Думаю, что нужно продолжить делиться информацией об алтайской культуре – народ интересуется. Несмотря на явную немногочисленность коренного алтайского населения - оно насчитывает не более 70 тыс. чел., их шаманы по-прежнему могут проходить сквозь огонь, летать и посещать царство мертвых. А обычные люди все еще молятся Солнцу, Луне и матери-Земле.
Так вот, в один из дней похода мы с Димой прокатили радиалку в районный центр Усть-Кан, где посетили местный муниципальный музей. Вообще-то в плане было встретиться с местным лидером бурханизма Н.А.Шадоевым, но оказалось, что он живет в еще более дальней деревне Мендур-Соккон и на то, чтобы туда сгонять, времени у нас недостаточно.
Однако нам повезло. Во-первых, научный сотрудник музея – Шадоева Наталья Акчаевна (тел.89136903120 – если кому понадобится) оказалась его родственницей и прекрасной рассказчицей, а во-вторых, экспозиции музея и представленная в нем литература, в принципе, ответили на многие наши вопросы. Тем не менее, живого общения не заменить и я все же планирую в очередную поездку на Алтай с Шадоевым обязательно встретиться. Очень уж интересный он человек: считает, что американские индейцы и алтайцы – это сообщающиеся культурные сосуды. К нему недавно по этому поводу аж профессор какой-то приезжал из Центральной Америки.
Материала получилось много, так что описывать буду частями.
Для справки.1.
Бурханизм – местная алтайская религия, вера в Белого Бурхана (Бога), который явился некоей алтайской девочке в виде всадника на белом коне. См. картину Н.Рериха.
В дневнике 1926 года Рерих отмечает: «Остановились в Кырлыке. Придётся здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут прихода Белого Бурхана. В скалах, стоящих над Кырлыком (село в 20 км от У-Кана и в 10 км от Менгур-Соккона), чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли".
Вероятно речь идет об известных пещерах в районе Белухи:
- «Экологическая» - самая глубокая пещера в России (глубина 345 м, длина более 3 км);
- «Геофизическая» – яма, в которую стекаются реки (глубина 130 м, протяженность – 500 м);
- «Камышлинская» - общая протяженность 72 м. Вход в пещеру открывается небольшим гротом, длина 8 м. У средней части потолок достигает 7 м и напоминает форму усеченного конуса, затем высота резко снижается до 0,5 – 0,6 м и за 2-хметровым лазом располагается грот, названный «Светлым»;
- «Алтайская» – длина 3, 8 км, глубина 248 м.
Основатель бурханизма (1904 г.) чабан Чет Челпанов свою веру назвал «Ак-Тянг» (белая вера) или «Ак-янг – бурханизм», потому что «Солнце белое, месяц белый, царь белый и вера должна быть белой". Рерих же считал, что «Белый Бурхан – это одно из имён Будды Грядущего – Майтрейи».
К 1908 г. массовое бурханистское движение государственной властью было подавлено.
Последователи бурханизма ждут пришествия Бурхан-хана, который освободит алтайский народ от внешней власти и внешних идеологий, под которыми поначалу понималась власть шаманов, затем - христианство, а сейчас - буддизм, "Троянский конь" китайской экспансии.
В 1990-х годах бурханизм стал национально-освободительным движением, ориентированным на национальное возрождение и консолидацию алтайского этноса, нацеленным на освобождение от засилья России и русификации алтайцев. Религиозный выбор для алтайцев не самоценен, а является политическим средством консолидации и развития нации.
В результате сложных обстоятельств и внешних влияний, бурханизм приобрёл черты старого шаманизма, элементы ламаизма и кое-что было взято из христианства. Основы идеологии бурханизма следует также искать в героическом эпосе Алтая, в котором говорится о богатырях - вождях освобождения народа от вражеского ига. Это известные легенды об Амыре-Сан, о Шуну или Ойроте-Хане. Некоторые герои типичны для тюрского эпоса (алтайцы принадлежат к тюрской ветви) и переплетаются с легендами о Гессер-Хане и Чингиз-Хане. Кроме легенд на Алтае сохранились места захоронений - «могилы ойротов».Сохранению народного мифологического предания, вопреки идеологическому катку советского периода, немало
способствовали местные деятели культуры, народные сказители, пересказывавшие алтайский эпос «Алтай баатырлар» (алтайские богатыри), в частности, Н. У. Улагашев и А. Г. Калкин (музей этого сказителя мы с Димой посетили в д.Ябоган). Другой источник – этнографические зарисовки алтайского художника Чорос-Гуркина. Материал для возрождения «алтайской веры» в 1990-х черпался и от уцелевших в советское время
«знающих людей» и тайных служителей культа.
Алтайские бурханисты-язычники «белой веры» существуют вне формальной организационной системы, местные общины действуют сами по себе. Тем не менее, несмотря на организационную слабость, язычество пользуется широкой поддержкой 81% алтайского народа (из 62 тысяч).Активистов языческого движения насчитывается 300–500 чел.
Среди сегодняшних священнослужителей «алтайской веры» существуют разряды:
- jарлыкчи (толкователи, они же совершают бескровные жертвы и читают спонтанные молитвы алкыш),
- камы (собственно шаманы - но этот термин не употребляется),
- белгечи (предсказатели),
- эмчи-томчи и сыймучи (народные целители-знахари).
Все они иногда называются «немебилеркижи» («знающие люди»), которые, наряду с чисто религиозными практиками, лечат различные физические травмы, нервно-психические и другие болезни методами бесконтактного массажа, заговорами, внушением и другими средствами магического и психологического воздействия. Большинство «знающих людей» получило необычные способности по наследству, пройдя через мучительные «болезни шаманов» и спасительные обряды посвящения», но некоторые приобрели такой дар спонтанно (без посвящения) или первоначально обучались на курсах экстрасенсов и парапсихологии (городские адепты "необурханизма").
За последние 20 лет по всей республике было организовано порядка 10 различного рода локальных языческих центров. Бурханисты отрицают единобожие, почитают природу как родовое божество и отдают предпочтение чувству перед разумом. Они резко отрицательно относятся к мировым религиям, считая их механистическими и калечащими душу искусственными мировоззренческими системами.
Кроме того, на религиозный выбор алтайцев влияет и их родовая принадлежность, ставшая реально функционирующим институтом структуры общества. Каждый алтаец точно знает, к какому роду он принадлежит (их насчитывается порядка 20), и старается максимально соблюдать те из родовых традиций, которые ему известны. В постперестроечное время, когда в целом усилился интерес алтайцев к религии, многие занялись поисками сведений о религиозной принадлежности своих предков и стали обращаться к той вере, которую считали «родовой». В наибольшей степени это способствовало пополнению рядов языческих групп, но также сказалось и на развитии местного православия: потомки крещеных алтайцев стали креститься, дабы после смерти соединиться со своим родом.
2.
Шадоев Николай Андреевич, несмотря на преклонный возраст (недавно ему исполнилось 80 лет), все еще заведует Музеем алтайской традиционной культуры и быта - Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского республиканского музея.
Он Хранитель древней алтайской мудрости "билик", автор ряда художественных произведений и научно-популярных и публицистических статей (на русском языке изданы три его книги, в т.ч. «Основы Алтайской философии»).
Профессор Хосе Аргуэльс, исследователь традиции индейцев майя, назвал его «шаманом-хранителем», отметив «глубокую мистическую связь между космологией алтайцев и майя».
В плане цивилизационного выбора Шадоев надежды возлагает на Россию и говорит о формировании особого русско-алтайского рода (сеока) «урус-алтай» - русских алтайцев. По его словам, "потомки первых русских переселенцев на Алтае уже прошли возраст укоренения и становятся одним из родов коренного населения. Перенимая отдельные стороны традиций, обычаев местного населения, они приобретают тёс – дух прародины, вспоминают, как называли Канн-Алтай их предки более 200 лет назад".
С сеоком «урус-алтай» Шодоев связывает дальнейшее возрождение Белой веры «Ак Jанг», которая будет развиваться, если «урус-алтай» возьмет эстафету в свои руки и положит в основу своей идеологии алтайско-русские народные мудрости (билик).
Эти надежды связываются также и с легендой о присутствии алтайской крови в династии русских монархов – начиная с Павла I, родившегося, согласно народной легенде, от связи Екатерины II с Ойрот-Ханом, известным в истории под именем генерала Краснощекина. Шодоев, в этой связи, считает, что в 1904 г., в момент рождения «Белой Веры», алтайцы на самом деле ожидали потомка от Шуну Ойрота, веря, что он установит справедливый закон и защитит алтайцев от унижения и обид.
Кстати, эта легенда, возможно, не такая уж и надуманная. В Бийском краеведческом музее мне рассказали, что Николай 2-й, во время путешествия по Бурятии, восседал на троне Богдо-ламы, т.к. являлся прямым потомком воплощения Белой Тары Екатерины 2-й (в 1764 году императрица признала буддизм одной из государственных религий России и учредила пост Пандито хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Со своей стороны, буддийское духовенство объявило Екатерину II воплощением Белой Тары на земле, а первый хамбо-лама Дамба Доржи Заяев на аудиенции поклонился ей в ноги простиранием, как божеству).