Философия алтайцев После осмотра древних писаниц мы с Димой встретились с директором и основателем этноприродного парка Уч-Энмек Данилом Ивановичем Мамыевым. Жизненную позицию коренного населения Алтая он сформулировал так:
- люди не следуют своему "Я хочу" и не ставят перед собой каких-либо целей, а имеют лишь жизненное намерение, пути достижения которого могут быть самыми разными. Традиционный способ достижения намерения – это "
открывающиеся скалы, через которые нужно успеть проскочить". Последнее понимается как интуитивное ощущение благоприятного случая, который нельзя упустить, т.к. другой такой возможности не представится.
Интуитивное знание алтайцев основывается на трех понятиях:
- всему есть ВРЕМЯ, ЗНАЧЕНИЕ и МЕРА.
Время означает, что жить следует "здесь и сейчас".
Значение – значит постоянно думать о конце жизни и о том, что ты принес в мир, нести личную ответственность за свои поступки (алтайцы полагают, что любое действие человека фиксируется в пространстве). Считается, что человек не умирает после смерти, а лишь приходит домой, в страну предков. Таким образом, жизнь на земле – это всего лишь некая школа по подготовке к вечной жизни. Некая постоянно меняющаяся церемония по принципу "торопись медленно". Процесс, итог которого подводится всего один раз – когда умираешь. Так правильно (самоубийцы этот баланс нарушают и "домой" не попадают).
Меру своих поступков и оценку поведения определяет сам человек и потому никто не вправе его судить. Однако это также предполагает уважение окружающих, потому что за ними также стоят "духи" – олицетворение "живого пространства" (в мире все живое, даже камни, которые не рекомендуется без веской причины даже сдвигать с места. Понятие живого пространства передается через действие. К примеру, возвращение в народные игры "козлодрания" (кок-пару) – довольно жестокого, подняло общий тотемный дух алтайцев). Соответственно, считается, что закон не может быть выше человека и алтайцы такой установки чиновников всегда сопротивлялись.
Закон – это основа организации общества, как и традиции, обычаи. Но они могут меняться. Принцип правильного поведения – разумное (в меру) самоограничение.
Характерно, что
"духи" растут (развиваются) вместе с человеком и потому могут подвергаться воздействию различных течений, которые овладевают массами: например, потребительство, алкоголизм, сексуальная раскрепощенность или, наоборот, стремление учиться и совершать открытия на пользу обществу.
Таким образом, философия алтайца очень индивидуальна и при этом эколого-ориентированна. Возможно, что это единственная культура в мире, где
ценится сам человек и его внутренний мир, а не внешнее поведение. По мнению Мамыева, эта идеология схожа с ведическими знаниями древних русичей, которые были утрачены в ходе насильственной христианизации Руси. Дольше всех этому сопротивлялись староверы, которые и ныне в организации своего общества руководствуются тысячелетними традициями предков, основывающимися на целостном восприятии окружающего мира (по принципу все еще популярной "матрешки") интуитивным знанием. Поэтому то, что ты творишь вовне, тут же происходит и внутри тебя самого (срубленное дерево оказывается внутри лесоруба. Но чтобы этого не произошло, требуется ритуальная работа с фантомом дерева). Современное же знание ущербно, т.к. изначально целостный мир дробится на части, детализируется и изучается по отдельности. В результате дети в школе не понимают, зачем им математика, если она не применяется в физике. Системой образования предполагается, что потом дети вырастут и разрозненные знания соберут в целостное. Однако этого не происходит.
Каракольская долина, в которой находится парк – это что-то типа
планетарной пуповины (перешедшей в теменной родничок), а петроглифы долины – ее застежка. Разбросанные по долине "оленные" камни понимаются как фантомы, оставленные древними и несущими переданную ими информацию (которой 5-7 тысяч лет) ныне живущим. Интуитивное знание – это вечный ресурс России, который не смогли вытравить ни христианство, ни атеизм, ни западная материализация сознания.
Распределение ролей в алтайской семье своеобразно: мужчина свободен и его поведение традициями и обычаями не регулируется. Функция мужчины – охранять достижения культуры.
Женщина же – это хранительница цивилизации, что воплощается в выполнении ей функции хранительницы очага (именно через огонь люди получают информацию об интуитивном знании). Поведение женщины в обществе четко регламентировано, что связано с ее особо ответственной ролью в воспитании и обучении детей (отец этим не занимается, в некоторых случаях обучение мальчиков поручается дяде ребенка). Материнская линия в семье ценится выше мужской, но это никак всуе не подчеркивается и даже скрывается. Женщина – носитель родословной и достижений национальной культуры. Последняя на Алтае не имеет никаких материальных атрибутов типа церквей, религиозных книг или нательных крестов.
Почему алтайцы спиваются? В ранних традициях водку пили наперстками. Да и не пили вообще-то, а лишь пригубливали. Теперь же мера ее употребления многими утрачена. Проблема еще и в том, что печень алтайца алкоголь не так быстро расщепляет, как у русских. Но главное, что пьяный оказывается в другом пространстве, где существую иные нормы поведения. И бороться с этим бесполезно, т.к. борьба лишь придает значение, усиливая зло.
После 1990-х многие алтайцы, вдруг освободившиеся от коммунистической идеологии и засилья русских чиновников, встали на
путь возмездия. Другие же – их, к сожалению, пока меньшинство, приняли позицию восприятия окружающей среды как данности. Такие настроения постепенно приживаются, но чтобы они возобладали в массах, нужно время трех поколений. Эта тактика сродни индейской, которые никогда не переставали воевать с бледнолицыми, а меняли лишь тактику своих действий (теперь, с помощью знания законов).
Беседа с Д.И.Мамыевым продолжалась без малого два часа. За это время мы обсудили многое из волнующего каждого неравнодушного человека (все здесь не опишешь), попили чаю и славно пообедали. После чего ринулись догонять нашу группу, которую успешно настигли в 3-х километрах от Оротойского перевала.
Для справкиД.И.Мамыев также возглавляет Общественное объединение "Школа экологии души «Тенгри» в поселке Ондугай".