В Троицком у меня были еще две яркие встречи. Фотографий нет, только тексты расшифровок диктофонных записей - очень интересных.
Елена Александровна Киле, художник-график, член Союза художников РФ, не практикующая шаманка.
- Как правильно должно звучать по-нанайски имя Дерсу Узала?- Его правильное имя по-русски произнести сложно. Более-менее похоже: Гирсу Одзял. Как и Онинка, Онинка-сал в русском произношении превратилось в Он
енко (люди, которые переселились на Амур с берегов горных речек). Аналогично: Д
о-онка-сал - Донкан (люди, живущие среди заливов и озер, сал - много), Перимянка-сал - Перминка (люди, которые жили на острове Перми).
Имя Узал встречается у ульчей.
Очень хорошо знает нанайский язык поэтесса Ходжер Анна Петровна, член Союза писателей России. Но она недавно переехала на жительство в Петропавловск-Камчатский.
То, что реальный Дерсу существовал, никаких сомнений нет. Да и его речь Арсеньев передал очень точно. Нанайцы раньше так и говорили. Как-то я была у бабушки, к ней заходит мужик: "Икру купить можно?" А та отвечает: "Моя не знай. Икра нету".
-
Сейчас существует вера в Духов?- Это уже индивидуально стало. У части молодежи есть. Старшее поколение веру сохранило. Но об этом не кричат, делают молчком. Шаманы тоже есть, но они не афишируются. У нас шаманы - те же экстрасенсы. Для них характерны телепортация, предвидение, предчувствование, телепатия.
- Вы знакомы с Василием Дункай?- Да, он меня посвящал. Я вынуждена была на это согласиться, потому что стремительно теряла здоровье. У меня действительно некоторые способности есть. Я могу телепортироваться, летаю. Меня видят и я вижу и слышу. Но лечением не занимаюсь. Посвящение помогло мне сохранить здоровье и я намного лучше себя чувствую. Раньше если я кому-то помогала, то потом неделю болела. Сейчас этого нет. Прежде чем кого-то лечить, я должна сначала посмотреть, что у человека внутри. Как-то хотели мне привести ракового больного. Я сказала, что уже поздно. Почему? Я и сама не знаю, но потом во сне я побывала в желудке этого человека и увидела эту раковую опухоль. В другой раз в мозгу у человека была и видела там шрамы - следы от микроинсультов.
Василий сам меня выделил из других, подозвал к себе с спросил: "Вы знаете, что у вас это решающий год? Надо думать". Раньше мы никогда с ним знакомы не были. Это было 6 лет назад. С тех пор я с ним и перезваниваюсь. В г.Амурске есть еще один ученик Дункана, тоже Василий. Как и он, я имею посвящение с бубном.
- Имеется ли что-то общее в культурах нанайцев и, например, тувинцев, хакасов, монголов? - Когда-то в молодости я слышала, что в древнейшие времена было единое общее движение людей в Азию. Потом народы объединял Шелковый путь. Есть сходство в орнаментах, украшениях, элементах одежды, языческих верованиях. Но в Азии сейчас везде буддизм, а у нанайцев его нет. Здесь верят в то, что видят и с чем сталкиваются. Это более древние верования, в которых мироздание изображается Деревом Жизни. Различие лишь в цветах рисунков, которые используют разные роды.
Мировое древо обязательно изображается на шапке сильного шамана, который может сопровождать умершего на тот свет: туда, где хорошо или откуда он никогда не вернется - в черную дыру, по-сути - и не сможет возродиться. Возрождение возможно в растении, насекомом, животном. Не обязательно в человеке - это только для тех, кто хорошую, полезную жизнь прожил.
Бывает, что кто-то умер, а в это же время родился ребенок. Считается, что душа умершего возродилась в этом ребенке.
Сейчас шаманов таких нет.
- А как сейчас. Неужели никто не помогает умершим попасть в тот мир?- Сейчас людей хоронят по русскому обряду. Но и нанайские обряды еще соблюдаются. Их знают пожилые люди. Например, привязывают ниточку к руке умершего, дают ему палочку - напутствие, чтобы легче было. К палочке привязывают красную тряпочку - чтобы видно было, что это душа свежеумершего с палочкой идет. А ниточку сначала вниз протягивали, потом к детям: сыновьям, дочерям, внукам, правнукам и другим родственникам, объединяя их. Это для того, чтобы умерший с собой живых не забрал. Потом эту нитку срубают и люди должны уходить в дом, не оглядываясь назад, чтобы Дух умершего никого не увидел и не забрал.
Гроб делали из толстых плах в 5 см, летнюю или зимнюю одежду покойнику клали, котел, посуду - у него всё должно быть в той жизни.
Сверху над гробом еще доски делали, чтобы земля не продавила.
Через год сжигали остатки одежды и более никогда не подходили к могиле*. Родительского дня не было, как сейчас. Старшее поколение эти обычаи соблюдает, а современные нанайцы на Родительский день ходят.
Нельзя было ходить на кладбище после захода Солнца. Да и по улицам в это время ходить не рекомендуется: там струится огромное количество светящихся шаров, оставшихся на земле и не ушедших в загробный мир. Они среди нас, на фотоаппарате это фиксируется. Иногда они дают о себе знать полтергейстом и другими явлениями.
- Да, в мире много непознанного...- Женщина стала мне жаловаться:
- Невозможно спать, неделю не сплю.
- Что такое?
- Мать умерла и дух матери не дает спать, является в страшном образе гниющем, в лохмотьях, глаза сверкают, маты. Ползает, швыряется стульями, смахивает посуду со стола, пытается дочь схватить. Что делать?
- А что у тебя над кроватью? - спрашиваю.
- Крест повесила.
- Не помогает? Иди в лес, сломай три ветки осины, свяжи в пучок и повесь туда, где крест, вершинами вниз. Ветки негатив заберут.
Женщина больше мне не звонила. Тогда я во сне полетела к ней: посмотреть, как там? Захожу: тишина, тепло, спокойно, все спят, кроме той женщины. Она лежит одетая, от луны свет на пол падает. Ветки осиновые над ней висят. Я села у ее ног, посидела - все в порядке. И вышла. И тут же очнулась: я дома, с дочкой в постели.
А рано утром та женщина в дверь стучится: "Елена Александровна, больше так не делайте. Вы вчера меня напугали". И все рассказала про мое пребывание у нее дома. Оказывается, она все видела, но шевельнуться не могла. Причем дверь-то у нее была на крючке.
А мать, кстати, перестала ее беспокоить.
Потом я часто стала такое практиковать: уеду в Хабаровск, оттуда домой "летаю", чтобы убедиться, что все в порядке. После домашние говорили, что шаги слышали и присутствие кого-то чувствовали. И я стала прятаться, чтобы себя не показывать.
Вот еще случай. Коллега-художник как-то сказал, что хочет домик сделать для своего Духа-сэвена. Ну я решила проверить. Прилетела к нему, зашла в дом, а там теснота, беспорядок, все разбросано. Но домик построен, сэвен в нем и жертвоприношение положено. Хозяйки нет, а хозяин спит. И вдруг резко поворачивается, рот открыл, глаза круглые. Я исчезла. А наутро он ко мне бежит: "Я так и знал, что ты приехала! Ну ты вчера меня напугала. Проснулся от того, что на меня смотрят. А в дверях туман и сквозь него твое лицо".
Духи тоже в тумане ходят. Дух-мужчина в белой одежде - защитник, Дух-красивая женщина в нарядном белом халате - к смерти. Она может на ветке дерева сидеть или выглядывать из-за угла. Ее видит только тот, кого несчастье коснется.
- Вам приходилось бывать в загробном мире?- Мои бабушка, мать, братишка, который умер - все они живут в одном розовом городе. Он расположен в ложбине между двух холмов на берегу реки. Я летала туда однажды. Дома в розовый цвет покрашены, машины розовые, люди в розовую одежду одеты. А на холме стоят мои родственники, все вместе. Я к ним подбегаю, обнимаю. А бабушка меня отталкивает, мол, нельзя. Рядом с мамой парень стоит лет 16-17-ти. Лицо знакомое, а узнать не могу. Мама говорит:
- Ты что, братишку не узнаешь?
- Так ему годик был, когда умер.
- А он вырос тут.
Я так удивилась. А бабушка говорит, чтобы я скорее улетала, иначе обратной дороги не смогу найти.
В другой раз я ходила за душой тетки. Поднялась по облакам, там стена ажурная с белыми узорами. Высоты не видно, теряется в темноте. Арочные ворота, за ними сильный шум.
Ее днем похоронили, а я ночью это вижу: Дух Город
а мне сказал, чтобы шла за душой тетки, пока не поздно. Ну я и пошла.
Тут ворота открываются и за ними стоят белые люди: огромная круглая голова без ушей, узенькие плечи, в белых балахонах. Разного роста и разной комплекции, но все великаны. А на их фоне стоит моя тетка: маленькая, в платочке. Перед воротами белая линия, дугой. За ней царство мертвых. Я на колени встала и давай кричать тетке: "Иди сюда". Она меня услышала и ко мне тянется, но еле-еле. До половины дуги дошла. А у тех глаза круглые, тусклые, темно-серые, с щелочками, нос еле обозначен. Всё, как сейчас инопланетян рисуют. Они даже не шевелились, но вдруг встали между мной и теткой, задвинули ее за ворота и те закрылись. И я поняла: все, поздно, забрали ее. Я потом нарисовала картину об этом.
- Интересно, а в обряде шаманского посвящения Духи участвуют?- Когда Василий Дункай меня посвящал, я видела, как из угла появилось какое-то прозрачное движение по диагонали, прямо через ритуальный костер. Оно заходит за меня и тут я четко вижу идола Город
а - хозяина горы и головы (у него до девяти наростов на голове). Он со свитой из самых разных сэвенов. За ним идет Буч
у - яйцеголовый сэвен с крыльями, летающий (все видит и все знает), тоже со своей огромной свитой. Следом появляется Калгом
а - сэвен удачи и благополучия, с острой головой. И тоже со свитой. И все они выстроились за моей спиной дугой. Василий сказал, что это мои помощники.
- Вас это не напугало?- Да нет. С тех пор я к Ним иногда обращаюсь. Город
а помогает мне от высокого давления, Буч
у - если нужно куда-то слетать, Калгом
а - когда денег совсем нет. Мне с Духами интересно жить.
Странно, но я с открытыми глазами удаленных событий не вижу, а если глаза прикрою, сразу все вижу, как в кино. Как-то пришла женщина: Сашки ее давно нет. И я сразу вижу дорогу и как два парня Сашку бьют, аж его пакет на другую сторону дороги улетел. Прошло еще несколько дней - никаких вестей. Я приехала к ней: давай фотографию. И почувствовала, что чем ближе ко мне фотография, тем она холоднее. Наверное умер он. А через день его нашли в огороде замерзшим. Вот тогда я поняла, что от фотографии мертвого холодом тянет.
Мне кажется, что любой человек это может почувствовать. Среди нанайцев каждый третий-четвертый экстрасенс. У меня в роду было четыре шамана. Один из них был Большой шаман, который имел право души умерших сопровождать. Остальные, бабушки, людей лечили.
- У Арсеньева в одной экспедиции все четыре проводника оказались шаманами. Может, это присуще вообще всем охотникам?- Возможно, на энергетическом уровне. Ведь чувствуют же как-то акулы свою жертву за 5 километров!
Однажды я реально ощутила, что нельзя мне ехать на автобусе, а билеты уже взяты. Чуть не опоздала на маршрутку, она уже отъезжала. И так неспокойно было, что стала я себя и детей укутывать в энергетический кокон. А как же пассажиры? И их тоже, и автобус - в три слоя. И тут крутой поворот, вылетает легковая и чиркает по автобусу, срывая два слоя моей защиты. Но один слой остался и потому никто не погиб. После этого я кокон сняла и сразу уснула, до самого дома спала.
- Да, это предвидение.Такое со мной часто бывает. Идет мужик впереди: вижу, что сейчас наступит на корку и упадет. Так и есть!
Муж набрал ягоды в тайге полное ведро. Я "вижу", что он рассыплет ее и предлагаю завязать горловину платком. Да разве переубедишь? С болота уже на тропинку вышли. И тут он спотыкается, на ровном месте, ведро аж вверх дном встало.
- А не может быть так, что вы сами событие программируете?- Нет, я просто знаю, что это будет.
- И Вы знаете день своей смерти?- У меня два срока. Если переживу 83 года - а это будет трудно, то потом доживу до 91 года. Откуда я это знаю? Это просто знание, которое приходит само. Также стихи приходят мне во сне. Я спать ложусь с карандашом и бумагой. Бывает, что вижу и слышу реальные разговоры, как будто в телевизоре.
- Духи существуют только для тех, кто в них верит?- Получается так. Но я не могу точно сказать. Есть такие необъяснимые явления, которые дают приказ: ты должна в это верить. Я как-то выступала - песни пела на нанайском языке. Были туристы отовсюду, человек 50. И одна женщина мне кричит: "Идите сюда, я вам хочу что-то показать". Я спустилась и она показывает фотографию: на ней я и у ног моих белый шар ажурный, а в нем морды тигра, медведя и леопарда смотрят в зал. Взгляд у тигра сосредоточенный, злобный. А песню я пела про летающую птицу, которая взмывает в облака и падает оттуда к земле.
Потом этот же шар присутствовал при выступлении еще одной женщины. А при других номерах его не было.
Современная молодежь своей религии не знает и идет в баптисты, иеговисты, к православным. У них европейская жизнь.
- Я обратил внимание, что на перевалах нанайцы не ставят никаких памятных знаков.- Они были, это сейчас нет. Ставили каменные изваяния. Сначала шли туда с просьбой о хорошей погоде и подношениями. У людей видения там бывают страшные. Их ставили в на перевалах в труднодоступных местах "монгоба" (тяжелое, трудное пространство).
- Спасибо Вам за беседу. До этой встречи я думал, что "Битва экстрасенсов" - это телевизионная постановка по типу реалити-шоу, а мои "встречи" с духом Дерсу Узала - галлюцинации или плод воображения. Рад, что это оказалось не так и я на самом деле выполнил то, что и мне, и вообще многим казалось утопией.
Однако осталась проблема. Дерсу ведь был убит во сне и потому не смог подготовиться к смерти. Прошло 107 лет. Может так быть, что он легко возвращается в наш мир из-за того, что все еще не нашел дорогу в Буни?- Возможно. Русских людей отпевает священник и, тем самым, содействует душе умершего прийти к вратам Бога. Преодолеть этот путь нанайцу помогает сильный шаман, имеющий особую шапку**. Таких шаманов сейчас у нас нет. Но они наверняка есть где-то в другом месте. Может, поискать их в Туве, раз уж вы привезли землю именно оттуда?
---------
*В одном из музеев я случайно обнаружил газетную вырезку, в которой описывалось, как провожали души погибших на фронте их родственники.
Цитата:
Собрались наши деды в далеком 1945 году, летом после Победы и решили совершить обряд поминовения своих погибших детей. По обычаю нанайцев души умерших получают все необходимое на том свете через сжигание в огне. Собрались недалеко от берега реки Девятки, разожгли огромный костер. Каждая семья погибших на фронте родственников собрала вещи своих сыновей, мужей, приготовила заранее еду. Весь поселок собрался - дети, старики, взрослые. Когда разгорелся костер, бросали в него еду, вещи, одежду своих сыновей, на том свете все должно быть, как было при жизни - это по нашим обычаям. Этот день был светлым, спокойным и солнечным. Костер горел ровно. Все отцы, мужчины оделись в национальные костюмы, встали вокруг костра по кругу, в руках каждого было родовое копье, оно передавалось по наследству старшим сыновьям. «Где вы родились и выросли, родственники устроили тризну КЭЙНЕ, устроили поминки по вам, - сказали старики. - На ритуальном костре сжигаем пищу, напитки для вас, сжигаем ваши одежды, хозяйственные вещи. Вы погибли на войне. Все мы плачем от горя и боли без вас. Пожалуйста, получите от нас все то, что сжигаем для вас, наши дорогие, наши НЕЗАМЕНИМЫЕ...». Воткнули копья в землю вокруг костра и плакали старики по своим погибшим сыновьям. Плакали все, плакала вся деревня. Зрелище было жуткое и незабываемое. До самого вечера горел костер, до самого вечера оплакивали кондонцы своих погибших сыновей.
** О такой шапке-хуи - с тондором на макушке, символом вселенского мирового плода а виде фаллоса или вагины, рассказывает Екатерина Самар в своей книге "Под сенью родового древа (Хабаровск. 2003, с.81). Шапка с рогами имеет аналогичную божественную силу.
Я обсудил этот вопрос с руководителем Ассоциации КМНС Л.А.Одзял. С ее слов, таких шаманов сейчас нет. При этом она не считает, что душа Дерсу скитается. Потому что голодная, потерянная душа за это время давно бы разрушилась - это ведь всего лишь астральная тень. Душа Дерсу, скорее, избранный Духами ангел-покровитель нанайского народа. Он был безгрешен и достиг покоя самостоятельно, без вмешательства шамана. И остается в верхних планах земли, потому что нужен здесь. Он стал добрым Духом и наблюдает за своим народом. Что нужно сделать, так это провести обряд поминовения Дерсу из рода Одзял.