Продолжение. Оригинал
здесь. Мои комментарии и дополнения выделены курсивом.
День второй.
Майнская ГЭС - Саяно-Шушенская ГЭС (20 км)
Всю ночь просыпалась от боли в колене. Проехать по плану нужно было еще 140 км. Я не представляла себе, как у меня это получится. Костя как обычно встал раньше всех, разогрел вчерашнюю кашу и разбудил остальных.
Хм, разве на этой фотографии они похожи на проснувшихся?
С утра попытки развести костер были успешней.
Это потому что за него взялся Костя 
Однако он прогорел слишком быстро.
Дрова особо никто не хотел собирать, да и мало их было - предыдущие туристы всё спалили. Солнце еще не вышло из-за горы, но было очевидно, что день порадует отличнейшей погодой. Костя предложил оставить палатку с вещами и поехать на ГЭС налегке. После долгих прений, Костин вариант утвердили. Мы спрятали в палатку вещи, под мой спальник положили 2 рюкзака, типа как будто кто-то спит. Издалека выглядело вполне натурально.
Да и вблизи тоже натурально, сами посмотрите:
Колено мое по-прежнему болело, я намазала его Диклофенаком, а Игорь дал специальный наколенник. Стало чуть чуть полегче. Но едва я села на вел, тут же ощутила вчерашние 160 км. Но желание увидеть Саяно-Шушенскую ГЭС было сильнее боли.
Дорога к ГЭС встретила нас встречным ветром. Я села на колесо к Ромке, и мы двинулись навстречу конечной точке нашего путешествия. Костя и Игорь уехали вперед фотать. Путь был нелегкий. Дорога постоянно шла под уклон, однако разогнаться посильней мешали ветер и боль в колене. Но какие вокруг были виды. Красотища неописуемая. Осень здесь еще не сильно похозяйничала, деревья в основном стояли зеленые. Но кое-где виднелись ярко-желтые пятна папоротника. Скалы нависали над нами с одной стороны, с другой сверкал масляно-блестящий Енисей. Встретили 2 небольших водопада. Дорога все спускалась и спускалась, но скорость была плачевная – 10-13 км/ч.
В Черемушках мы остановились на развилке. Перед нами лежало 3 дороги, и по какой проехать к ГЭС было непонятно. Рома съездил на разведку к аборигенам, и мы поехали в указанном направлении. После очередного поворота показался кусок ГЭС. Тут позвонил Костя, чтобы сообщить нам, что ехать нужно прямо. Очень вовремя.
Наконец, вся ГЭС явилась перед нами. Грандиознейшее сооружение, подступы к которому были закрыты шлагбаумом. Около шлагбаума стояли Костя и Игорь.
Как мы ни упрашивали охранников, даже предлагали раздеться догола (в смысле чтобы показать, что у нас нет бомбы), они были непреклонны. На противоположный берег, где есть смотровая площадка нас тоже не пустили из-за строительства нового обводного канала. Пока мы любовались ГЭС, с правого берега раздавались взрывы и поднимались тонны пыли.
Обводной канал:
СШГЭС:
Историческая справка. Саяно-Шушенская ГЭС - самая крупная гидроэлектростанция России и СНГ. Её мощность 6,4 ГВт. Высота плотины - 240 м, ширина у основания - 110 м, длина по гребню - 1066 м. Площадь зеркала Саяно-Шушенского водохранилища - 633 кв. км. Сезонные колебания уровня воды в водохранилище доходят до 42 м (полторы девятиэтажки).
Саяно-Шушенская ГЭС - Саяногорск (40 км)
Смотреть на ГЭС издалека не интересно. Чтобы ощутить ее мощь и масштабы, нужно подъехать поближе. Костя и Игорь поехали обратно, а я решила немного передохнуть. Когда и мы двинули в обратный путь, Ромка вдруг заметил:
- Мне кажется, что мы что-то забыли.
В тот же момент мы увидели возвращающихся товарищей, и Костя кричал:
- Сфотаться забыли!
Когда наконец поехали, Костя сказал:
- Ну сейчас быстро поедем, по ветру и с горы.
Я не поверила. Ведь сюда мы ехали практически все время на спуске. Костя возражения слушать не стал, сказал:
- Вот увидите, что с горы.
И они с Игорем умчались собирать палатку.
Мраморный карьер:
Знаменитый Саяногорский мрамор:
С большим недоверием я посмотрела на дорогу. Через несколько метров она заметно пошла под уклон. Это какая-то мистика, но всю обратную дорогу мы неслись со спусков, подгоняемые ветром. И очень скоро догнали Костю и Игоря, зависших у водопада.
Очередное фото на память.
Я набрала в бутылку ледяной воды, но было уже так жарко, что через 2 км она перестала быть таковой.
А ещё мы с Игорем нашли две пещеры, в одну Игорь полез, но недалеко ввиду отсутствия с собой фонариков.
Палатка наша ждала нас нетронутая. Мы доели всю еду, какая была,
собрали вещи и поехали в Саяногорск.
Плотина Майнской ГЭС:
Устье реки Уй:
Форелевая ферма:
Майнское водохранилище:
Майнская ГЭС:
Церковь Ивана Ярыгина:
Церковь им. Святой Евдокии:
Историческая справка. В Сизой родился и провёл своё детство Иван Ярыгин. Учился в Сизой, тренировался в Майне. На свои деньги начал в Сизой строительство часовни в честь своей матери Евдокии, но не успел закончить из-за трагической гибели. Достроил уже церковь, а не часовню, брат Ивана.
После Майнской ГЭС ветер сменился. И рельеф стал волнистым. Но это меня уже не смущало. Асфальт был не в пример лучше вчерашнего, и колено от мази и наколенника уже не так досаждало. Я ехала максимально сколько могла, ведь в Саяногорске меня ждал автобус, и можно было не беречь силы. Продолжать путь остальные будут уже без меня. Было очень обидно. Я чувствовала, что мышцы не устали еще, что я могла бы проехать и до Абакана, но колено испортило все.
По дороге в Саяногорск мы часто встречали стоящие у обочины на табуретках ведра с яблоками. Хозяев не было видно. Был велик соблазн протянуть руку и утащить яблоко.
Мелко плаваешь! Мы с Игорем хотели целое ведро прихватить, да, блин, совесть не позволила. Саяногорск был не в пример Шушенскому людным и шумным. Машины табунами, люди толпами.
Время было около 2х дня. Я купила билет на автобус на 5. Костя заверил, что они в Абакане будут еще раньше меня, после чего они меня покинули. Я же прокатилась немного по городу, зашла на местный рынок и вернулась на автовокзал. Местные таксисты не сводили с меня глаз, пока я разбирала велик, уговаривали поехать в Абакан на машине, потом поняли бесплодность уговоров, и коммерческий интерес сменило человеческое любопытство. Пошли обычные вопросы про "откуда", "зачем", "тяжело или нет".
На этом мое катание закончилось. Во второй день я проехала 70 км. Итого 232. Как я и планировала до отъезда

Примерно…
Саяногорск - Абакан (90 км)
На заметку путешественникам. В Саяногорске посадка на автобус происходит на заднем дворе, выход куда обозначивает едва заметная табличка. Это важное замечание, потому что за те 2 часа, что я сидела в здании автовокзала, человек 5 прибегало в кассу с воплями: "Я не знал, что автобусы с другой стороны останавливаются. Что мне теперь делать?" Народ в Абакан валит валом. Как будто медом намазано. Каждые 15 мин. уходили маршрутки. Я уезжала на большом автобусе, и он был битком. Велику повезло, ему открыли отдельный отсек, и он там был один.
Автобус, еще не выехав из города, развил ненормальную скорость. Вероятно, под 90 км/ч. Дорога была идеальная для меня. Ровный рельеф, гладкий асфальт. Просто едь себе и все. Самое мое любимое занятие – это просто крутить педали, смотреть по сторонам, и чтобы теплый ветер обдувал кожу. Большей радости для меня нет. Пусть дайхардеры и прочие велотуристы закидают меня шкурками от бананов, но для меня самый кайф – это просто перемещаться в пространстве по шоссе. И чем лучше и приятней рельеф, тем больше кайфа. И сейчас, находясь в автобусе, я так страдала от того, что я внутри, а не на этой дороге. Правда, через полчаса увидев, какие на горизонте появились перевалы, я сразу успокоилась. Представляю, каково им было.
По дороге в Абакан из бешеного автобуса можно увидеть бескрайние поля, огромный арбуз размером с домик
и Саянский алюминиевый завод. Так что моих товарищей можно было пожалеть вдвойне – глазу там было не на чем остановиться. Да, хороший асфальт тоже быстро закончился.
Абакан – Красноярск
До Абакана автобус долетел за час.
Долетел - именно то слово! Когда ваш автобус пролетел мимо меня, воздушной волной меня буквально вышвырнуло на обочину. Перед городом была довольно сложная эстакада, по которой автобус перемещался по загадочной траектории, и я почему-то сразу подумала, что парни здесь обязательно заехали куда-нибудь не туда.
А мы и поехали не туда. Нужно было ехать на новый мост, но дорожные указатели были хрен поймёшь какие. Решили не рисковать и ехать по продолжающим отсчёт километровым столбам и выбрались к старому мосту, сделав крюк в лишних 6 километров.
В Абакане много велосипедистов. Но все, кого я видела, были на великах Скиф или Форвард. Автобус подрулил к жд вокзалу. Меня никто не встречал. Я потащила велик в здание вокзала, услышав за спиной "Любишь, кататься, люби и таскать". Внутри никого, даже отдаленно похожего на байкера, не было. Через полчаса я начала волноваться. Они обещали приехать раньше меня, однако прошло почти 5 часов, как они уехали. Эти лоси и за 3 часа как нефиг делать доехали бы. Когда я была уже почти в панике, за окном по перрону пролетели 3 ярких фигуры. Наконец-то! Через 5 минут тишину вокзала разорвал громкий гогот красноярских байкеров. Задержка в пути объяснялась тем, они нашли магазин и решили плотно покушать.
Ага! На протяжении всего пути нам попался всего один магазин, вот мы там и оторвались: мороженное, беляш, пиво, сок, пирожок с кортошкой. Адская смесь, после которой Игорь втопил так, что мы с Ромкой остались далеко позади.
И опять нам захотелось арбуза. Мы с Костей отправились за ним, а заодно купить что-нибудь к ужину. Абаканские таксисты снова возжелали отвезти нас в любую точку, уверяли, что поблизости арбузов нет, что отвезут нас на базу, и там мы купим все, что душе угодно. Мы кое-как ушли от них на почти не ходящих от долгого педалирования ногах. Арбуз нашелся в первом же продуктовом магазине. В единственном числе. Что весьма странно. Его размеры нас разочаровали. Весил он всего 3 кг, что для нас было ну очень мало. В довесок Костя купил дыню и 4 чебурека.
Арбуз, кстати, был местным, минусинским.
Пока мы ходили, наш поезд уже подали на перрон. Снова 10й вагон, проводники уже другие. В вагоне обнаружили еще один вел Stark, правда, безхозный, в смысле, хозяина рядом не наблюдалось. С большим от усталости трудом мужчины закинули байки на 3и полки. Не дожидаясь отправления, мы начали есть арбуз. Разрезали его на половинки и выедали потихоньку ложками. Некоторые правда порывались выедать его кружками, но он был так мал.. И еще до того, как поезд тронулся, мы его сожрали. В поездах теперь нельзя пить пиво, и мы ничуть не пожалели, потому что от арбуза так вставило, что мы хохотали, не переставая, на весь вагон. Вероятно, у бахчи было конопляное соседство. Теперь понятно, почему местные арбузы так быстро разбирают.
Маленький арбуз выели до белой части, вспоминая, как неэкономно Костя вчера разбрасывался кусками мякоти Шушенского арбуза. Из оставшихся половинок хотели сделать миску или шлем.
Арбуз был волшебным. Шутки лились рекой, бодрый зажигательный хохот разносился по всему вагону, и пассажиры с кислыми лицами сидели на своих местах в предвкушении веселой ночки. Мы принялись за дыню, обалденно сочную медовую дыню. Несмотря на то, что все были сытые, дыня уходила на ура.
За окном проплывали пейзажи Минусинского района, Костя показывал достопримечательности в виде АТЦ и др. И тут мы обнаружили, какую петлю в км 5 мы нарезали накануне в тумане, что вызвало очередной приступ хохота.
Лоси они во всем лоси. Дыня из меня уже лезла, Ромка тоже сдался, а Костя с Игорем продолжали уминать южный плод. И я уже совершенно не помню, кому пришла в голову эта гениальная идея, но кто-то предложил на половинке арбуза вырезать рожу как на Хеллоуин. После долгих споров и чертежей утвердили разрез глаз и форму зубов. Резкой по корке занялся Игорь. Он сосредоточенно резал рожу, остальные затаив дыхание наблюдали, а я решила пойти посмотреть на хозяина Starkа.
– Никто не хочет чаю? – спросила я у товарищей.
Товарищи мои с посадки в поезд стенали оттого, что им больно вставать и садиться, шевелиться им не хотелось, поэтому энтузиазма я не слышала. Костя что-то пробормотал, других я не услышала. Я добавила:
– Я хочу посмотреть на хозяина вела, но просто так шариться по вагону я не хочу, поэтому могу принести кому-нибудь кипятка.
3 кружки со звоном опустились передо мной на стол.
В купе под велом сидели 2 женщины и девочка. На боковушке сидел мужчина на вид лет 40. Девушка в велоодежде и с походной кружкой не привлекла его внимания, и я поняла, что это не наш человек.
Поскольку я принесла только одну кружку, Костя отправился следующим рейсом. Он надел веломайку и взял уже 2 кружки. Вернулся и вынес вердикт:
– Это не байкер. Если бы я в поезде увидел компанию с велосипедами, обязательно подошел бы познакомиться.
На этом мы забыли о диком байкере, поскольку Игорь доделал маску. Результат превзошел все ожидания. Рожа получилась офигенная. Кто-то предложил вставить туда габаритник вместо свечки. Испытания назначили на 11, когда выключат свет. Время было всего 9, 10й час. Нас срубало по-страшному, спать хотелось неимоверно. Пассажиры наверное не догадывались, что мы скоро отвалим спать, и постоянно косились на взрывы хохота. Я сидела с краю, и из предпоследнего купе вагон хорошо просматривался.
Мы подъезжали к Курагино. Под действием арбуза в голову пришла очередная светлая идея. Засунув габаритник в арбуз, мы убедились, что смотрится он офигенно. Приставив это чудо к окну и прикрыв шторкой, мы ждали станцию. За окном было уже темно.
Стоянка в Курагино 3 минуты, люди бегут на поезд, а 4 великовозрастных байкера прильнули к окну и с детским восторгом наблюдали реакцию людей на их творение. Кто-то смеялся, кто-то шарахался, один мужчина оценил шутку, сфотал и убежал. Из-за того, что стоянка короткая, должного внимания арбузу не уделили.
Время будто остановилось. Мы хотели дождаться темноты и посмотреть на горящий арбуз, но сон овладевал всеми. Костя уже почти спал. Игорь пытался закрепить фонарик внутри арбуза, удалось только при помощи ложки. Он взял вторую половинку, соединил их и натянул свою кепку. Конструкция держалась. Чудо поставили в чашку у окна. Костя проснулся, начал фотать разными способами. Из-за тряски не удавалось снять как хотелось, но что-то все-таки удалось.
Когда шла фотосессия, пришел мужик
(Валера), снимавший снаружи. Показал нам фотки нашего арбуза и чьей-то попы в окне поезда на верхней полке. Взяв у Кости адрес и обещав выслать фотку, гость убыл.
Поезд потрясывало, арбуз шатался, но держался. Велики тряслись наверху, вел Ромки дрожал больше всех.
– Боится самолета? – спросила я.
– Нет, грузчиков, – ответил хозяин.
Наконец, сон победил. Не дождавшись темноты, мы улеглись спать. Арбуз остался мигать на столе. Под утро он развалился на каком-то повороте.
Поезд прибывал в 6:18 утра. Проснулись мы в 5. Лица опухшие, с красными сгоревшими носами. Обычный вид байкера с утра в поезде.
В багаже кроме вещей и вела - намотанные километры и море фоток. Тренировочная покатушка перед марафоном удалась
Алиса Лисовская (с) 2006