Цитата:
Наутро у меня планы: встреча с местным старейшиной-шаманом, потом разговор по истории поселка в библиотеке, хотелось бы еще и в музей зайти
Все состоялось, и даже больше: я познакомился с местным священником.
Об истории строительства Храма Державной иконы Божией Матери читайте
здесь. А это предшественница церкви. Фото 1909 г.
С 2012 г. священником в Хужире служит протоиерей Василий Махов (до этого несколько лет в Ольхонском районе был разъездным священником).
Он бывший боксер-перворазрядник из Усть-Кута. После службы в армии - учитель, потом предприниматель (очень уж хотелось быстро разбогатеть).
Но однажды на него напали, проломили голову. Было ему тогда 25 лет. Месяц пролежал в нейрохирургическом отделении. А там грань между жизнью и смертью очень тонкая. И тогда Василий задумался: для чего он живет, зачем? Такой вопрос возникает, наверное у каждого. Но одни стараются ответ на него загнать в глубину души, чтобы не беспокоил. А других он зудит, не дает спать.
Поправившись, предприниматель еще два года жил и работал в Китае. И все вроде было нормально, денег хватало. Однако день за днем перелистывались, как в календаре. Каждый день - как последний лист, который не приносит никакой пользы. Все чаще возникало чувство внутренней пустоты, перекати-поля. В 90-е уже не было идеологии: старое выбили из-под ног, новое не дали.
Как-то Василий встретился с товарищем, с которым раньше занимался в секции. И тот, будучи священником, привел его в разрушенный храм. Раньше там были машино-тракторные мастерские, пол на полметра пропитан маслом. Но его уже вычистили и стали проводить службы. А на втором этаже - росписи старинные, голубями засижены. Полное запустение. И друг на них показывает: "Вот дело, но некому делать. Что с тобой случится, если ты оставишь то, что тебе не нравится? Если придешь и руки свои приложишь?" Василий думал две недели и решение принял. Взялся за тачку и впервые понял, что теперь ему не нужно никуда идти, он ДОМА. Было это 12 лет назад.
Рукоположили Василия в 32 года, а к 36 годам он весил уже 106 кг - против 80 нынешних. Нательный крест лежал на животе параллельно земле, приобрел прогрессирующую гипертонию и первую стадию сахарного диабета. Доктор предложила два варианта: а) лекарственную терапию и через 10-12 лет - слепоту и ампутацию конечностей и б) снижение веса. На следующий день Василий вспомнил спортивную молодость, пробежал 50 м и... чуть не умер. Развалина. А ведь в прошлом физруком в школе 4 года отработал. Решил начинать постепенно, но заниматься постоянно. В год худел килограммов на шесть.
В церковные приходы стал ездить на велосипеде, потом - бегать. Прошлым летом впервые осилил марафонскую дистанцию. В одиночку, для себя. Зимой катается на коньках: по 20-30 км. Тяжести не практикует - только собственный вес. Сейчас занят сооружением забора вокруг храмовой территории. Физические нагрузки стали привычкой и заставлять себя не приходится.
Василий живет более, чем скромно и его дом похож на охотничье зимовье. Как принявший целибат, он не имеет семьи. Из-за мизерных доходов зарплату в приходе не получает, перебиваясь сторонними заработками и пожертвованиями друзей. Одежда - только церковное облачение и спортивная. Но с Господом священнику везде хорошо: и во дворцах, и в хижинах.
Кстати, в Иркутской епархии он такой не один. В Киренске служит 49-летний отец Иосиф, мастер спорта, бывший шестовик, который в прошлом году выиграл российские соревнования по пауэрлифтингу среди ветеранов.
Владыка подобное не запрещает, действуя по греческому понятию: это ни хорошо, ни плохо.
История жителей Ольхона изобилует и другими интересными эпизодами. О многих из них мне рассказали дочь основателя Хужирского краеведческого музея Капитолина Николаевна Литвинова, работник местной библиотеки Любовь Глебовна Кирильчук и бурятский старейшина Владимир Бужгеевич
Буинов. 76-летний старик горбат от рождения и потому невелик ростом. Он бодр и весел, легко располагает к себе. Но на контакт идет осторожно и встреча у меня с ним получилась только с четвертого захода: сначала я пришел, по его мнению, поздно, потом - слишком рано. Затем он оказался занят, а после вообще куда-то уехал. Благо, что живет близко, буквально напротив дома моих друзей. Думаю, что Буинов просто уступил моей настойчивости.
Свои беседы с этими людьми я записал на диктофон и расшифрую их позже. А интересующихся историей Ольхона пока отправляю в
интернет.
В 17-м веке на Байкале побывал русский посол Николай Спафарий. С его слов остров Ольхон, с тех пор, как казаки бурят побили, был пуст (Буинов утверждает, что в течение 100 лет).
В начале 19 века Ольхон посетил американский путешественник Jeremiah Curtin, путевые дневники которого были опубликованы в книге "Путешествие в Южной Сибири: монголы, их религия и их мифы" ("A journey in Southern Siberia: the Mongols, their religion and their myths"), изданной в Бостоне в 1909 г. В электронном варианте издание доступно
здесь. Репринт книги я обнаружил в доме церковного звонаря.
О пребывании литовцев на Байкале одним из ссыльнопоселенцев была издана книга.
Перевод главы об Ольхоне читайте ниже во вложении.
В поисках домов первых поселенцев вечером еще немного побродил по поселку.
Здание бывшего дацана из улуса Харанцы теперь тоже обыкновенный жилой дом на двух хозяев.
В общем в этот день я так никуда и не поехал, а вновь воспользовался приглашением своих друзей и попарился в бане. Валера же, как выяснилось, удачно тормознул попутную машину и в это время уже ехал в поезде.