"В небе над нами горит звезда, некому, кроме нее, нам помочь..."
17.07.07-25.07.07проехали
637 км за
7 ходовых дней по географическим, техническим, историческим объектам,
по местам боевой славы «Горно-конного партизанского отряд им. Великого Князя Михаила Александровича» под руководством Соловьева Ивана Николаевича и бесчинств красных бандитов под началом извращенца Голикова-Гйдара*
*для общей эрудиции и понимания некоторых моментов моего повествования советую читать ссылки
средняя карта 151 кб (1280 x 1371)большая карта 1,2 Mb (3800 х 4071)**
**благодарим Гугл за предоставленные фотоматериалы
хоть в этот поход и собиралось много народу, всяких "+1", поставленных от балды, была целая куча, но всего, к счастью, поехало четверо тех, кто не метался, а сразу понял, какой поход лета-07 будет самый лучший, самый комфортный и самый интересный ;)
вот эти герои - любители интересного и комфортного велоотдыха:
Деспи
Ромикуст
Штурман (ранее известный, как Гитлер)
16.07.07 день 0интересные сурпризы начались уже на вокзале в красноярске, когда нам под общий вагон выделили купейный.
единственная провожатая Ойа
слишком откровенную фотку ойа просила убрать, поэтому я ее спрятал сюдапомахала нам и мы поехали, радуясь удобствам купе по цене общего вагона ;)
17.07.07 "старт"свежим утречком, часов около семи, наш окурок из трех вагонов приехал на вокзал города Шарыпово, славящегося своим угольным разрезом и сибирскими динозаврами (тут должна была быть ссылка на поход 06 года к сибирским динозаврам, но отчет куда-то пропал с этого форума. надеюсь, что это я просто не смог найти его. не хотелось бы думать, что такой славный отчет грохнули)
не пугайтесь, снега не было! ;)
дождавшись открытия магазинов и закупив "общак" и перекусы на пару дней, покатили привычной, как проспект Мира и Татка, дорогой (я по ней 4-й раз ехал "туда", и даже 1 раз ездил "обратно") в Парную
в Парной в магазине перекусили вкуснячими пирожками с картошкой, луком-яйцом и настоящим ливером
проехали подальше от массовых пляжей и совершили первый закуп (от слова "купать") в Большом Озере (по некоторым версиям до революции эти озера назывались Поднебесными или Божьими, т.е. Большое Поднебесное и Малое Поднебесное, соответственно)
"И. В. Аргудаев из улуса От Коль:
– У Голикова приказ был, я знаю от матери, если в семье даже один сочувствовал Соловьеву, Голиков всю семью вырезал. Например, озеро Большое… каждый день и ночь люди, красные люди, ученые люди, русские люди шее хакасов камни привязывали, пули-свинец берегли, живых в прорубь пихали. Весной сотни трупов – людей, обезображенных рыбой, всплывало. У нас хакасы до сих пор в озере рыбу не ловят, не кушают. Говорят, на человеческом мясе жир нагуляла. Голиков хакасов Шарыповского района, Ужурского района всех перерезал, даже сейчас их там больше не живет."отсюдапосле была культурно-историческая программа с посещением малоозерной хакасской бабы
возле которой опять случился сурприз - после жертвоприношения земляникой духи послали нам моток проволоки, который аккуратненько прицепился мне на перо
но я не понял смысла этого послания и оставил моточек там
программа продолжилась посещением большеозерных писаниц
на писаницы лезли пешком, побросав велы в степи
на спуске от писаниц мой плохо упакованный велорукзак растрясло (это был первый день езды с велоштанами), припасенная банка коктейля лопнула, и химия, из которой делают баночные коктейли, пролилась аккурат мне на задний тормоз, разъев почти новые колодки :(
в деревне Большое озеро у уже знакомой по по сибирским динозаврам бабушки, в первом доме от дороги, купили 3 литра свежего молочка
в магазине - свежего хлебушка
передохнув в теньке этого магазина
поползли на Круглое озеро
на Круглом позагорали
решили, что на круглом слишком тесно, и поехали на ночевку на озеро Сарбаголь
где я поменял колодки (всегда надо с собой брать запасные колодки тормозов, даже если у вас уже стоят совершенно новые!), и меня укусила в губу какая-то хрень
начало похода отметили пивком и коктейльчиком, всего по паре банок
1-й день - 73 км
практически сплошной асфальт (от Шарыпово до деревни Большое озеро), т.е. полная халява и кайф!
18.07.07 "конец асфальта"утром навалился густой туман, поэтому собирались не спеша, ожидая, когда туман сойдет, и жаркое солнце посушит мокрые от тумана палатки
сошедший туман открыл радостную пока картину - чистое небо и палящее солнце...
последние километры асфальта
в малом озере сделали традиционный закуп (от слова "купля") общака на ближайшие пару дней в традиционном магазине - первом от въезда в деревню
этот магазин имеет одну очень интересную особенность - у него выходной в ЧЕТВЕРГ ;)
от малого озера, через Чаголь
пока еще радуясь сухой и солнечной погоде (парой недель позже нас люди, после легенького дождика, месили на тамошних грунтовках такие говна, что мы еще раз порадовались, когда узнали об их приключениях) выехали на военную дорогу между тазольскими озерами (военную дорогу всегда легко узнать по ее прямолинейности, ширине, поразительной ровности, срезанным холмикам и отсыпанным низинкам)
Малый Тазоль
дорога вывела, куда я и предполагал, придумывая маршрут, изучая снимки со спутника:
однако совсем не задолго до нас (предположительно в 2006 году) бравые военные постарались стереть следы своего пребывания в этой местности, что им удалось не в полной мере, и мы нашли несколько интересных объектов:
пока мы со Штурманом изучали останки "империи зла" - у нас появились первые жертвы - Ромикуст "сгорел"
и излил на камеру свое огорчение неуместно ярко светящим солнцем ;)
выслушивая ромикустовское недовольство солнцем, комарами, отсутствием умелых девушек и т.п. докатили до Костино
хоть это и деревня, но в ней есть асфальт! целых 30 метров!!!
за деревней, на опушке, в тени берез, остановились на обед, чтобы переждать жару и дать Ромикусту возможность намазать свое многострадальное тело кремами от/для/после загара
по заходящему солнцу резво докатили до Саралы
традиционно посетили первый от въезда магазин
"пролетели" Орджонекидзевский
и встали на ночевку на покосе на берегу речки Саралы
в сумерках мимо нас через заросли травы и кустов проехал мужик на мотике.
"Рыбак", - подумали байкеры. "Придурки", - подумал рыбак.
на следующий день решили провести эксперимент по обманыванию солнца, а именно - поехать рано утром по холодку, для чего поставили будильники на 3 часа и около часу ночи "пошли" спать
2-й день - 97 км
кусочек асфальта до малого озера
сухая грунтовка с участками гравийки от малого озера до Костино
от Костино гравийка с кусочками асфальта на дороге Копьево-Сарала и 4 км асфальта в Сарале
все неплохо загорели, некоторые совсем хорошо загорели ;)
а меня опять укусила какая-то хрень, только теперь в верхнюю губу:
19.07.07 "марш-бросок"в 3 часа сыграли будильники. почти все проснулись, но никто не хотел первым вылазить из палаток. в раздумьях, что надо уже вылезать, прошел час и начался рассвет. чтобы не попасть под рассветный туман, пришлось-таки быстренько выгребаться, быстренько варить завтрак, быстренько собираться и выезжать около 5 утра (да, для нас час - быстренько ;) )
д.Главстан
бывший п.Приисковый, ныне - Приисков
оедеталь упавшего НЛО
золотая шахта...
...переоборудованная в коровник
часов в 8 приехали к лагерю хакасских экологов (из ХГУ), где остановились полюбоваться на парочки сонных первокурсниц, прогуливающихся с зубными щетками до Саралы (речки),
даже не удивляющихся появлением в такое время таких бодрых байкеров, которые пришли в такой экстаз от вида молодых девичьих тел, что пустились в пляс
через многочисленные броды и апхилы добрались до Ивановских озер (самая западная, самая высокая и самая снежная точка маршрута)
...пролетающие над озером НЛО
согласно задумки, обеденный зной мы пережидали во льдах и снегах
но гнус не давал расслабиться и он него приходилось прятаться
доспав недоспатое ночью, продолжили эксперимент. в 4 часа, теперь уже вечера, выдвинулись обратно
специально заказанная тучка наползала, потихоньку "убавля" солнце
от озер до Приискового оторвались на приятном даунхильчике, в магазинах на центральной площади (площадь центральная, потому что туда приходит автобус, там же приезжающим бордерам, лыжникам и байкерам предлагают жилье и баню, в баню хотелось, но эксперимент и надвигающаяся темнеющая туча требовали продолжать путь) подкрепились традиционными пирожками, булочками и двумя трехлитровками сока.
дорога от Саралы до Прискового идет постоянно в гору, но уклон такой незаметный, что незнающие люди не верят, пока не поедут обратно - от Приискового до Саралы. катили очень приятно, местами не крутя педали, довольно частыми местами. накатом ушли-таки от закапавшего дождя, свернув с траектории уже заметно почерневшей тучи, на Орджонекиздевский
в сарале были часов в 19.
на карте 90-х готов от Саралы на юго-восток идет дорога, которая сразу за поселком переходит через Черный Июс, поднимается в горочку и потом выкатывается к озеру Ошколь. по ней и предполагалось проехать после посещения очередого исторического памятника.
взятие языков помогло определиться с местонахождением саралинской хакасской бабы
Тас-Хызона тоже не осталась без жертвоприношения, и опять, сразу же, духи нам помогли - они послали специально обученного мужика на берег, как раз в том месте, где раньше был брод ТЯЖЕЛОЙ техники, как рассказал нам этот мужик. кроме того, что брод за островом глубокий, с быстрым течением, мужик сообщил, что дорога после брода давно не используется и прилично заросла. он посоветовал проехать по "срезкам", послушав, мы решили не устраивать заплывы в бурной речке с последующими водно-спасательными работами. когда неожиданный помощник сел в свою копейку и прибавил громкость магнитофона, Цой пел: "В небе над нами горит звезда, некому, кроме нее, нам помочь...". с таким напутствием и поехали обратно в Саралу, напевая: "В темную, темную, темную ночь...". было девять часов вечера, солнце коснулось вершин...
на "срезки" выехали без проблем, потому что в далеком 04 годы я с Бодрым уже ездил по ним в противоположную сторону.
вид на р.Черный июс
наш эксперимент полостью оправдывал себя - без сжигающего солнца было ехать гораздо легче и требовалось меньше остановок в тени. но... обнаружилась доселе неизвестная проблема! у одного из участников оказался страшный, для байкера, дефект зрения - куриная слепота, при котором человек плохо различает рельеф дороги в сумерках. но мы не были намерены сдаваться и вооружили несчастного самым ярким фонариком, что позволило ему добраться-таки, до гравийки на д.Подкамень, по гравийке, хоть боком катись - можно было ехать с закрытыми, если бы не повороты ;). но тут, еще один товарищ занемог - его коленки перестали гнуться и темпа наш упал окончательно. пришлось второй раз на дню менять маршрут - выкидывать из него озеро Ошколь и сворачивать на грунотовку ведущую в Талкин ключ.
добравшись до опушки леса, несмотря на требования немедленно остановиться в степи, встали на ночевку в во 2-м часу ночи
3-й день - 123 км
гравийка от места ночевки (на карте подписано "старт), до лагеря бордеров-лыжников-экологов, возле Ивановских озер - 30 км, 3 км апхил по разбитой грунтовке, 3 км даунхил обратно, гравийка до д.Саралы - 60км, груновка (к счастью - сухая) до Подкамня - 14км, гравийка - 10 км, грунтовка - 3 км
20.07.07 "в поисках Фыркала" утром все, предлагавшие заночевать в степи, поняли, зачем было тащиться до леса - вокруг было полно топлива!
Ромикуст-дровосек:
походная аптечка ромикуста:
Штурман выжимает последние капли воды из бутылок
налегке (вся вода закончилась, заметно облегчив вес багажников), под нерадующим многих, безоблачным небом, докатили до Черного озера и д.Черное озеро
менгир возле Черного озера
по прямой, как стрела, асфальтовой дороге, преодолевая встречный ветер и подъемы доехали до Черной речки, которая в этих местах древними цивилизациями была превращена в
систему каналов.
каналы прекрасно функционируют по сей день, вода в них прохладная при любой жаре и мы устроили долгий обед на одном из каналов под одним из сундуков
Штурман плавает на своем велочехле
после утомительного отдыха поехали на
сундук, где встретили екскурсию и послушали экскурсоводовские байки, о золотом жеребенке, о том, что в день летнего солнцестояния крышка сундука открывается и из него течет эликсир бессмертия, прислушались к более правдивым гипотезам о происхождении каналов, о использовании сундука жрецами в культовых целях и т.п.
гора Сундук
кресло шамана на сундуке
современные петроглифы на сундуке
Слабительное озеро возле сундука
попытки найти изображение белой лошади были прекращены ввиду необходимости продолжать путь - мы планировали перебраться через Черный июс в п.Июс и выехать на
о.Тус оно же -
Соленое озеро– «Гайдар». – не торопясь, как обычно, говорил Миша, – слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не «Гайдар», а «Хайдар»; и означает оно не «вперед идущий» и не «вперед-смотрящий», а просто «куда». – Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово «куда»? – А его так хакасы называли. Кричали: «Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет!» А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал. А искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить, а никто ему не говорил, где Соловьев прячется. Он подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного. «Хайдар?» Куда ехать? Где искать? А ему не говорили. Один раз в бане запер шестнадцать человек хакасов. «Если к утру не скажете, где Соловьев, всех расстреляю». Не сказали. А может, и не знали, где Соловьев, тайга ведь большая. Утром он из бани по одному выпускал и каждого стрелял в затылок. Всех шестнадцать человек перестрелял. Своей рукой. А то еще, собрал население целого аила, ну, то есть целой деревни… Семьдесят шесть человек там было. Старухи и дети, все подряд. Выстроил их в одну шеренгу, поставил перед ними пулемет. «Не скажете, всех перекошу». Не сказали. Сел за пулемет и… всех… А то еще в Соленом озере, да в Божьем озере топил. В прорубь под лед запихивал. Тоже – многих. Тебе и сейчас эти озера покажут. Старожилы помнят…допросив в Июсе языка выяснили, что летом переправы нет и взяли азимут на о.Фыркал
поплутав в сумерках между луж южнее Июса, неожиданно выехали на дорогу, ведущую на сундуки. решили, что уже не судьба попасть на Фыркал и встали ночевать на канале в кустах
4-й день - 57 км
грунтовка до Черного озера - 9 км, асфальт - 20 км гравийка вокруг сундуков - 28 км
21.07.07 "первые потери"утром наделав холодного чаю, простую кипяченую воду было пить противно, а сырую пить никто не рисковал, хотя по отзывам, воду из канала люди пили не кипятив и никто не умер, поехали в Шира
где проводили соскучившегося по женскому обществу Роимкуста в Красноярск - у нас по плану было два дня батоничества на Шира и он решил этой паузой воспользоваться ;)
местный байкер
а мы поехали плескаться в о.Шира
едва заехав в Жемчужный встретили cb3, что еще раз подтвердило правило - на Шира всегда встречаешь знакомых
5-й день - 45 км
сплошной асфальт
22.07.07 "опа-опа, опа-па! отдыхаем на Шира"без вечно всем недовольного Ромикуста мы, даже немного заскучали.
покатались по курорту, доехали до Иткуля, где искупались в штормовых волнах
6-й день - около 15 км
23.07.07 "в поисках востока"отдохнувший в Красноярске Ромикуст должен был приехать на автобусе в Троицкое поздним вечером и там встретиться с нами. от Жемчужного до Троицкого 90 км асфальта, почти без перепадов высот, поэтому мы до самого обеда загорали и плескались в Шира. набрав на базаре фирменных пирожков (огромные лапти по 10р, 2 штуки съел - считай, что пообедал) около 16 часов покатили наматывать асфальт на колеса
приехав в Знаменку и созвонившись с Ромикустом выяснили, что мы ехали слишком быстро. договорились в Троицком его не ждать, а сразу поехать искать
Боярские писаницы.
не найдя в сумерках писаниц, но выехав в место их предположительного нахождения начали ставить лагерь, когда позвонил приехавший в Троицкое Ромикуст. встречать его отправили Гитлера, как самого быстрого и не обремененного велоштанами. я и Деспал остались варить и ставить палатки, от нас до Троицкого было каких-то 6 км...
в этих холмах Гитлер стал Штурманом
7-й день - 97 км
асфальт - 90км, грунтовка - 7 км
24.07.07 "ананасы в бочках"утром поискали и нашли писаницы, как позже выяснилось - это были не те ;)
другие боярские писаницы:
(фото не перевернуто! древний художник нарисовал 5 человек(?) вниз головами, некоторые их нарисованых, однозначно, мужского полу ;) )
вернулись в Троицкое, где хорошенько пообедали в придорожной кафешке и поехали дальше наматывать асфальт федеральной трассы, под приветственные надписи на грузовиках
"Красноярск - чемпион"
в д.Бородино, огарчивась, что не успели на халявское кино
подкрепились трехлитровой банкой ананасов
на выезде из Бородино угодили в свалку, где я проколол заднее колесо куском кости
в д.Толчея наблюдали интересное зрелище - здание без окон и дверей (прямо, как в загадке) и НЛО над ним
по приблизительной схеме нашли дорогу до Бородинской пещеры, но оказалась, что дырка, к которой приехали, была другой пещеркой. поиски Бородинской продолжать было поздно и мы решили, что схема была неточная и мы где-то не там свернули.
в эту последнюю ночевку Деспал решил пробовать, как это оно, без палатки и устроился под открытым не небом. для случайных медведей он положил к себе поближе топор
8-й день - 59 км
грунтовка - 7 км, асфальт от Троицкого до Бородино - 35 км, гравийка - 7 км, грунтовка до пещеры - 10 км
25.07.07 "неожиданная находка"в последний день оставалось проехать мало и по асфальту, неспешно собрались и ориентируясь по карте двинулись в сторону д. Биджа. каково было наше удивление, когда через каких-то 300 метров мы уткнулись в самую настоящую
Бородинскую пещеру!
времени на внимательное изучение пещеры не было. скоренько "пробежались" по ней, даже не переодеваясь
разница, между +30 снаружи и +4 внутри заметно ощущалась
последние нашем походе километры грунтовки привели в Биджу
от которой по асфальту, мимо московского ноль два
сторонкой от Пригорска - города-зоны
сфоткавшись перед Черногорском
докатили до Абакана. на вокзале оказалось, что билетов на сегодняшние поезда уже нету. зато, на автобусы билеты есть всегда и автобусы ходят полупустые.
на автовокзале Абакана и закончился наш поход
Штурман остался ждать газели на его историческую родину - в Саяногорск
а мы, не без споров с контролерами (ну не ездят у них на автобусах байкеры с велами так часто, как у нас), погрузились в свой автобус
9-й день - 63 км
грунтовка - 10 км, асфальт - 53 км
дождь, соскучившийся по нам за все эти дни, встречал в Красноярске
З.Ы. похудел всего на 6 кг