Наиболее подробные на сегодняшний день сведения об авиакатастрофах в Красноярском крае в 1941-1945 годах опубликованы на сайте краевой универсальной научной библиотеки.
Это данные собраны историком-любителем Вячеславом Викторовичем Филлиповым по различным архивам.
1941-1942 гг.17 ноября 1942 г.январь-март 1943 г.апрель-май 1943 г.июнь-август 1943 г.сентябрь-декабрь 1943 г.1944-1945 гг.27 июля 1943 г. в районе Зеледеево разбилось три самолёта.
Цитата:
27. 27 июля 1943 г. около ж.-д. станции Кача, западнее Красноярска разъезд Блокпост «Водораздел» юго-восточнее 5-6 км отметки 698 км, самолет А-20Ж № 253555 с моторами СР-2600 серии 23 № 42-153772, 42-153707 (пр. СибВО № 0662 от 16.09.43, фонд 160, дело 32, стр. 210, акт от 17.09.43).
Летчик 9 ПАП младший лейтенант Порохин Михаил Иванович. 1918 г.р. Омская ВАШП 21.06. 41 (сержант), 21.6.41-8.11.41 - пилот 38 ББАП ЗабВО.
8.11.41 - 28.10.42 - пилот 23 ЗАП; 28.10.42 - 16.9.43 летчик-инструктор 45 ЗАП.
Брат Порохин Александр Иванович в 1985 проживал г.Белово Кемеровской обл. ул.Каховская 194»а»
Стрелок-радист старший сержант Брюньковский.
Самолет свалился в штопор с небольшой высоты по вине метеоусловий и летчика. При ударе о землю самолет и экипаж сгорели. Самолет обнаружен 14.09.43 начальником блокпоста «Водораздел» тов. Ивановым Константином Ивановичем юго-восточнее блокпоста 4-5 км.
Место падения этого самолёта было обнаружено и описано мною выше.
16 октября ходил смотреть где упал другой самолёт, место его падения описано более менее определенно:
Цитата:
28. 27 июля 1943 г. в 4 км северо-западнее ст. Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака 685, самолет А-20Ж № 253713, моторы № 42-154078,42-154076
Командир звена 9 ПАП лейтенант Ермолов Михаил Павлович 1918 г.р. Рязанская обл. Староушловский р-н. Женат.
Летное училище ГВФ в 1939 г.Награжден орденом Красного Знамени № 45073 орд. книжка № 220866 УПВС от 23.9.42 приказ военного совета ЮЗФ № 78/н от 17.6.42. Вручен 20.11.42 в Москве.
Группа самолетов А-20Ж и один Р-39 под командованием командира 9 ПАП майора Табарчука произвела взлет и пошла по маршруту на перегон Красноярск - Омск. При подходе к жд ст. Кача встретили сплошную облачность до земли. Из 7 самолетов вошедших в облачность 4 экипажа, в том числе Табарчук, пробили облачность и продолжили полет до Омска одиночными экипажами. Самолет Ермолова, продолжая полет при отсутствии видимости (густой туман) на низкой высоте 7-10 метров, зацепился за деревья, начал рубить винтами осины, отрубил консоль правого крыла с элероном. Порубив деревья на протяжении 110 метров, самолет оторвался от леса, пролетел над деревьями 150 м, потом из-за повреждений крыла и винтов и отсутствия видимости пилот выключил двигатели и пошел на снижение с правым креном, через 60 м упал и, разрушаясь, полз по земле 100 м. Летчик погиб, стрелок-радист сержант Юмашев Иннокентий Федорович при ударе выброшен из кабины и получил ушибы.
Ермолов похоронен на месте катастрофы.
Р-39 л-та Кольцова (см. ниже) и А-20Ж мл. л-та Порохина (см. выше) на аэродром не прибыли.(160-31-229)
А этот самолёт вроде до сих пор не обнаружен:
Цитата:
29. 27 июля 1943г. в районе ст.Зеледеево пропал без вести Р-39 №219729, двигатель № 42-97728.
Летчик истребительной АЭ 9 ПАП л-т Кольцов Аркадий Дмитриевич Балашовская ВАШП 41. (160-31-336)
Современная нумерация километров транссибирской ж.д. отличается от ранее применяемой.
Зацепкой, позволяющей сделать пересчет, послужила отметка на карте ГШ О-46-137 1978-года платформы Водораздел как "Водораздел (казарма 698-й км)".
Утром в воскресенье 16 октября отправился с дачи в Крючково на пл.Водораздел, посмотреть какой там сейчас километр указан. Оказалось 4036.
Современный отсчет километража железной дороги ведётся от Ярославского вокзала в Москве, прежний, судя по цифрам, вероятно, от Новосибирска.
Прежнему 685 км будет соответствовать современный 4023 км.
Вооружившись этим знанием сел на Водоразделе на электричку и доехал до Зеледеево. Затем пошёл по грунтовке вдоль ж.д. в поисках нужного километрового знака.
4023 км, домик для железнодорожной аппаратуры КТСМ (комплекс технических средств микропроцессорный):
![Изображение](http://s008.radikal.ru/i306/1111/02/c0a61385dbf3.jpg)
Сам километровый знак в нескольких стах метрах дальше. Как и было описано, от ст. Зеледеево получается где-то 4 км на северо-запад.
От километрового знака пошёл на север в лес, отсчитал по GPS 400 м и стал осматриваться.
Ничего не обнаружил, что было ожидаемо.
Стал шариться по лесу в этом районе. В лесу много старых заросших дорог идущих в разных направлениях.
Лес смешанный, преимущественно осина и берёза, но возраст деревьев сравнительно небольшой (явно не старше 70 лет) и у большинства деревьев примерно одинаковый.
Состав деревьев и их возраст свидетельствуют о сплошных вырубках, ориентировочно в 50-60-е годы. По этой причине, а также из-за близости села Зеледеево можно ожидать, что остатки самолёта давно растащили.
Железяка на дереве, вряд ли имеет какое-либо отношение к самолёту:
![Изображение](http://s017.radikal.ru/i401/1111/f1/30e2e5afe5b6.jpg)
Наткнулся на сравнительно свежий тёс и пошёл по нему посмотреть куда он ведёт.
Вышел к паре каких-то столбов:
![Изображение](http://s017.radikal.ru/i430/1111/05/e08554b61913.jpg)
Это явно орудовал лесник, но столбы не квартальные
![Думает *SCRATCH*](http://x-ride.ru/phpbb/images/smilies/bw.gif)
.
Пошёл по тёсу дальше и вышел на ещё одну пару похожих столбов:
![Изображение](http://s52.radikal.ru/i135/1111/25/8b0c4d5358f7.jpg)
Что-то тут лесник размечает.
Вышел к насыпи старой ж.д.
Водопропускной тоннель ручья притока речки Жуковка:
![Изображение](http://s017.radikal.ru/i438/1111/2a/235fe2f674bf.jpg)
С другой стороны:
![Изображение](http://s54.radikal.ru/i144/1111/09/91e9279f6b30.jpg)
Весной вода и лёд вынесли камни метров на пятьдесят:
![Изображение](http://s61.radikal.ru/i173/1111/ff/e7b19a51e56c.jpg)
Один из валяющихся камней с узором и четырёхскатным верхом:
![Изображение](http://s017.radikal.ru/i421/1111/d3/dcd26a148b78.jpg)
Пошёл по нысыпи и наткнулся на улей-туесок из березовой коры:
![Изображение](http://s48.radikal.ru/i122/1111/9a/1961254b1a2c.jpg)
Внутри была пчелиная сота.
Старая насыпь завалена деревьями. Видно, что лесник специально пилил деревья для невозможности проезда по насыпи на машине.
Сошёл с насыпи и опять пошёл через лес на восток в надежде что-то найти от самолёта. Тщетно
![Грусть :(](http://x-ride.ru/phpbb/images/smilies/ac.gif)
.
Если что-то и сохранилось надо спрашивать у лесника (Козульское лесничество), он тут активно хозяйничает и должен всё знать.
Дошёл лесом до шоссе связывающего трассы M53-M54 и пройдя по нему до моста через ж.д. свернул на грунтовку до Зеледеево.
Возле шоссе этим летом зеледеевские школьники установили памятный знак погибшему лётчику.
Стилизованная под самолёт красная звезда:
![Изображение](http://s60.radikal.ru/i170/1111/15/0544483abb72.jpg)
![Изображение](http://s44.radikal.ru/i106/1111/f6/5b56d411076e.jpg)
![Изображение](http://i015.radikal.ru/1111/96/1db8cbd9a359.jpg)
Установлено ненадёжно, шатается и при замерзании почвы металлический столбик может быть выдавлен из грунта, если не в этот год, так в следующий.
Но место установки памятного знака не соответствует месту катастрофы, просто знак установлен возле дороги.
От Зеледеево на электричке уехал на дачу.
Трек на карте:
![Изображение](http://s13.radikal.ru/i186/1111/eb/326fa60e9068.jpg)
Пройдено в районе Зеледеево 13.7 км.
P.S. На прошлой неделе ехал на дачу на электричке и случайно услышал разговор двух пожилых мужиков, один говорил, что в районе Снежницы в лесу есть останки разбитого самолёта.
К сожалению было много народу и подойти спросить в каком месте самолёт не было возможности
![Грусть :(](http://x-ride.ru/phpbb/images/smilies/ac.gif)
.