День первый.
Четыре утра. На платформе лежал снег. Из трех дней это было единственное время, когда было видно небо и звезды. Скоро небо затянуло и посыпал мелкий влажный снег. Он то прекращался, то снова шел. И так все три дня.
В темноте перевалили через горку в Хабайдак, прошли ровно два километра от границы деревни и точно напротив кладбища свернули в лес.
Шесть утра. Костер. Завтрак.
Восемь утра. Рассвет. Идем дальше. Поляны. Оставляем слева какие-то вагончики, постройки, горы грунта. То ли это были вагончики залотоискателей, то ли карьер, о которых рассказывал в поезде Норвег. Вошли в лес, идем в гору. Снега по щиколотку. Снег еще сухой. По дороге часто попадаются следы косуль. Часто слышны выстрелы.
Стало встречаться большое количество развилок. Вышли на покос. Здесь немного не правильно оценили пройденное расстояние, казалось что прошли больше и должны были выйти к контрольным ориентирам - группе сопок. Сверились с ГПС. Поняли ошибку. Нашли дорогу и еще набрали высоту. Вышли к навесу. От навеса остались лишь три столба.
Здесь было рядом две дороги (на карте одна). Как выяснилось на обратном пути они сходятся. Сначала же этого никто не знал, но нашли след, проехавшего мотоцикла. По нему и пошли. Сбросили высоту. Перекусили.
Затем еще спуск и мы увидили Ангул. Очень обрадовались и ускорили шаг. Вышли прямо к мосту, но подойдя к берегу наша радость несколько омрачилась -- на берегу четко были видны медвежьи следы. Он прошел или прошлым вечером или очень рано утром, т.к. следы были припорошены снегом.
Подождали всех. Изучили следы и пошли дальше... по следу медведя, который шел нашей дорогой. По следу медведя шел след мотоцикла. Так мы и шли километра два, по следам.
Затем вышли на большую поляну на берегу Маны. Здесь была оборудовано стоянка. Развели костер.
К стоянке откуда то выбежал пес. Этот пес заслуживает отдельного рассказа. Мы прозвали его Тринадцатым и за два с половиной дня привязались к нему.
Невысокий, но тело крепкое. Шерсть очень густая, темно бурая с белым воротником. На лапах рыжие подпалины с белыми носками. Очень похож на лайку и внешне и поведением.
Пес матерый. Когда то носил ошейник, след которого угадывается на шее. Кочегар Валерий, у которого мы останавливались в котельной, говорил, что у Тринадцатого есть хозяева. В целом же пес производит впечатление существа полудикого. И глаза холодные злые, когда он бегает, выискивая добычу. А на стоянках порой взгляд был печальный, в котором была видна вся его нелегкая полудикая жизнь.
Дима приводил цитату из старого отчета, мне тоже кажется что это тот же самый пес.
Пес пошел с нами. Он постоянно бежал впереди, словно знал куда мы идем. Иногда забегал в лес, иногда убегал вперед, но потом всегда возвращался назад. На одной из развилок (сейчас я думаю, что может там даже лучше была тропа) Тринадцатый свернул направо и побежал вперед. Нам же надо было идти прямо. Я окрикнул его "Куда ты?!". Он остановился, посмотрел на меня немного и вернулся на нашу тропу. В лесу, где тропа была пропадала в болоте или была завалена деревьями он часто огибал такие места самый коротким удобном путем снова возвращаясь на тропу.
Под вечер, когда мы уже устали и стали идти медленнее, пес часто отбегал вперед, останавливался и ждал нас. Глаза его словно спрашивали Диму, который шел первым, "Ну что же? Осталось совсем немного, а вы сникли".
Когда мы прошли с ним первый день, то поняли, что Тринадцатый знает здесь все дороги лучше любого охотника и прекрасно понимает, куда мы хотим придти.
На стоянке он охранял не только сам лагерь, но и каждого кто уходил из лагеря. Идя обратно я порой просто шел за псом так, как шел бы за опытным организатором похода. Обратно он нас буквально посадил в поезд.
Такой пес, как хороший друг - немногословный и преданный. Надеюсь мы еще встретимся с Тринадцатым!
А пока мы мерили шагами талый снег по разбитой дороге. Через полчаса увидили мотоцикл, по следу которого мы шли. "Иж" стоял под елкой, накрытый полиэтиленом. Рядом никого не было не видно не слышно.
Дорога кончается на Каменном. Дальше есть две тропы. Первая обозначена на карте и идет берегом реки. Мы шли по ней обратно. Вторая идет метров на двадцать выше. Она переваливает через горку. Засветло дойти до порога не успели. Оставалось еще километров 6-7. Встали на подготовленной стоянке. Было все кроме дров. Долго и тяжело разводили костер. За годы стоянок весь сухостой вырублен. К тому же по дрова ходили в темноте, когда ничего не видать.
День второй.
Ночью шел снег, дождь, опять снег. Температура была с утра 0, +1 и начало подтаивать. День в целом был теплый, тихий.
Выспавшись и опять помучавшись с костром, позавтракали. Отправились на порог налегке, оставив все в лагере. Шли не спеша, много фотографируя и созерцая.
На курумнике опять видели следы, скорее всего рысиные.
Затем поделились. Линкс, Ромикус, Марина решили забраться на вершинку.
Вика и Андрей вернулись в лагерь. Остальные прошли еще немного и почаевничали.
Еще по дороге на порог я заприметил на одной из стоянок (их там очень много) два сухих сосновых бревнышка, которыми мы потом и использовали на два последних костра.
День третий.
Ночью опять пошел дождь, который к утру перешел в снег. Наш чуткий друг опять ночью на кого-то лаял и были слышны шаги по лагерю.
Снега за ночь стало больше 10 сантиметров. Но температура была плюсовая и все таяло. Две три трети пути ноги были просто мокрые - носки можно было отжимать. А последние несколько километров в ботинках хлюпало и вода в обуви уже не успевала нагреваться. Влажный снег шел почти все время. Мокрыми были и штаны и ветровка.
Решили разведать нижнюю тропу, чтобы не набирать высоту. Получилось, как в поговорке - "прямо семь, в обход четыре". По берегу идет болотина и тропу "задавили" огромные кочки и бурелом. Примерно 4 километра мы преодолели за 2 часа.
А затем на удивление быстро добежали сначала до места первой стоянки, затем до Ангула. Очень бодро забежали в две горки и спустились короткой дорогой в Хабайдак.
В Хабайдаке договорились обогреться в котельной, Филин этот вариант предложил еще в первый день.
Обсушившись, махнули через горку в Ману. Здесь некоторого брожения и блуждения некоторый народ чуть было не опоздал на поезд, но все кончилось благополучно.