Вчера с товарищем мы прокатились из Канска в Заозерку по старой ветке Транссиба. Добирались туда на машине, выехав аж в 7 часов утра.
Наш маршрут на карте 1911 года, когда уже вовсю строилась вторая ветка показан черным, а новая ветка - красным.
От Канска новая дорога идет параллельно старой ветке, а рядом с ней положен асфальт до д. Филимоново, знаменитой производимой здесь лучшей в советское время сгущенкой. Сейчас завод стоит. Коттедж, в котором когда-то жил гендиректор, заброшен.
Начиналось Филимоново с маленького железнодорожного разъезда, всего в 2-3 дома.
На современной карте старая ветка выделена насыпью, которую мы нашли без особого труда, потому что по ней проложена дорога на д. Петрушки.
Однако через несколько км эта дорога свернула в сторону, мы же продолжили свой путь прямо по насыпи, пока не упирлись в разрушенный мост через р. Малая Уря. Форсировали широкую в это время речку с трудом, при этом я черпанул ледяного в правый ботинок.
Вот виды разных участников старого Транссиба. Конечно, весна, ярких красок еще нет, зато насыпь просматривается четко.
В одном месте мы обнаружили резкое расширение насыпи: с 4 до 20 метров. По-видимому, здесь были ответвления путей с обеих сторон от основной дороги, стрелки, светофоры, станционные постройки. И действительно, неподалеку обнаружились несколько ям и камней от фундаментов домов. Соотнесли место с картой. Вероятно, когда-то здесь был безымянный разъезд, к сожалению, не развившийся в деревню – воды по близости нет. Хорошо бы походить здесь с металлоискателем. А пока мы нашли лишь оригинальный грубый кирпич с окантовкой. Жаль, без штампа завода.
Пропускная способность первой ветки Транссиба была 20 пар поездов в сутки. А с окончанием строительства второй ветки возросла до 48 пар поездов.
Поехали дальше и увидели остатки каменных устоев деревянного моста.
Потом, уже после переправы через Малую Урю, обнаружился еще один безымянный разъезд. Так, по насыпи, проехав около 20 км от Филимоново, мы и въехали в д. Петрушки – бывшую станцию Петрушково.
Местная бабушка рассказала, что нынешняя деревня, которая возникла на месте ж.д. станции, раньше находилась подальше, около Талого Лога, и называлась Шалаево. Было в той деревне 2 улицы - дома справные, мельница, пруд, но отсутствие магазина и то, что колхозная контора с укрупнением колхоза (при Хрущеве) оказалась в Петрушках, Шалаево развалили. О той деревне напоминает только название улицы, которая, будучи Центральной, от магазина продолжается уже как Шалаевская. А от деревни осталось только кладбище, на котором и сейчас хоронят жителей Петрушков.
Пока Слава клеил пробитое колесо, я читал листовки на магазине. Туристам тоже полезно.
Талый Лог оказался всего в одном километре от деревни. Пруд скромный, но летом купаться вполне можно. Под ж.д. насыпью сохранился каменный мост (по ж.д. терминологии – труба), правда, подмыло его прилично, так что часть моста как бы висит в воздухе.
Потом мы еще много таких труб видели. Поменьше и побольше.
Эта каменная труба сохранилась практически идеально.
Эта труба состоит из пяти частей общей длиной около 40 м.
Внутри нее выявилась понятно-непонятная надпись:
Вроде бы речь идет о 1889 годе, когда дорога строилась.
Прямо на насыпи Слава нашел отлично сохранившийся костыль 120 летней давности.
Такой костыль (это большущий толстый гвоздь, которым рельс прибивался к шпалам) лишь недавно передал в Красноярский железнодорожный музей некий металлоискатель из п. Арийского. Наш – второй.
Так, по насыпи (на современной карте она почему-то не показана, хотя на местности очень выразительна), мы без приключения добрались до д. Орешники – бывший разъезд Пермяково. Между этими названиями у нее было еще одно имя: заимка Наумовская и, советское, 3-е отделение местного совхоза. Орешники – это граница Рыбинского и Канского районов, глушь.
Зато в следующей д. Спасовка уже и святой источник есть
и мост огромный через р. Тырбыл,
и телеги на резиновом ходу,
и асфальт, по которому мы прокатились метров 300, после чего наша дорога опять ушла в сторону, обходя д. Ивановка с юга. Ивановка, кстати, тоже бывший разъезд-полустанок. Спасовки же в 1911 году еще не было.
На старой карте указана станция Тырбыл. Ее мы на местности не нашли. Как в воду канула.
До перекрестка дороги на Новую Камалу асфальтовое шоссе проложено прямо поверх старой насыпи. Уже смеркалось и, увлекшись спуском, съезд на старую ветку мы просмотрели. Обнаружили это только тогда, когда выехали в д.Гмирянку. Что, в принципе, не страшно. Потому что старая ветка от перекрестка уже слилась с современной и идет рядом с ней до самого г. Заозерного.
В Заозерном заскочили в магазин, маленько подъели и – за город. А там нас уже машина встречала, на которой мы благополучно домой около полуночи и добрались.