результате серии систематических погружений был обследован планшет размером 150х300м. с центром в месте падения, указанном в боевом донесении.
Тщательные поиски ничего похожего на останки самолета или даже мелких фрагментов авиационных материалов не обнаружили.
Учитывая, что общая масса машины превышала 7,5 т и, по воспоминаниям свидетелей самолет был разрушен с образованием множества мелких обломков, мы пришли к выводу, что в определении места падения, вероятно, вкралась ошибка.
Пришлось вернуться к началу.
Еще на первой стадии поиска, работая с архивными фотографиями, мы обратили внимание на то, что береговая линия в районе ж.д. моста отличается от современной.
К нашему счастью, в клубе оказался и свой «ветеран». Сергей Михайлович сам видел когда-то старый берег Енисея и твердо убеждал всю команду, что берег был значительно дальше, чем теперь.
Ситуация прояснилась: при определении места падения мы пользовались современной береговой отметкой, но берег 1943 года находился значительно дальше на северо-восток, чем теперь.
Осталось выяснить, насколько дальше.
В поиске помогла фотография 1967 года, изображающая ж/д мост и окружающие здания, а так же положение береговой линии.
На фотографии отчетливо заметно здание железнодорожной больницы, фасадом выходящее прямо на берег Енисея.
Это здание, а так же пара непосредственно примыкающих к нему бараков сохранились до настоящего времени.
Положение этих зданий, а так же частично сохранившаяся линия обрыва позволили определить береговую линию 1967 года на современной местности.
Теперь место падения самолета, указанное в боевом донесении, можно было определить с достаточно высокой точностью.
Когда все расчеты и измерения были закончены, нас ожидало серьезное разочарование.
Место бывшего падения самолета оказалось как раз на береговой линии. С учетом возможного отклонения и ошибки наблюдателей самолет должен находиться либо под насыпью искусственного берега, либо непосредственно в прибрежной полосе воды.
Оставалось, проверить береговую зону и прибрежную воду.
На последнем этапе работ была осмотрена береговая полоса и полоса воды на глубину 50-75м от берега.
Берег отсыпан грунтом, наполненным техногенным мусором с большим количеством железобетона, металлических включений, проволоки и тросов. Непосредственно вдоль береговой линии в зоне возможного места падения проходит коллектор теплотрассы и автомобильная дорога.
Это делает невозможным использование металлоискателей и проведение раскопок.
Прибрежная зона воды очень мелкая, глубиной до 1,5-2м, дно галечное, с включением железобетонных конструкций.
Видимо, участок дна был отсыпан одновременно с берегом.
Никаких следов самолета, или обломков авиационных конструкций обнаружено не было.
Поиск приостановлен.
Нужны дополнительные материалы, уточняющие место падения самолета и положение береговой линии на весну 1943г.
Велика вероятность того, что самолет покоится под насыпью искусственного берега.
С публикацией Александра Матвеева можно также ознакомиться в газете "Новая унивеситетская жизнь" в № 14 от 7.11.2013
http://gazeta.sfu-kras.ru/node/4026. Статья называется "Хроники пикирующего бомбардировщика".
На фотографии из газеты указано предполагаемое место падения "Аэрокобры".
Мнение А.Матвеева:
- Хотя раскопки в этом месте невозможны, место погребённого экипажа можно отметить памятным знаком с именами летчиков. Эти совсем молодые ребята не успели в своей недолгой жизни ни обрушить бомбы на головы врага, ни увидеть победу, ни обзавестись семьями. Они успели только одно — отдать жизнь ради победы. Вот уже 70 лет они рядом с нами, в нескольких шагах от прогуливающихся по набережной счастливых пар, пробегающих по дорожкам спортсменов... И они ждут, когда же для них закончится Отечественная война.