В Николаевке недавно случайно нашел вкопанный в землю рельс, на котором
сохранилась надпись: "К.Ж.Д. 1909 1У НАДЕЖ. ЗАВ. Б.Г.О."
Долго копался в Инете и выяснил, что эта надпись означает следующее: "казенные железные заводы, 1909 год, апрель, Надеждинский завод Богословского горного округа". Такие же рельсы остались еще и на КБЖД (
http://www.altair-altai.ru/content/view/126/43/" target="_blank" target="_blank" target="_blank ).
Надеждинский завод был основан в 1894 г. и назван по имени владелицы Богословского горного округа Надежды Михайловны Половцевой, супруги действительного тайного советника, члена Государственного Совета А. А. Половцова, получившего государственную ссуду 2,5 млн. рублей.
Завод заложили на левом берегу реки Каквы в 10 км от села Филькино на Урале (ныне там город Серов). С января 1896 года началась выплавка стали, а с марта - прокатка рельсов. Продукция направлялась на строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Завод состоял из доменного, мартеновского, прокатного и обслуживающих цехов, работал на сырье из местных северных уральских месторождений на древесном угле (
http://www.ihist.uran.ru/index/ru/uiv/n9/206.html" target="_blank" target="_blank" target="_blank ). В этих местах мы были летом 2007 г, когда ехали путем Ермака.
Судя по размерам, обрезок именно такого рельса я и привез из покатушки со ст. Бадаложной:
В нашем железнодорожном музее такого рельса нет. Однако есть более ранний, такого же типа, подаренный жителем г. Ачинска. На нем похожая надпись: "ДЕМИДОВ А.Н. МЦА 1894 ГОДА СТАЛ." Такие рельсы, вероятно, и укладывались в первую ветку нашей части ТрансСиба (Среднесибирский участок шел от Оби - п. Новониколаевска, до г.Иркутска). А найденные мною рельсы Надеждинского завода - уже во вторую линию.
Пока не было дороги, рельсы доставлялись по северному морскому пути-Енисею и по Обь-Енисейскому каналу. На
http://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport/ в числе поставщиков указывается, что рельсы на Ачинско-Красноярский участок Срезне-Сибирской дороги доставлялись по реке Чулым с Николаевского завода братьев Бутиных (нерчинские купцы и золопромышленники). Однако тут явная натяжка. Николаевский железоделательный завод находился на Ангаре, в районе нынешнего г.Братска. Делали там отменный чугун, но не рельсы, требующие стального и мощного прокатного производства. Завод закрылся с поступлением по ТрансСибу дешевого уральского металла. Та же причина привела и к ликвидации наших железоделательных заводов: Ирбинского (что в Курагинском районе) и Езагашского (это место сейчас затоплено Красноярским водохранилищем).