5 февраля 1921 года в Шарыпово приехал начальник Ачинской уездной милиции Пруцкий, командированный для борьбы с белыми бандами бывшего подполковника Олиферова.
По прибытии Пруцкий с начальником шарыповской милиции Назаровым наметил план работы с контрреволюционерами. Чтобы обеспечить себе тыл в случае нападения банды, Пруцкий решил провести чистку населения. 12 февраля он произвёл аресты крестьян, якобы враждебно настроенных против советской власти. При аресте Пруцкий основывался на доносах местных милиционеров и членов комячейки, которые зачастую указывали на граждан, руководствуясь соображениями личного характера и мести.
Пруцкий, не проверив сообщений, решил учинить над арестованными самосуд. С этой целью он приказал всех заключённых (до 60 человек) казнить через удавление, прибегнув к этому способу как бесшумному. Часть арестованных в момент, предшествовавший казни и во время казни, была освобождена.
В целях придания самосуду характера законности Пруцкий по соглашению с начальником отряда Михаилом Переваловым и начмилем Назаровым составил постановление о расстреле упомянутых крестьян как мере, вызванной боевыми условиями, и предложил расписаться под ним политруку Дудину, предволисполкома Гайденко, командиру отряда Мешкову, предкомячейки Баландину и др.
В ночь с 14 на 15 февраля в здание волисполкома были введены поодиночке 34 заключённых и здесь лишены жизни через удавление. Сам процесс удавления происходил следующим образом: вводили людей поодиночке в комнату, где происходила расправа. Перевалов предлагал обречённому сесть на табуретку и, задав несколько вопросов (не служил ли урядником, не выдавал ли при Колчаке сторонников советской власти), поднимал руку вверх. В это время Юшков, стоявший позади табуретки с удавкой (супонью), набрасывал петлю и стаскивал жертву с табуретки за дверь, где другие добивали удушенных деревянной колотушкой.
Пока переваловцы раздевали удавленных с целью распределения одежды между участниками, Пруцкий в разных местах села Шарыпово производил стрельбу, инсценируя бой с бандами, а для убедительности прострелил себе рукав и перевязал руку, как раненый.
Когда все обречённые были удавлены, Перевалов отдал приказ вывезти трупы за село в болото, где была произведена стрельба, чтобы придать трупам вид расстрелянных. Всё это происходило в атмосфере пьянства...
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|