1-й день.
Наступила долгожданная пятница, а конкретного плана до сих пор нет. Есть несколько планов: поехать на юг на Ману разными путями, на север в Кононово. Как обычно все решается в последнюю минуту.
Наиболее интересен конечно маршрут на Ману. Желательно было бы, чтобы первая ночь была на реке. Узнаю что до д.Нарва, что на берегу Маны, ходят автобусы. Также узнаю что команда из ~4-5 человек в субботу едет на Урман что тоже на Мане но едут по другому маршруту на 2 дня. Складывается все таким образом, что мне в первый день надо во что бы то нибыло доехать до д.Нарва там переночевать на следующий день через
Малый и Большой Унгуты ехать на Урман там встречу группу и обратно в Красноярск поедем вместе весело.
Время 14.00 часов дня светит солнце дует слабенький ветерок, едем(я и велик) на хорошей скорости настроение прекрасное ничто не предвещает...
Как обычно.
Приезжаю на автовокзал в 15.00 до отправления автобуса на Нарву по расписанию около получаса да думаю бахиллы на случай дождя и штаники запасные не успею уже купить ну да ладно как нибудь без них выкручюсь. На кассе автовокзала(куда я заперся вместе с великом) кассирша мне спокойным голосом объявляет что на Нарву сегодня автобусов НЕТ.
Подумал про себя "вот досада" и даже по моему в слух произнес
Вступает в силу план б, т.е. плана б не было он на ходу вырисовывался: ехать до Камарчаги на общественном транспорте оттуда в сторону Нарвы сколько успею сегодня а завтра видно будет куда и чего. Ближайший автобус поздно вечером, ближайшая электричка 15.30 у меня что то около 30 минут долететь до жд вокзала. Ну думаю надо попробовать.
Лечу через весь центр города. Смотрю улица Ленина перекрыта машин нету. Потом выяснилось там здание какое то большое горело, я мимо проехал не стал задерживаться. На жд вокзал приезжаю за 5 минут до отправления электрички или за 3 не помню. В кассу уже не иду хватаю вел и на виадук(воздушный мост к путям) спринт с велом подмышкой на перрон. Эллектричка стоит, узнаю что моя на Камарчагу пораньше ушла,а это другая. Следующая в 17.28. Немного подумав, решаю все же ехать в Камарчагу, покупаю билет.
Времени до отправления электрички как раз чтобы смотаться на веле бахиллы купить и штаны запасные. Тут вспоминаю что на жд вокзале есть автокасса и тоже автобусы ходят, но как узнаю те автобусы ни на Нарву ни вообще на восток не ходят. Спокойно еду покупать что хотел. Покупаю, довольный возвращаюсь на жд вокзал.
По расписанию забираюсь в электричку, народу в электричке мало. По дороге, в вагон мужик с гитарой зашел спел что то из Арии мне понравилось, я ему денежку дал. Поезд казалось очень медленно идет, но пришел по расписанию в Камарчагу в 19.20. Думаю проеду сколько смогу. Прыгнул на вел и понесся в сторону Шалинского. Доехать до Шалинского для меня было планом проехать перевыполнением.
Еду швыдко, ветер в спину. Как стемнело, а темнеет осенью рано, фонарик включил налобный чтобы моргал и меня для автолюбителей обозначал на дороге в целях т.с. Безопасности
Вот уже совсем темно и спать охота время 9 часов. Думаю стоянку надо искать забираюсь на очередную горку д. Сосновка налево, направо дорожка в лес.
Сворачиваю в лес. Ни зги не вижу, т.к. в целях конспирации выключил фонарик. Проехал так метров 100 вижу полянка вроде влесу думаю сойдет. Раскладываю вещи фонарь на елку примостил чтоб освещал все. Слышу из лесу трактор едет к трассе. Фонарь выключил затаился. Трактор ехал без света тоже ну и проехал и бог с ним я влючил фонарь и дальше обустраиваться. Палатку шустро поставил уже наловчился
только вот чай скипятить плохо получалось видимо газ на холоде остыл и горелка еле горела. Чай так и не закипел но нагрелся. Поужинал, поиграл на гитаре
в 11 лег спать. Хорошо!
2-й день
Утро было холодное. Проснулся гдето в 7.20. В голову пришла идея сварить чай на костре. Тем более никогда еще в походе костер не разжигал дай думаю попробую. Понарвал нижних сухих веток с елей, палок каких то притащил костер развел с первой зажигалки
. Сразу хорошо разгорелся.
Только вот кружка и вода в стороне у палатки. Думаю раз костер есть надо заодно и одежду просушить которая вчера вымокла(дождя не было от пота т.с.) соорудил всякие вешалки палочки навтыкал покругу развесил одежду. Правда одну майку сжег немного хоть и встороне от костра висела все равно прогорела.
Чай зато отменный получился с дымком и колбасу покоптил немного.
За минут 30 собрал лагерь. В 9.40 выехал. Сразу почувствовал сильный встречный ветер который сопровождал меня далее очень долго. Думал что против такого ветра если ехать я за день точно до Нарвы только доберусь. Какой там Урман. в 10.40 проезжаю д.Кияй и у меня на жпс ке показа поворот сразу за Кияем на право, на Унгуты. Хотелось как можно раньше свернуть в сторону Унгутов чтобы избежать встречного ветра или может в горах ветра меньше.
Карту на жпску видать старую совсем залил и вот она мне показала грунтовку лесную в д. Базаиха как я думал. в итоге по этой дороги мы забурились в говна в которые у меня и в планах не было залазить. Думаю зато наверное срежем, время выиграем. Куда уж там, дорога полезла в перевал как обычно насладились апхилом думаю если до
самых Унгутов будет такая дорога то в Унгутах как раз и заночуем.
Вспомнили поговорку умный в гору не пойдет или что то в этом роде умное. Вниз катились зато бодренько. И вот спустились мы к речке Тюлюп. И были оч приятно удивлены дорожка наша коротенькая вышла к самой что ни наесть официальной цивилизованной грунтовке на Унгуты.
Дальше борьба с ветром за км/ч Проехали Алексеевку были облаяны какой то дворовой псиной так хотелось из нее бахиллы сделать запасные но время нельзя было терять. Километрах в 5-и от Большого Унгута встречаем мост как 2 капли похожий на тот что мы встретили когда с перевала говенного выехали, может петлю сделали? достаю жпс-ку, не все нормально едем дальше. К Унгуту ближе спуск не крутой но затяжной едем 20-30 км-ч.
Знак! Ура! Большой Унгут, прекрасная деревня очень красивая особенно та часть которая расположилась вдоль р. Б.Унгут и та что на горе тоже симпатичная. Думаю в деревню надо въехать по щегольски молодцевато. Снимаю капюшон дожде-ветро защитный. Поправляю кепку. Красавцы! Что то холодно. Думаю пусть хоть как французы в 812 зато тепло было, натягиваю капюшон обратно. Чинно проезжаем деревню заехав по пути в магазин за провиантом.
В деревне у местной пожилой женщины узнаю что на Урман вроде дорога есть но она была плохая когда женщина была еще молода и каталась на Урман зачем то. Думаю надо посмотреть,время 13.30.
Доезжаю до Малого Унгута вдоль р.Мана под нависающими скалами ветер уже не беспокоит. В малом Унгуте два варианта. На моей карте показаны две дороги до Урмана одна от Малого Унгута влес сразу пошла вторая чуть длиннее через деревню Жержул надо 2 раза пересечь реку т.е. 1 раз в д.Жержул 2 раз обратно в Урман. В Жержуле как то был раз дорога там была сносная, наученный опытом выбрал более знакомую дорогу хоть и более длинную. Проехали Малый Унгут. Пересекли (первый раз) Ману вот д.Жержул. Как давно я здесь не был. Выезжаем за деревню и сразу начинается перевал. Дорогу помню перевала не помню ездили то на машине здесь когда то,обращал внимание больше на красивую природу чем на перевалы. Ползем долго и упорно вверх. Думаем что нам дорога вдоль реки, мы по горам лучше, мы же орлы! Вид красивый открывается с перевала. На вершине подпитались рябиной.
И вот спуск затяжной и кажется техничный с
нагруженным то велом лужицы редкие обруливать в целом вниз дорога намного лучше чем вверх была спускаемся на хорошей скорости и быстро.
Едем вдоль р.Мана встречая удивленные взгляды рыбаков они то туда за рыбой ездят им не понятно зачем туда я приехал. За р.Б.Кершул должен быть мост через Ману судя по жпс-ке. В голову начинаем закрадываться мысль что через Ману мост построить не дешевое удовольствие а в общем то куда я еду соединять то там особо не чего только полуразвалившиеся или совсем заброшенные деревни. Думается а не зимник ли нарисован на жпске, где только по льду можно переехать реку. В месте где должен был быть мост встретил рыбаков которые обрадовались меня увидеть и удивились также, Рассказали мне рыбаки что ниже по течению куда я еду никаких мостов нету. Для меня это было неожиданностью и неприятной новостью, время 16.00.
Не видать мне Урмана как своих ушей. Выпил чаю с гостеприимными рыбаками. Рыбаки предложили мне возвращаться в Жержул и там под мостом переночевать, предложили рыбы на ужин. Выслушал половину из их многочисленных советов и, делать нечего надо возвращаться опять через перевал. Думал уже попроситься к кому нибудь в кузов если машина пойдет. Но перешел сам перевал, обратно получилось даже быстрее. Спуск с перевала с другой стороны хоть и по более убитой дороге получился таким же быстрым если не быстрее. В Жержуле был уже через 40 минут. В 18.00 в Малом Унгуте. Еще не угасла идея направиться в Урман проехать сегодня сколько смогу а завтра утром возможно догнать группу, которая поехала в субботу.
Наученный опять же опытом поинтересовался у местного жителя можно ли по дороге
из М.Унгута что мне приглянулась доехать до Урмана. Местный оказался интересным имхо человеком рассказал, что дорога та плохая, ездят туда на джипах грязь месить порой даже в большом количестве экстремалы, так же если поехать по той дороге можно увидеть пару домов которые построены на манер хутора для съемок фильма что ли "Сибирь любовь моя". Но мне с великом там точно плавать бы долго пришлось.
Решаю что сегодня мы уже точно за 2 часа до темноты не покроем 30-40 км неизвестной дороги да и завтра если залезем в грязюку можем не только группу не догнать но и в Красноярск за день не вернуться. Решено остаемся ночевать в Унгутах. Времени достаточно чтобы выбрать хорошее место стоянки. Но и затягивать нельзя темняет рано. Заехали в магазин в Большом Унгуте набрали вкусностей. Продавщица предложила переночевать у нее в свободной летней кухне или что то в этом роде, мы не раздумывая отказались т.к. путешествие наше рассчитано на ночлег под звездным небом а не в домиках. Поехали искать место.
Мест не так уже и много оказалось подходящих: вдоль Маны идет узкая полоска суши под обрывом на ней не очень удобно разбивать лагерь отходим от деревни, консперируемся, вдоль реки. Большой Унгут скрывается за поворотом реки. Находим полянку. Но полянка замусоренная. Видимо кто то здесь отдыхал а собрать за собой мусор руки отсохли. Собрал в пределах видимости весь мусор в пакет который нашел на берегу поставил в сторонке. Так уже лучше. Единственно в том как раз месте которое мы выбрали, река прижатая островком ускоряла течения и становилась шумной с перекатами, но искать уже поздно что либо лучшее. Разбил лагерь, проводил взглядом последних рыбаков возвращавшихся на лодках по реке в деревню.
Поужинал, поиграл на гитаре под звездами, начало холодать, руки стали мерзнуть залез спать. Немного мешала вода шумевшая на перекатах но не прошло и 5 минут засопел. Первый раз проснулся стало сильно жарко. второй раз стало прохладно под утро, затянул потуже спальник и дальше дрыхнуть до утра.
3-й день
Утро было красивое, но холодное. Ночью были оказывается заморозки и трава покрылась инеем. Побыстрому перекусил, вода оставалась только в виде пол бутылки "Буратино" и бутылки минералки ни то ни другое греть не взялся поэтому побыстрому перекусил и собрал лагерь.
Около 9 начал пробираться вдоль берега в деревню. Возле самой деревни на узкой полоске берега как раз там где мне надо было пройти паслись коровы. Коровы меня мало беспокоили больше беспокоили молодые бычки которые устроили что то типо забав с боданием. С одной стороны мне идти мимо них нет ни малейшей охоты с другой не обойти никак. Сорвал сухую ветку пошел с криками свистом агрессивно. Бычки дрогнули под моей атакой, ветка сухая сломаласьа, как я ей махал. Сломал новую живую такая не сломается и с новыми силами пошел на быков. Те естественно убрались с моей дороги и я беспрепятственно прошел в деревню.
Большой Унгут тем временем просыпается, на траве сверкает иней под лучами восходящего солнца, туман рассеивается, небо ослепительно голубое. На выезде из дерени ломается манетка заднего переключателя еду какое то время на сингл спиде 2-8. Затем получается переключить на 2-5, 2-6, 2-4 боюсь за успешность самостоятельного возвращения. Что то начало шуметь в районе передней звездочки либо каретка либо цепь не смазанная. Останавливаться не стал все равно ремонтировать нечем, а манетку вообще разбирать смысла нет, потом не соберу назад.
Так помаленьку доехал до Алексеевки.
Потом приловчился переключать скорости в горку потянув за тросик у меня он над рамой идет. Так минуя знакомые места добрались до места к которому спустились во второй день с перевала в районе д. Кияй. Ну думаю хоть дорога хорошая вдоль р.Тюлюп ни на картах ни на жпске у меня не отмечена поеду по ней куда бы ни привела. А привела она через пару километров к трассе Камарчага Нарва(время 11.40, по которой мы и покатили до самой Камарчаги.
Погода была хорошая. Доехали без происшествий до Камарчаги в 15.00
Сели на электричку тут же подошедшую .
в 18.00 был уже дома в Академе! Выводы каждый сделает сам