Вело-Лыже-Пеший поход: «Оставь мозг дома»
	
Предыстория: почти два месяца в Томске стояли морозы ниже -25º, это предел температуры для наших полнодневных покатушек. Хотя попытки и были, но можно сказать – мы все просидели по домам 2 месяца. За это время башня потихоньку скатывалась от недостатка свежего теплого воздуха и однажды опухшим днем мозг Сани Одиванова (он же 
osss) родил идею: «А… может можно сделать покатушку комбинированной ? Типа, едешь на веле, потом идешь на лыжах ?» 

 Тут же эта идея пришла через Интернет ко мне на контроль, но и моему черепному опуху эта идея показалась здравой. И все завертелось 
 
 Фото 1. Фотография перед отправлением
Фото 1. Фотография перед отправлением
Следующей фазой были лабораторные испытания: у меня дома собирали-разбирали байки, привязывали их к рюкзакам, крепили лыжи на байки, на рюкзаки и творили прочие глупости… Рассматривался также вариант со снегоступами, но снегоступов ни у кого не оказалось.
Далее последовал промоушен идеи среди отмороженных байкеров-лыжников-туристов и за день до отправления у нас оказалось 4 боеспособных элемента…
История: и того собрались:
1) Саня Одиванов (
osss) – мегачеловечище в томском мире велотуристов. Зверюга в седле, кролик на лыжах. (
GT Avalanche’ 03 custom)
2) Макс Иванкин (
Xenon) – т. е. я, Санчо Панца у родоначальника этой идеи. В общем тоже отъявленный турист и неплохой лыжник. (
Norco Storm’ 06)
3) Яша Захаров (
snusmumrik) – закаленный и отмороженный окрестными томскими лесами ориентировщик, лыжник и байкер. Вполне безумная личность, чтобы составить нам компанию 

 (
Merida Matts Sport 100’ 05)
4) Галюня Ландль (
Galina) – прошу аплодисменты – девушка купившая себе байк в январе и уже набравшая форму к марту. Туристский опыт (зимние альпсборы, горные походы и пр.) позволял ходить на лыжах и прийти к мысли, что «мальчики» задумали опять какую-то глупость… Но она все же к нам присоединилась :icon_pray:  (
Felt Q250 ’05)
Маршрут выбрали классический для лета: 
самолет – Богашево – Некрасово – Белоусово – Овражное – мехток – Ярское – Вершинино – Батурино – Коларово – самолет.
Но для зимы это означало немного другое:
88,6 км на байке
14 км на лыжах
2,5 км пешком
 Фото 2. Галка и Яша давят педали...
День «Д», час «Ч»
Фото 2. Галка и Яша давят педали...
День «Д», час «Ч» (
11 марта 2006 г., 10:00 утра): Около моего дома собираются «странные» байкеры – к их велосипедам привязаны лесные лыжи, на спины надеты походные рюкзаки 

 Нас проводить до начала «лыж», т.е. до Овражного приезжает Женя (
Geniya). Дома перед выходом взвешиваю рюкзак – 
14,3 кг., байк с лыжами – 
18,3 кг. И себя, бедолагу – 
72 кг. Т.е. рюкзак с байком будет весить под 
30 кг…
Последние приготовления, слезы сопли, фотография на память (или на могилку 

) Садимся на «это», одеваем другое «это» и едем :044: Сане из-за гидролиний и геометрии рамы его Аваланча не удается прикрепить лыжи вдоль верхней трубы и он их крепит вертикально к рюкзаку, за что получает погоняло «Рогатый». Народ уже на «самолете» начинает отворачивать себе головы – нет, еще Томск не привык к снегобайкерам… Или может лыжи смущают ? 

 В общем светит солнце, тепло, аж -6º и мы едем в говны…
 Фото 3. Дорога до Овражного. Женя и "рогатый" Саня
Фото 3. Дорога до Овражного. Женя и "рогатый" Саня
Дружными рядами вдоль обочины продвигаемся в сторону Богашево, по дороге удается «сворачивать головы» целым автобусным остановка, не говоря уже о водителях и одиночных пешеходах. Скорость крейсерская – 15-18 км/ч., вкатываемся типа.  Останавливаемся отдохнуть в Предтеченске – тут появляется смутное чувство: кажется из-за рюкзака на спине в Овражном придется седло вытаскивать из задницы :102: Но, забегая вперед скажу что, все обходится без всяких проктологов 

 Женя, едущий налегке, едет со всеми, не отрываясь – это поднимает дух, тут хоть себя тормозом не чувствуешь 
 
В Богашево в магазине закупаем продукты на сегодняшний вечер  и завтрашнее утро, кроме этого берем вино, фрукты и прочую чушь, дабы вечером сварить глинтвейн в честь такого события. Естественно, забыв купить печеньки к чаю… Сворачиваем с основной трассы в сторону Некрасово. Нас обгоняет какая-то навороченная «Тоёта» с двумя девками моего возраста в праздничном прикиде – головы, конечно же, отвернуты. В Некрасово мы вновь встречаем эту машину у ворот дома, где похоже идет праздник и девушка из окна чуть ли не плачущим тоном нам кричит: «Я тоже хочу с вами !» Неожиданный оборот 

 Пока я думал, что ответить пролетели метров 100, меня догнал Саня и мы обсудили «Тоёту», девок и как они, такие разукрашенные, потащат ее за нами по лыжне 
 
 Фото 4. Галка поднялась из ямы, яму с крутым поворотом видно на заднем плане
Фото 4. Галка поднялась из ямы, яму с крутым поворотом видно на заднем плане
Яша всю дорогу до Белоусово был приставлен к Галюне, дабы скрасить разговорами крутые подъемы на дороге, а мы с Саней и Женей оторвавшись немного от них обсуждали путь – Женя ехал по этой дороге впервые. Белоусово – очень длинная деревня, проехав большую ее часть сели прямо на дороге и стали пить чай, Саня сгонял до ларька и прикупил ирисок, которые пошли на «ура». Так и сидели на дороге, благо движение на дороге в сторону Овражного – 1 машина в час.
 Фото 5. Могучий профиль osss'а
Фото 5. Могучий профиль osss'а  
Асфальт кончился. До Овражного идет грунтовка летом хорошего качества, сейчас это была заледенелая широкая колея, по которой было здорово ехать. Хотя мне и Жене это не помешало по разу поскользнуться и грохнуться. Скорость немного упала – 13-16 км/ч, иногда на полях дул слабый ветер, преимущественно боковой. Но в общем, все это нисколько не портило радость от дороги, ее только подхлестнул классный скоростной спуск и «вылет» из него на горку.
Ну вот и конец нашего велопути на сегодня – на окраине деревни Овражное мы останавливаемся, снимаем рюкзаки, лыжи с байков, снимаем колеса… От Томска 38 км. Пока мы привязываем разобранные байки к рюкзакам и разбираем лыжи, Женя с фотоаппаратом бегает вокруг и пытается заснять всё 

 Технология переноски байков следующая (отработано в лабораторных условиях у меня дома 

): Рама с задним колесом вешается на рюкзак, так что педали находятся сбоку от рюкзака, а пере клюк, кассета и задний диск висят ниже дна рюкзака. Руль поворачивается на 90º и привязывается сбоку, переднее колесо снимается и крепится по принципу «кому как удобно». Я прилепил его прямо на передний треугольник рамы, Саня повесил на заднее (что потом отрицательно сказалось и назавтра он его тоже поднял выше), Галка и Яшка налепили колеса также как я…
Первые шаги на лыжах с рюкзаком и байком для Сани оказались катастрофичны 

 Он после 5-метрового круга упал в сугроб со всем своим хозяйством. Мы с Яшкой опробовали лыжи, водрузили свои ноши, загрузили Галюню ее Felt’ом и сфотографировались (снова на могилку 

) перед началом лыжной части нашего похода. Женя смотрел на нас слегка круглыми глазами, после чего мы попрощались, нам пожелали огромной удачи и мы двинулись по засыпанной снегом дороге вдоль окраины деревни в сторону мехтока и Ярского. Женя посмотрел на нас уходящих немного и поехал назад через Богашево и Мирный в Томск.
 Фото 6. Сборка лыж, разборка байков. Овражное.
Фото 6. Сборка лыж, разборка байков. Овражное.
Яшу, как самого матерого лыжника отправили тропить первым – дело было пока не сложным, на засыпанной дороге снег утаптывался не глубже 10 см. Но Яша всё же отметился падением в сугроб (на следующий день Галюня несколько раз отмечалась лежащей в снегу с велом, мне же так ни разу и не удалось, грациозно матерясь, рухнуть в снег). Обстановка стояла просто сказочная – хвойный лес, лиственные перелески, поля, белый снег, яркое солнце, тепло :notworthy: В общем все было, как говорится «просто супер».
 Фото 7. Моя Норка, рюкзак и лыжи
Фото 7. Моя Норка, рюкзак и лыжи
Сане вначале было тяжело привыкнуть к лыжам – он молчал, Галке было тяжело привыкнуть к байку за спиной, а нам с Яшей было очень даже не плохо. Поэтому мы и тропили по очереди весь путь. К 16:30 добрались до спуска к реке Тугояковке, где дорога и кончилась. Сделав небольшую вылазку по колено влево и воспользовавшись GPS-навигатором, мы все же нашли нужный путь к переправе через реку – засыпанная буранка. По которой со свистом и спустились к реке за полчаса. По плану у переправы мы и должны были заночевать, так оно и случилось.
 Фото 8. Одиванов осматривает своё будущее...
Фото 8. Одиванов осматривает своё будущее...
Развесив свои байки по деревьям (дабы не намокли в снегу), распаковали кули, развели огонь и поставили палатку. Пока готовился рис, умудрились попить чаю, после еды еще дважды попили чаю 

 Когда начало темнеть. Все загрузились в палатку, запалили газовую горелку и начали варить алкогольное зелье из вина, яблок, лимонов и гвоздики – «глинтвейн». Еще не сварившись до конца, зелье начало действовать – пары от разогретого вина начали бить в голову. В принципе, можно было просто сдышать боб с горячим вином и «сухофруктами» - эффект был бы более убийственным, чем от внутрипищеводного применения, но как говорит 
Pilot (Сергей Поздняков): «Мы же – спортсмены…» Да и как можно обмыть Галюнин вел (и это тоже было приурочено к походу 

), «чокаясь» парами вина 
 
 Фото 9. Первая авария
Фото 9. Первая авария  
 Фото 10. Яша и Макс меряются лыжами
Фото 10. Яша и Макс меряются лыжами
Потом улеглись в спальники и еще пару часов я разминал уши народу языком, правда до конца выдержала только Галка, Яша заснул почти сразу, а Саня засопел через час. В конце концов все заснули.
День следующий и последний (
12 марта 2006 г., где-то между 7 и 9 утра): все как обычно, Саня проснулся первым, а я последним. Оказалось, что все кроме меня ночью не выспались хорошо и немного подмерзли. Я хоть и спал с краю палатки – отоспался за всех. Спальники сверху мокрые от испарений, а внутри сухие – так обычно бывает, когда зимой ночуешь в палатке без печки 
 
 Фото 11. Группа вело-лыжников. Вид спереди.
Фото 11. Группа вело-лыжников. Вид спереди.
 Фото 12. Группа вело-лыжников. Вид сзади.
Фото 12. Группа вело-лыжников. Вид сзади.
Завтрак из макарон с тушенкой, опять кракаде… Дрова как и вчера вечером горят отвратительно – чувствуется болотная местность вдоль Тугояковки 

 В 11:05 мы полностью собраны, байки снова давят на рюкзак, рюкзак – на нас, мы – на лыжи, и выходим на буранку, которая идет пока куда нам надо, т.е. на мехток.
Саня, идущий последним, вещает себе на шею сумку с камерой и периодически снимает, Галка отбирает у меня фотоаппарат и… тоже снимает. Нам с Яшей остается только самое неблагодарное занятие – тропить по полям. Погода солнечная, к 12 часам дня температура превышает отметку 0º С и становится жарковато 

 Идем вдоль линии электропередач, ведущей в Ярское, по буранке, которую на снежном поле не всегда видно. Дорога, по которой мы ездили летом находится в 100 метрах правее нас.
 Фото 13. Дорога от Овражного и самый несчастный лыжник...
Фото 13. Дорога от Овражного и самый несчастный лыжник...
После очередного оврага на полях, буранка теряется и нам приходится выйти на дорогу, а снега там поболее. Периодически где-то слева в лесах далеко от нас слышатся ружейные выстрелы – у кого-то прет веселая охота 

 После нескольких сотен метром «глубокой» тропежки по дороге случается чудо – впереди к нам едет снегоход :hello2:
 Фото 14. "ГлавТурист" на привале.
Фото 14. "ГлавТурист" на привале.
 Фото 15. Яша, который не копает
Фото 15. Яша, который не копает  
Когда он подъезжает, оказывается, что это егеря с Ларинского заказника, вдоль границы которого мы шли (периодически встречаются у дороги щиты с уведомлением, что это именно она, граница, и есть). Похоже что живут они зашибись в своем заказника – крутой здоровый буржуйский снегоход, свежая зимняя камуфляжная форма, горнолыжные маски-очки, у водителя на шее висит снайперская винтовка СВД… На браконьеров мы нифига со своими велосипедами не похожи, да у мужиком и так глаза круглые от удивления:
- Э… Как вы тут на велосипедах-то поедете ?
- Да мы потом на них поедем – пока на лыжах…
- Среди вас женатые есть ?
- Ну есть, а что ?
- Это насколько же жены должны за…ать, чтобы сюда с великами забраться :shock: 
Интересная сторона нашей проблемы – я в общем-то даже не подозревал зачем я тут, оказывается вот оно… А как же Галка 
 
  
  
 Фото 16. Я подгоняю крепление у лыж.
Фото 16. Я подгоняю крепление у лыж.
Егеря, еще немного попучив глазки и поохав, говорят, что нам тут еще 1,5 км по их следу, а там будет лесовозная дорога до мехтока. Благодарим мужиком за лыжню, они едут дальше, мы идем по свежей буранке. Тем временем солнце расходится не на шутку – на неутоптанной буранке лыжи начинают просто прилипать к снегу 

 В конце концов иногда приходится идти рядом с буранкой для разгрузки нервов.
 Фото 17. Тропоукладчики.
Фото 17. Тропоукладчики.
К 14:00 выбираемся на дорогу, обедаем на ней чаем из термосов, паштетными бутербродами и яблоками, которые тоже измазаны паштетом. После обеда пытаемся идти по ней пешком, таща лыжи за собой, но как и всё хорошее, дорога кончается буквально через 100 метров у выхода из небольшой ложбины 

 Теперь мы стоим на поле и видим сооружения зерновых сушилок, собственно это и есть мехток, но до него еще примерно 2 км… Дорога наша заканчивается снежными завалами, буранки расходятся в разные стороны и снега становится не до ходьбы пешком 
 
 Фото 18. Галюня и озимый цветок.
Фото 18. Галюня и озимый цветок.
И тут слева от нас невдалеке проезжают сани с лошадью, погонщик скорее всего нас не видел, т.к. в тот момент когда мы вылезли из ложбины – он в нее почти заехал, но дальше нас на 200-250 м. Ноги в руки, точнее лыжи на ноги, и большими скачками несемся к дороге 

 Дорога идет на мехток, это точно, но ехать по ней на байке не возможно – сильно «пухло», идти на лыжах тоже – грязно и снега мало, приходится идти пешком… Самое неблагодарное занятие :102: А что делать…
 Фото 19. Повар-костратор
Фото 19. Повар-костратор  
 Фото 20. Так, на деревьях, ночевали наши велы.
Фото 20. Так, на деревьях, ночевали наши велы.
Протопав по дороге 2,5 км до сушилок, выходим на отлично очищенный зимник до Ярского. На глазах удивленных работяг с мехтока, собираем свои байки, укладываем лыжи и палки на них (ну кроме Сани) и 8 км преимущественно под горку летим в Ярское. Перед самым выездом на центральную улицу деревни, Галка чуть не давит собаку, которая на нее бросилась как это у них принято, а я местного бухлана… Но все обходится, все счастливы – только пьяный абориген нифига не понял, что это мимо него 4 раза пролетело…
 Фото 21. Всевидящее око.
Фото 21. Всевидящее око.
Далее осталось дело за малым – доехать до дома примерно 42 км. Ветер дует в спину, до самого Коларово (кроме небольшой горки перед Вершинино) дорога гладкая и до самого Томска – отличный «шрёдеровский» асфальт. Дав волю эмоциям, я вламываю от Ярского до Вершинино почти под 30-ник, потом отдыхаем, фотографируемся у дорожного знака «Мехток» и дальше едем в Батурино, в магазин жрать сникерсы. Солнце садится (уже почти 5 часов вечера) и становится немного холодно…
От Батурино до Аникинской ямы, за исключением подъема от Коларово, всю дорогу едем  22-27 км/ч – и ветер помогает, и желание добраться до ванной. Мы с Саней немного впереди, Галка с Яшкой – сзади. Начинает смеркаться, машин почти нет, на остановке в Коларово Галюня изъявляет страстное желание сходить в баню сегодня, но видать уже не судьба…
 Фото 22. Святая святых - мужчины за обедом.
Фото 22. Святая святых - мужчины за обедом.
На скоростном спуске в Аникинскую яму, некоторые, кто давно не катался по этой трассе, обнаруживают неприятный сюрприз – в самом скоростном месте положили «шлангов» - «лежачих полицейских». Никто не залетает, я же ради интереса со страшным грохотом прохожу одного из них со скоростью 40 км/ч. Ощущение не из приятных, следующий уже проезжаю 12 км/ч 

 Вразнобой вылезаем из ямы, уже стемнело, строимся в колонну и едем до дома, последним едет osss – у него мигалка под жопой…
 Фото 23. Конец пешей части похода - Яша и Саня подходят к мехтоку.
Фото 23. Конец пешей части похода - Яша и Саня подходят к мехтоку.
У мокрушинского переезда прощаемся с Галюней, с Саней и Яшкой я прощаюсь на Киевской и тихо - мирно доезжаю до дома. Когда перед подъездом снимаю свое бренное тело с седла, понимаю – болят плечи и задница, всё от рюкзака 

 И еще – с лыжами, байком и кулем на 5-й этаж подниматься ох как стремно…
 Фото 24. Финал. Дорожный указатель "Мехток" в Вершинино.
«Итоги, выводы, рекомендации»…
Фото 24. Финал. Дорожный указатель "Мехток" в Вершинино.
«Итоги, выводы, рекомендации»…  В принципе, очень оригинальный метод самоистизания, но для него необходимо иметь лесные лыжи, крепкую спину и нервы. А в остальном вполне забавное занятие 
 
Самым прикольным оказалось наблюдать за реакцией людей, когда они видели "такое", самым сложным - одевать рюкзак с байком и его снимать, а самым интересным - егеря на снегоходе.
Спасибо Жене Перемитину (
Geniya) за то, что нас проводил до Овражного, помог с упакойкой байков и пожелал нам удачи 
