Не буду рассказывать, как мы с Гагариным искали узкоколейку там, где ее никогда не было (в результате у меня на велокомпе почти 50 км).
Главное, что мы ее нашли.
Вот она, насыпь узкоколейки. Куст на горе справа – место, где была шахта. Всего шахт было три и на всех мы побывали.
Рядом с этим местом остатки двух водонапорных башен, в которые завозили воду тем же паровозиком для снабжения поселка.
От этого места узкоколейка идет далее в склоне горы еще примерно на полкилометра к бывшим бункерам угольных шахт, заканчиваясь тупиком.
Воинская часть на горе, внутри которой находятся многокилометровые выработки.
Шахтные выходы на склоне горы хорошо просматриваются.
Провалы
Узкоколеечный рельс около шахтного выхода. Я пробовал его откопать.
Остатки устройства для опрокидывания вагонеток в бункер, из которого уголь далее ссыпался в вагоны или отгружался гужевым частникам, приехавшим из окрестных деревень.
Еще один рельс мы нашли около шахты № 4, построенной самой последней.
Насыпь на выезде из поселка.
илья писал(а):
Что интересно было в овраге, где сейчас стоит чей-то дом. Мост или же просто насыпной грунт...
Моста здесь не было. Со слов хозяев дома, в ней даже не было водопропускной трубы. В результате это место в конце-концов промыло. Овраг был глубиной больше 2-х метров. Продолжение насыпи хозяин дома сравнял с общим уровнем, а овраг постепенно замылся.
Строилась насыпь пленными японцами, прибывшими сюда в октябре 1945 г. Из инструментов у них были только лопаты и носилки. В г.Красноярске другая часть японцев строила деревянные двухэтажные бараки вдоль ул.Шахтеров (5 из них сгорели в связи с расширением автотрассы 15.04.2008 г., но во многих люди еще живут) и работала на заводе ПВРЗ (ныне ЭВРЗ). Лагерь военнопленных размещадся на территории Красной площади, неподалеку от ж.д. вокзала.
Далее узкоколейка шла практически по прямой рядом с нынешним полотном Енисейского тракта, а затем выходила на ул. Шахтеров (теперь ясно, почему она так называется) к угольному складу, который находился около нынешней пожарной части (перекресток улиц Дудинская-Шахтеров-Туруханская), не доезжая до кладбища. С Транссибом узкоколейка не соединялась.
Это здание пожарной части, построенной на месте угольного склада.
Хранитель Бадалыкской истории 75-летний Евгений Петрович Толстобров.
Со слов старожила, уголь в горе начали добывать в 1930 г., тогда же появился и поселок (первымит поселенцами были Фыркины). Шахты были почти горизонтальные, имели высокие своды (уголь вытаскивали конями), довольно протяженные (более километра). Уголь добывался вручную, кайлами (кирками). Пневмомолотки появились только в 1957 г. А на следующий год шахты закрыли, входы в них взорвали.
Раритет: лампа-шахтерка.
А это фото из 1890-х.
Фото 1930-х. Вывозка угля из забоя.
На огороде у старожила получила вторую жизнь шахтная вагонетка - теперь она используется для хранения воды.
Уголь продавался и непосредственно в поселке, неподалеку от шахтоуправления (располагалось под горой, ниже шахты № 4 – первой, если считать от Красноярска). Люди приезжали на лошадях с огромными плетеными корзинами, в которые входило около полутонны угля.
Из числа строений того периода в поселке осталось всего два барака (оба находятся на ул. Бадалыкской). В одном из них еще живут.
Участники экспедиции.
После исследования местности у нас появилось две версии узкоколейки. Более кружной путь проходит практически без крутых уклонов (кроме небольшой горки на выезде из поселка) частично по нынешней ж.д. и составляет 12,2 км.
Второй вариант - практически прямой, 11.2 км (т.е. как в документах). Он более рационален по расстоянию, но, возможно, потребовал объемных земляных работ. По крайней мере, на 500-метровке 1980 г. Енисейский тракт на 2,5-километровом участке, примыкающем к современной ж.д. южнее, проходит по сплошной насыпи. Правда сейчас, на плотно застроенной домами местности МКР "Северный" этого уже не видно.
Я склоняюсь ко второму варианту, как более выгодному не только по длине (не забывайте, что шла война, требовавшая экономии во всем), проходившему рядом с обжитым Енисейским трактом и не требовавшему специальных изыскательских работ.
Узкоколейка была однопутной, стрелок и маневровых путей она не имела. Паровоз по ней ходил всего один, вагонов было 5 штук (плюс 2 цистерны для воды, как упоминал старожил).
Насыпь узкоколейки на аэрофотоснимке 3.02.1967 года.
Интересно, а где воду в Покровке паровоз набирал? Там ведь тоже не было колодцев.