Приказ № 30, на который я ранее ссылался, и все изменения в него, отменены Приказом МПС № 473 от 19.12.2013. И теперь появились другие Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, которые вступили в силу с 12 августа 2014 г.
Читаем раздел ХIII. Перевозка ручной клади 103. Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона. Это все. Текст, касающийся велосипедов, детских колясок и байдарок и возможности их размещения на полках (если входят), из Правил удален.
Велосипед по сумме размеров всяко больше 180 см и бесплатно в вагоне его провезти не удастся. Но, возможно, удастся его провезти за дополнительную плату? Оказывается, тоже нет, т.к. он не входит в перечень. Читаем: 108. Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет), во всех вагонах (кроме жестких вагонов с местами для сидения (общих вагонов)) поездов дальнего следования и пригородного сообщения. За каждый перевозимый в поезде дальнего следования указанный предмет, независимо от его веса, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг.
Таким образом, получается, что велосипед (а также лыжи, детские и инвалидные коляски, байдарки) теперь больше не ручная кладь, а багаж, который нужно сдавать в багажный вагон (естественно, за плату, по багажной квитанции).
Читаем раздел про багаж: XV. Условия приема, оформления и оплаты перевозки багажа 127. Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Вагоном для перевозки багажа является багажный вагон, а также вагон, предназначенный для перевозки пассажиров, часть которого специально переоборудована для перевозки багажа. 129. Багаж от пассажира принимается единовременно. На один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, ... принимается не более трех мест багажа по сумме трех измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Перевозка предметов и вещей, вес и размеры которых не соответствуют указанным нормам, может осуществляться на особых условиях. 136. Тара или упаковка багажа должна иметь устройства (приспособления), позволяющие переносить багаж при погрузке и выгрузке, а также обеспечивать сохранность багажа на все время перевозки и исключать возможность причинения вреда перевозчику, багажу пассажиров, грузобагажу или иному имуществу.
Что здесь для нас важно: - велосипед может перевозиться на особых условиях (что это значит?); - велочехол должен иметь ручки для переноски и выглядеть как жесткий короб, иначе претензии за поломанную раму не принимаются (к этому-то мы как-нибудь приспособимся: в качестве ручек можно использовать автомобильные ремни-стяжки, а для усиления чехла годятся коробки из-под проданных велосипедов или просто гофрокартон от ящиков).
Но как быть с посадкой-высадкой на небольших станциях, да еще когда велосипедистов много? Поезд стоит всего минуту и где на полустанке найти необходимую упаковку?
Проблема не в том, что велосипед придется провозить за дополнительную плату (деньги, в конце концов, не такие уж большие) и не в том, что потребуется вновь выстаивать очередь в кассу для оплаты багажа (и это в век интернет-билетов) да носить при этом свой велосипед и велорюкзак туда-сюда, а в том, что нужно будет сначала дотащить велосипед до багажного вагона, сдать его и потом еще успеть сесть в свой вагон с остальными вещами. Физически это очень нелегко, а на маленьких станциях – попросту невозможно. Аналогично и при высадке: все стало очень неудобно и не комфортно для велопассажира. Конечно, когда едет группа, обязанности можно распределить. Но времени-то на посадку-высадку уйдет все равно немало.
Решение проблемы видится в том, чтобы велосипедисты могли приобретать билеты в тот вагон, в котором будет ехать их багаж. Для чего эти вагоны должны быть специально обозначены на интернет-схемах сайтов продавцов билетов. Второе предложение: предоставить велосипедистам возможность оплачивать стоимость велосипеда через интернет или непосредственно на месте (как оплачивается стоимость постели). Все велосипеды весят примерно одинаково (12-15 кг), по размерам тоже не сильно отличаются и потому стоимость их провоза может быть фиксированной. И третье предложение – на мой взгляд, самое разумное и рациональное. Учитывая значимость велотуризма для воспитания патриотизма населения, следовало бы вновь разрешить пассажирам перевозить велосипеды в разобранном и упакованном виде в качестве ручной клади (как, например, телевизоры). Но, поскольку размеры велосипедов все же превышают 180 см, брать за это доплату - лучше прямо на месте.
А пока же нас ожидает только геморрой. Действительно, отъездились! Прощай первомайские слеты, Манские пороги и покатушки на гору Москва из Кошурниково. Ведь велосипедные маршруты редко привязаны к большим городам. Преимущество велосипедных путешествий в том и заключается, что можно добраться до любой глухомани. Теперь же огромная масса туристов этого лишена.
Учитывая значимость проблемы для велообщественности, об этом я написал в ОАО "Федеральная пассажирская компания", а также Начальнику Енисейского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания" Красношеину А.Е. Надеюсь, что от нас не отмахнутся и мы не получим типичной отписки.
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|