Не буду рассказывать, как мы с Гагариным искали узкоколейку там, где ее никогда не было (в результате у меня на велокомпе почти 50 км).
Главное, что мы ее нашли.
Вот она, насыпь узкоколейки. Куст на горе справа – место, где была шахта. Всего шахт было три и на всех мы побывали.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i605/1204/51/16d864e5920a.jpg)
Рядом с этим местом остатки двух водонапорных башен, в которые завозили воду тем же паровозиком для снабжения поселка.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i603/1204/f2/4b6b6b93ac65.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i603/1204/25/dccc72594e93.jpg)
От этого места узкоколейка идет далее в склоне горы еще примерно на полкилометра к бывшим бункерам угольных шахт, заканчиваясь тупиком.
Воинская часть на горе, внутри которой находятся многокилометровые выработки.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i611/1204/31/e1a34ce286a2.jpg)
Шахтные выходы на склоне горы хорошо просматриваются.
![Изображение](http://s52.radikal.ru/i138/1204/f1/ce096f05cc0d.jpg)
Провалы
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i638/1204/6b/adac3b9ec039.jpg)
![Изображение](http://s50.radikal.ru/i129/1204/09/589eb9e61cc9.jpg)
Узкоколеечный рельс около шахтного выхода. Я пробовал его откопать.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i643/1204/21/93dd3ebeb3db.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i604/1204/29/53c257fd3b85.jpg)
Остатки устройства для опрокидывания вагонеток в бункер, из которого уголь далее ссыпался в вагоны или отгружался гужевым частникам, приехавшим из окрестных деревень.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i621/1204/92/5ed2dda05207.jpg)
Еще один рельс мы нашли около шахты № 4, построенной самой последней.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i635/1204/9b/648c4475cefc.jpg)
Насыпь на выезде из поселка.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i604/1204/bc/a1a90e707b8f.jpg)
илья писал(а):
Что интересно было в овраге, где сейчас стоит чей-то дом. Мост или же просто насыпной грунт...
Моста здесь не было. Со слов хозяев дома, в ней даже не было водопропускной трубы. В результате это место в конце-концов промыло. Овраг был глубиной больше 2-х метров. Продолжение насыпи хозяин дома сравнял с общим уровнем, а овраг постепенно замылся.
Строилась насыпь пленными японцами, прибывшими сюда в октябре 1945 г. Из инструментов у них были только лопаты и носилки. В г.Красноярске другая часть японцев строила деревянные двухэтажные бараки вдоль ул.Шахтеров (5 из них сгорели в связи с расширением автотрассы 15.04.2008 г., но во многих люди еще живут) и работала на заводе ПВРЗ (ныне ЭВРЗ). Лагерь военнопленных размещадся на территории Красной площади, неподалеку от ж.д. вокзала.
Далее узкоколейка шла практически по прямой рядом с нынешним полотном Енисейского тракта, а затем выходила на ул. Шахтеров (теперь ясно, почему она так называется) к угольному складу, который находился около нынешней пожарной части (перекресток улиц Дудинская-Шахтеров-Туруханская), не доезжая до кладбища. С Транссибом узкоколейка не соединялась.
Это здание пожарной части, построенной на месте угольного склада.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i612/1204/1b/e5d2dd6e187e.jpg)
Хранитель Бадалыкской истории 75-летний Евгений Петрович Толстобров.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i608/1204/aa/54dada273377.jpg)
Со слов старожила, уголь в горе начали добывать в 1930 г., тогда же появился и поселок (первымит поселенцами были Фыркины). Шахты были почти горизонтальные, имели высокие своды (уголь вытаскивали конями), довольно протяженные (более километра). Уголь добывался вручную, кайлами (кирками). Пневмомолотки появились только в 1957 г. А на следующий год шахты закрыли, входы в них взорвали.
Раритет: лампа-шахтерка.
![Изображение](http://s58.radikal.ru/i159/1204/46/60a4141550bc.jpg)
А это фото из 1890-х.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i603/1502/56/d785450d62fd.jpg)
Фото 1930-х. Вывозка угля из забоя.
![Изображение](http://s42.radikal.ru/i096/1708/4f/a6404c1dce8e.png)
На огороде у старожила получила вторую жизнь шахтная вагонетка - теперь она используется для хранения воды.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i624/1204/77/1363a2ba4b0d.jpg)
Уголь продавался и непосредственно в поселке, неподалеку от шахтоуправления (располагалось под горой, ниже шахты № 4 – первой, если считать от Красноярска). Люди приезжали на лошадях с огромными плетеными корзинами, в которые входило около полутонны угля.
Из числа строений того периода в поселке осталось всего два барака (оба находятся на ул. Бадалыкской). В одном из них еще живут.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i624/1204/7d/28864f0c2c82.jpg)
![Изображение](http://i024.radikal.ru/1204/ce/3550cd60210d.jpg)
Участники экспедиции.
![Изображение](http://s017.radikal.ru/i442/1204/df/a757e6ab6e85.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i632/1204/82/96b39e79cbd7.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i632/1204/ca/82c7ae8bb96d.jpg)
После исследования местности у нас появилось две версии узкоколейки. Более кружной путь проходит практически без крутых уклонов (кроме небольшой горки на выезде из поселка) частично по нынешней ж.д. и составляет 12,2 км.
Второй вариант - практически прямой, 11.2 км (т.е. как в документах). Он более рационален по расстоянию, но, возможно, потребовал объемных земляных работ. По крайней мере, на 500-метровке 1980 г. Енисейский тракт на 2,5-километровом участке, примыкающем к современной ж.д. южнее, проходит по сплошной насыпи. Правда сейчас, на плотно застроенной домами местности МКР "Северный" этого уже не видно.
Я склоняюсь ко второму варианту, как более выгодному не только по длине (не забывайте, что шла война, требовавшая экономии во всем), проходившему рядом с обжитым Енисейским трактом и не требовавшему специальных изыскательских работ.
Узкоколейка была однопутной, стрелок и маневровых путей она не имела. Паровоз по ней ходил всего один, вагонов было 5 штук (плюс 2 цистерны для воды, как упоминал старожил).
![Изображение](http://s48.radikal.ru/i122/1204/31/63a32da5ceb8.jpg)
Насыпь узкоколейки на аэрофотоснимке 3.02.1967 года.
![Изображение](https://c.radikal.ru/c07/1803/dc/83d80c98862d.jpg)
Интересно, а где воду в Покровке паровоз набирал? Там ведь тоже не было колодцев.