С утра моросит дождь. Уже отвык, но поездку не отменяем.
К велопробегу немного опаздываем и присоединяемся прямо на ходу.
Народ разъезжается по домам, а Игорь везет меня к краю земли. За нами увязываются и двое местных - погода вроде бы налаживается. В этой поездке компанию нам составили потомственный белорус-дальневосточник Иван Чижик и его очаровательная дочь Мария.
На пути в пос.Лососина проезжаем памятник. На нем две надписи: "Память" Погибшим борцам за дело рабочих от рук белобандитов в 1919 г. сия доска от служа.никол.маяка" (доска 1925 года) и "Героям-партизанам от трудящихся г.Советская Гавань в честь 50-летия освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев".
Дальше еще памятник: восьми морским пехотинцам, погибшим при освобождении от японцев Южного Сахалина.
Еще через несколько километров, на отвесном мысу, монумент героям партизанам-маячникам.
А сразу за ним обещанный край земли. Дикая природа впечатляет. Говорят, что в ясную погоду за Татарским проливом просматривается о.Сахалин.
Мыс Капитанский мостик. Слева пост технического наблюдения Министерства обороны РФ.
Николаевский маяк работает с 14 июля 1897 года. Он был переименован в Маяк Красных партизан в 1931 г.
Цитата:
Гавань оказалась очень удобной для стоянки судов и укрытий от штормов и непогоды, но, к сожалению, уже с ноября она почти на полгода закрывается льдом.
С основанием в I860 году Владивостока гавань оказалась на пути быстро развивающегося морского сообщения между главным портом (до 1871 года) Сибирской флотилии Николаевском-на-Амуре и Владивостоком. Сюда все чаще стали заходить суда и корабли, а в конце века ее пять раз за лето посещал почтово-пассажирский пароход.
Но чаще всего сюда заходили рыболовные суда и коммерческие шхуны за растущим здесь на склонах гор прекрасным лиственным лесом.
С оживлением мореплавания необходимость в маяке стала очевидной. Ускорило его строительство, как это бывало не раз и в других местах наших морей, крушение в 1893 году крупного парохода Добровольного флота "Владивосток". При входе в Татарский пролив с юга он в густом тумане из-за невозможности уточнить свое географическое место потерял ориентировку и сел на камни.
30 декабря 1894 года управляющий Морским министерством распорядился приступить к строительству маяка на мысе Св. Николая с назначением "быть исключительно опознавательным пунктом для мимо идущих судов на Сахалин, в Николаевск и обратно”.
Цитата:
В мае 1895 года местность в районе мыса Св. Николая была тщательно исследована, и для маяка выбрана площадка на верхнем плато, на высоте 60 м от уровня моря, на краю обрывистых гранитных скал. К северу от мыса обнаружили открытую приглубокую бухту, в которой можно было производить выгрузку строительных материалов.
Возводить маяк было поручено инженеру-подполковнику К. И. Леопольду. Прибыв на место, он обнаружил, что вблизи выбранной площадки имеется прекрасный камень гранитной породы, годный для возведения башни. Кроме камня, из местных строительных материалов можно было использовать только песок и пресную воду.
Лес был заготовлен зимой 1894—1895 годов в дальних бухтах на северном берегу гавани и летом сплавом плотами доставлен по морю к мысу. Остальной строительный материал подвозился на пароходах из Владивостока. Большую часть этих грузов завезли осенью 1895 года, а зимой небольшая артель рабочих на волах по зимнему санному пути доставила все к месту строительства.
Основные работы по возведению маяка производились с апреля 1896 по июль 1897 года. Мастеровые и рабочие были наняты во Владивостоке. Это был настоящий интернационал: каменщики и плотники — манзы; чернорабочие — корейцы; столяры — японцы; печники, кровельщики и слесари — русские из ссыльных поселенцев с Сахалина. Всех рабочих иногда собиралось до 300 человек.
Стены жилого дома с башней сложили из гранитного камня на цементном растворе. Все остальные хозяйственные помещения (конюшни, сарай, кладовые) были объединены в одном общем здании, срубленном из леса.
Поскольку весной, с апреля и по июнь, в этих местах неделями стоят густые туманы, в 70 м от маяка, несколько ниже его, у обрыва мыса построили каменное здание для пневматической сирены. В акустическом отношении сирена оказалась расположенной весьма удобно, с большим углом распространения звука. Несколько позже дополнительно к сирене для подачи туманных сигналов на мысе установили колокол и фитильную пушку. Пушка простояла до 1945 года. Два последних выстрела ее прозвучали 2 сентября 1945 года в честь победы над империалистической Японией.
Во время тумана колокол производил 32-ударных звона в минуту. Его вес 42 пуда 14 фунтов, высота 115 см, нижняя окружность 325 см. отлит в Ярославле на заводе торгового дома почётного гражданина П.Н.Оловянникова и сыновей.
Традиционная надпись по контуру: "Благовествуй земле радость. Велю хвалить небеса Божию славу".
Цитата:
Служить на маяке было трудно. Поблизости не было никаких селений. "Из местных жителей здесь живут только несколько семей полудиких орочон (тунгусского племени), промышляющих летом рыбою, а зимой пушным зверем (медведь, лисица, соболь и частью дикий «день), - писал в своем дневнике строитель маяка К. И. Леопольд. - На первый взгляд слабый и тихий народ этот мало может принести пользы для живущих на маяке, но в действительности, ознакомясь ближе, люди эти, по своей неутомимости, честности и услужливости, могут во многом облегчить столь отшельническую здесь жизнь ,доставляя провизию: летом рыбу и ягоды, а зимой оленье мясо, К сожалению, племя это почти исчезает".
Практически все необходимое для маячников доставлялось во время навигации из Владивостока.
Сейчас, конечно, все проще. Работают здесь женщины - потомственные маячницы, продуктов у них вдоволь, посторонние не беспокоят. Наше появления для них - развлечение. И потому нам разрешили зайти внутрь.
Раньше источником света служил "диоптрический осветительный аппарат 2-го разряда с группопроблесковой характеристикой огня" системы Френкеля, изготовленный французской фирмой "Барбье и Бенард" в 1894 г. Для усиления отражения света был установлен рефлектор из группы стеклянных призм, изогнутых по дуге 120°.
В 1961 г. к маяку подвели электричество и теперь источником света служит обыкновенная лампа на 380 в. Но белый проблесковый свет маяка по прежнему виден на 23 морские мили.
В ходе одной из экспедиций на маяке побывал В.К.Арсеньев.
Цитата:
Во время Гражданской войны маяк продолжал работать, но в марте 1919 г. на мыс нагрянул карательный отряд штабс-капитана Трубникова. Перед этим он в Императорской гавани жестоко подавил революционное выступление рабочих и служащих. Часть служащих маяка, в том числе и смотритель Майданов, опасаясь за свою жизнь, перешли на сторону отряда, остальные во главе с Д.Алексашовым, скрылись в тайге и составили костяк партизанского отряда, возглавляемого Павлом Курикшей.
Выступление партизан было жестоко подавлено. Захваченные в плен бойцы, в том числе маячники Д.Алексашов, А.Арсеев, Веремейчик, А.Лупишев, Михеев, А. Щеголев были расстреляны на берегу бухты Маячная "за причастность к большевизму."
На месте расстрела установлен тот самый обелиск, к которому мы подъехали сначала.
Здание маяка и колокол являются объектами культурного наследия.
По возвращению в город мы еще успели побывать на местных соревнованиях триатлонистов. В этот раз - под дождем - они не плавали, а только бегали и стреляли из воздушки.
Пока шли соревнования, я поездил по заброшенным базам Тихоокеанского флота и нашел там еще несколько памятных мест.
Памятник морякам-надводникам.
Памятник подводникам.
Памятный камень первооткрывателю Императорской гавани. Лейтенанту Бошняку тогда было всего 20 лет.
Камень установлен на перешейке между гаванью и Татарским проливом.
За вклад в изучение Приамурья и Сахалина Н.К.Бошняк был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.
Открытие Бошняка имело огромное значение для будущего края. Г.И.Невельский дал ему следующую оценку:
Цитата:
"Он был первым из европейцев, который дал свету точное понятие о северной части побережья Татарского пролива и обнаружил неточное изображение этой части берега на карте Крузенштерна; он открыл на этом берегу одну из превосходнейших и обширнейших гаваней в свете и узнал, что там находится еще несколько гаваней... Наконец, он разрешил окончательно весьма важный вопрос: именно, что жители, обитающие на этом берегу, никогда зависимы не были и китайской власти не признавали"
Памятник морякам, погибшим в Татарском проливе в 1952 г.
Над проливом туман, чёрным лебедем лодка идёт,
Как сегодня, тогда, пробиваясь сквозь колотый лёд.
Моряки эту жизнь лишь Отчизне родной берегли,
И любили весь мир, да вернуться назад не смогли.Памятник "Палладе". В постамент вмурован "застеклённый футляр с куском поднятого со дна корабельного бимса, немого свидетеля славной судьбы русского фрегата.
Место затопления фрегата является памятником истории краевого значения.
Обратный путь всегда кажется короче, тем более, под проливным дождем. Но полученные впечатления того стоят.
P.S.
В этой поездке, к сожалению, мне не удалось побывать еще на одном памятном месте, связанном с Арсеньевым.
Но это исправимо. Ведь теперь в моих планах значится
проехать все 4287 километров БАМАа.