День четвертый.
Утром проснулись ни свет, ни заря в предвкушении очередной встречи с Валентином Хагдаевым. Чем-то он нас сегодня удивит?
Однако все, как обычно в этой жизни, начинается с быта: чистим пёрышки, готовим завтрак, ремонтируем снаряжение и велосипеды.
Наконец получаем команду разводить костёр в деревянной юрте. Парни с жаром берутся за дело, но по-городскому неумело. В результате юрта полна дыма и находиться в ней совершенно невозможно. Оказывается, дрова нужно было использовать сухие, поколоть их на щепки, сложить в виде чума...
Постепенно костёр налаживается и к нам выходит шаман в своем колоритном облачении (кстати, без всяких ритуальных нашивок и подвесок, которые я привык видеть в музеях). Он приносит с собой бубен, свечи, пиалу, мешочки с травами и прочие диковинные атрибуты...
Валентин освящает костёр, бросив в него пару жменей своей травы. Не пахнет? И добавляет еще. Приятный запах несколько перебивает дымную вонь.
Рассаживаемся поудобнее и шаман инструктирует нас: когда во время чтения молитвы он скажет кодовое слово "Сок", нам нужно с одобрением громко и протяжно сказать: "Эй хуры-ы, Эй хуры-ы, Эй-хуры-ы", что означает: " Да сбудется! Да преисполнится! Да дойдут молитвы до цели". Валенти говорит немного приглушенно, речь его мягкая и текучая.
Огнем костра подогревается и подсушивается бубен, шаман пробует колотушкой звук и когда тот становится звонким и протяжным, запевает священную молитву.
В переводе она выглядит так:
"О Творец милостивый, дарующий нам жизнь, и смерть, и бедность, и богатство. Все сущее от тебя. Имеющие длинную родословную, имеющие бесконечные предания и легенды, о Предки наши, внемлите и примите наш дар и подношение. О, Боги Тэнгри, внемлите и примите наш дар и подношение. Укрепите наш дух, и разум, и тело. И наставляйте нас на путь истинный, и будьте к нам благосклонны".Шаман все сильнее бьет в бубен, поет громче и выразительнее. Похоже, что таким образом он впадает в транс. И завораживает нас. Этнические напевы будто уносят в прошлое, к родословным корням и в глубь души. И мы пропускаем обязательное одобрение после сигнального "Сок" - выход Валентина из трансового состояния.
Шаман нам за это мягко выговаривает и снова наставляет: после того, как в очередном напеве он поднимет обе руки вверх, мы тоже должны поднять свои руки и хором сказать "Зэ-э-э!" Это поддержит его и воодушевит на еще более энергичное пение. Чувствую себя несколько по-дурацки, но все же пробую. Получается не сразу. Постепенно я все более погружаюсь в звуки песнопений и мое "Зэ-э" уже звучит вполне гармонично. Я тоже в трансе...
Поддерживая шамана, мы, тем самым, и сами участвуем в его обрядах. Возникает ощущение взаимосвязи со всеми, кто присутствует в юрте. И шаман это подтверждает: "Когда мы поем вместе, наши мысли, чаяния, молитвы гораздо быстрее проникают сквозь толщу разных препятствий".
Теперь, когда мы психологически подготовлены, Валентин предлагает ознакомиться с тысячелетним эпосом своего народа. Немного необычно для традиционного шамана, от которого ожидается общения с духами предков и потусторонним миром. Но Хагдаев - шаман необычный. Он культуролог, кандидат наук. И потому рассказывает нам о Гэсэре, сыне небесного божества, посланного в мир для борьбы со злом, освобождение людей от несчастий и бедствий, уничтожения звериного закона пожирания слабых сильным.
Причина возникшей несправедливости, как всегда, оказалась результатом деятельности богов: один из небожителей, Хан Хурмас, победив в схватке на небе другого небожителя - Атай-Улана, имел неосторожность разрубить того на куски и побросать их вниз, на землю. Где из каждой части поверженного образовались злые чудовища и мелкие бесы, всяческая нечисть и зло, которые заполнили и завоевали землю. С тех пор они:
Всюду шныряют,
Всему мешают,
Счастье отнимают,
Удачи лишают,
Как черви ползают,
Как мухи жужжат,
Свободой пользуясь,
Людям вредят.
Прыгают, носятся на свободе,
Зло свое на жителях вымещают,
Мальчиками родившихся людей изводят,
Девочками родившихся людей умерщвляют.
В истоки рек опускают яд,
Ядовитыми реки делают,
В корни трав подсыпают яд,
Ядовитыми травы делают,
Насекомых вредоносных плодят,
Землю бесплодной делают.
Наводят болезни и мор,
Напускают нищету и разор.
Напускают голод, холод и тьму,
Напускают язву, оспу, чуму.
Напускают распри, слезы и кровь,
Забывают люди жалость, любовь.
Куда ни посмотришь, все люди злятся,
Мертвые повсюду валяются,
А бесы прыгают, веселятся,
А бесы бегают, похваляются.
Богатая жизнь стала бедной,
Жирная жизнь стала скудной,
За что ни схватятся люди — вредно,
За что ни возьмутся люди — скучно.
Болезни, о которых никто не знал,
Людей косят,
Болезни, о которых никто не слыхал,
Стада косят.
Люди плачут и голосят. Гэсэр уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья, пожирающих людей и скот. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие, гармонический порядок.
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство.
"Гэсэр" - гимн любви к своей земле. "Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу и там он будет побежден".
Со слов шамана, стихотворные строки о народном герое насчитывают более 100 тысяч. Для сравнения: Илиада Гомера состоит из 10 тысяч строк.
Гэсэриада существует в тибетском, монгольском и бурятском вариантах. Последний - самый архаичный из общего центральноазиатского мифа.
Прикрыв глаза, Валентин самозабвенно поет Гэсэриаду по-бурятски, а потом повторяет нам те же строки в русском поэтическом переводе.
Нам за ястребом в тучах
Почему б не погнаться?
Родословной могучих
Почему б не заняться?
Тридцать стрел из колчанов
Извлечем и покажем.
Тридцать славилось ханов —
Об отважном расскажем.
Двадцать было ларцов,
Где хранили мы стрелы.
Двадцать было борцов,
А один — самый смелый!
Мы позвать не забыли
Старцев, живших до нас.
Стародавние были
Мы расскажем сейчас.
Как созвездия юга.
Пусть не гаснет рассказ,—
Только слезы у друга
Пусть прольются из глаз.
Будем петь до мгновенья,
Что рассвет нам принес,
Будем петь до забвенья,
До восторга и слез.
Будем петь, чтоб соседи
У окошка столпились,
Чтоб на нашей беседе
Люди в песню влюбились!По команде шамана подкладываем в костер сухостоя и переводим дух. Оказывается, это был запев.
Подогрев свой бубен, Валентин рассказывает о зарождении мира миллиарды лет назад, а мы одобрительно озвучиваем древнюю бурятскую легенду своим хоровым "Зэ-э".
В потемках далеких времен, во мгле стародавней, как сон,
из тьмы первозданного Солнца
по воле Творца Всемогущего творилась, творилась Вселенная.
За самой ранней порой, когда был безмолвен покой,
когда не небесная цветь – туманная мгла растилась,
когда не земная твердь – вода, как и мгла, колыхалась,
когда не успели раскрыться дневные разводья небес,
когда не успели сомкнуться ночные своды небес,
покуда еще и в помине ни Солнца ни месяца не было
Великая Матерь-богиня, владевшая силой волшебной, летала во мраке ночном.
Наверх поднялась осмотреться в высокую высь Вселенной и вниз опустилась она на самое дно мирозданья Вселенной...Валентин подмечает, что ни одна из мировых религий, в отличие от шаманизма, не касается прошлого Вселенной.
О многом еще поведал нам шаман, всего не опишешь: Великая степь, гунны, курыкане и т.п. Лучше его самого слушать и замусоренные городским воспитание мозги сами откроются законам правильного бытия.
В кого нужно верить, кому поклоняться? Израильским богам или все же своим родным предкам и владыкам Матери-природы?
Что увидит человек после смерти? Шаман говорит: то, во что он верил при жизни, в свои представления. Христианин или мусульманин увидит ангелов, рай и ад, буддист - Будду и нирвану, язычник - мать и отца, дедушку и бабушку, прародителей рода, которые помогут адаптироваться в посмертном мире и научат общаться с Богами-тэндриями. А потом все сольются с ними для очищения и будущего перерождения и перевоплощения согласно заслуг прожитой жизни: в другого человека, в животное или даже насекомое. Так что от человека зависит его будущее, в земной жизни он может стать лучше или хуже. Это его выбор.
Шаманисты полагают также, что у человека есть три части души: душа-дыхание (умирает первой, вместе с телом), душа-сознание (живет еще 40 дней), душа-тень (существует, пока не истлеет тело человека). При сжигании тела все три части души гибнут одновременно.
Возможно, что после смерти люди попадают в другие измерения, через которые с ними и общаются экстрасенсы. Однако как все обстоит на самом деле, не знает никто, т.к. никто оттуда еще не вернулся и не рассказал ныне живущим. Кроме Христа. Но насколько это правда?
На мой взгляд, мировоззрению шаманистов не противоречит и позиция атеистов, утверждающих, что, поскольку жизнь одна и неповторима, то после смерти уже невозможно исправить совершенные ошибки. Если бы эта точка зрения стала общепринятой, то в мире может вообще исчезнуть насилие. Например, те же исламские террористы лишились бы самого выгодного контракта в их никчемной жизни: на райское наслаждение.
До встречи с В.Хагдаевым мы считали, что шаманизм - это обязательно мистика и магия, "тайные языки" и традиционные танцы у костра. Но оказалось, что термин «шаманизм» переводится как «работать с теплым огнем, нагревать или сжигать», а относительно человека - «преобразовывать энергию».
Само слово "шаман" означает не "колдун" или "маг", а "мудрый человек", "тот, кто знает" и "
тот, кто познал экстаз". Именно в экстатическом переживании, благодаря связи с внутренней сутью вещей, шаман осознает информацию, получает руководство, помощь и советы по целительству и накоплению личной силы. В связи с этим экстатическим опытом, недоступным для других людей, шаман считается избранным человеком. Он воспринимает реальность духа ("Всевышнее небесное существо", "Тот, кто вверху", "Небо"), производящего реальность материального мира. И потому знает, что всякое живое существо живет с природой в гармонии и взаимопонимании, и после смерти вознесется и сольется с "Небом". Шаман же это практикует еще при жизни, оставаясь при этом обычным человеком.
Шаманы продолжают играть существенную роль в защите психической монолитности общества как воины в борьбе с демонами, болезнями и черными магами. Шаман защищает жизнь, здоровье, плодородие, мир "света" - от смерти, болезней, бесплодия, несчастья, мира "тьмы". Люди уверены, что один из них сможет помочь в критической ситуации, вызванной обитателями сверхъестественного мира, невидимыми для остальных.
Важно и то, что шаман, описывая свои путешествия в мир мертвых, помогает людям познать смерть как переход к духовному способу бытия.
Таким образом,
шаманы - носители и хранители истинного знания, но они не ученые. К сожалению, современный мир в этих знаниях не нуждается. Почти никто уже не знает старого тибетского языка, на котором тысячи лет назад писались буддийские тексты. Церковно-славянский язык и еврейскую терминологию православные прихожане не понимают, службы в католических костелах ведутся на забытом латинском языке, а мусульманские сутры поют на многим непонятном арабском. И только шаманы передают свои знания на своем родном языке и в доступных населению понятиях. Это часть все еще реально действующей народной культуры, достойной изучения и уважения.
Шаманизм - это архаичная мировая религия, основанная на вере в высшие силы природы и в силу предков.
Хотя центральноазиатский шаманизм тесно связан с доисторической культурой сибирских охотников, но поразительно сходные шаманские идеологии и техники находят и у первобытных народов Австралии Малайзии, индейцев Южной и Северной Америки, а также в европейских (Венгрия) и африканских регионах.
Археологические находки относят возникновение шаманизма к 25-му тысячелетию до нашей эры, лингвистические исследования - примерно к 200-му тысячелетию.
Полтора часа пролетели незаметно, а ведь Гэсэр поется девять дней и девять ночей. И как бы это не было интересно, нам пора ехать.
Трогательное расставание и фото на память.
Илья остается выздоравливать в доме Валентина.
Если кто-то захочет встретиться с шаманом Валентином Владимировичем Хагдаевым, то с ним проще всего списаться "В контакте" или по тел. 89149219461.
P.S. Да, чуть не забыл.
Когда шаман свои саги закончил, он провел для нас небольшую экскурсию по юрте: рассказал, где какое в ней место и что оно означает, показал сувениры, привезенные из других стран. Последним Валентин достал из тубуса индейский посох, который ему прислали из Мексики, намоленный тысячью шаманами в течение 90 дней. Ну посох как посох, красивый. И тут меня вдруг потянуло к палке, я взял ее в руки и началось: в почти неконтролируемом экстазе кричу угрожающе, посохом размахиваю - злых духов отгоняю. Чисто как шаман камлает. Потом упал на колени, посох перед собой поставил, склонился перед ним в почтении и вроде бы отпустило.
После возникло ощущение, что никому постороннему этот посох в руки брать нельзя, т.к. не справится обычный человек с закачанной в него энергией. Агрессивная вещь. У наших отечественных шаманов вещи добрее.
Хотя помню случай, когда в музее г.Енисейска выставили реальную одежду умершего шамана и, в результате, там постоянно экспозиции рушились - пока другой шаман эту одежду не "очистил".