По возвращению отъелся, отоспался и... вновь сел на велосипед. Думал, что он мне надоел уже. Ан нет, тянет кататься, тем более, налегке.
Однако надо бы и увиденное-прочувствованное описать, пока не забылось - ведь месяц почти прошел с момента старта грандпохода по Центральной Азии. Такого я еще не катал: по физическим нагрузкам, эмоциональной насыщенности и философским размышлениям.
Начну, пожалуй, прямо по дням.
31-го июня - в день отправления поезда, была суета. Сборы, упаковка, последние поездки по городу (Найма на своем 3d-принтере новые рога на вел сделала).
К вокзалу приехал своим ходом. Провожали Ольга Раевская и КП: душевно и трогательно. Было немного грустно, т.к. ехал один, а впереди ждала тревожная неизвестность - беспокоил таежный переход из Хакасии в Горную Шорию.
Соседи в вагоне попались вполне доброжелательные и обо всем подробно расспрашивали. Но когда мне говорить не хотелось, особо не приставали.
Постепенно доехали до ст. Саянской. Вышел проветриться и промять мышцы и вдруг вижу, что на перроне некий парень с чем-то большим возится, вроде как с велосипедом. То ли приехал только что, то ли, наоборот, неторопливо пакуется. Присмотрелся, а это Толик Grunt. Вот те на! Вообще-то он собирался ехать со мной, но в последний месяц никак себя не обозначал, но мои электронные письма не реагировал. Так что его участие было под большим вопросом. А тут неожиданно нарисовался: приехал с Заозерного своим ходом, покрыв для разминки около 50 км.
Конечно, я обрадовался - в свете переживаний по-поводу преодоления таежного участка. Дальше-то все казалось проще: в Горном Алтае должен был присоединиться Antony8 со своим другом, а на границе с Монголией - Илья Литвинцев и Роман из Барнаула.
В Абакан мы прибыли по расписанию. Выгрузились, собрали велосипеды, прокатились к моему брату и попили чайку, а к 9.00 переехали в офис Хакаского заповедника, где размещается филиал Русского географического общества.
Приняли нас там в целом неплохо, но несколько формально (в привычный для РГО-шных функционеров формат официальных делегаций и иностранцев наш поход, вероятно, не вписывался). Тем не менее, интервью у нас взяли, брошюрок разных надавали и заодно настращали возможно высоким уровнем воды в таежных реках. С тем и расстались, предварительно осмотрев небольшой музей флоры под открытым небом.
Да, чуть не забыл. В Хакаском РГО нам было сделано предложение в следующем году
один из велопробегов посвятить 100-летию образования особо охраняемых территорий (речь шла о заповедниках
http://www.rgo.ru/ru/article/100-letie-zapovednoy-sistemy-rossii). Думаю, что на 1 мая как раз получится. А то, как выяснилось, наша нынешняя майская покатушка по Хакаскому заповеднику частенько граничила с возможностью нарваться на крупные штрафы.
Из города выбрались в самую жару. Без всяких приключений споро проехали запланированные 100 км до Аскиза. Начало положено!
По этой дороге в разные годы я, да и другие наши форумчане, ездили неоднократно. Но в последнее время здесь появились некоторые новые достопримечательности, типа этой:
Это поворот к местечку Уйтак, где находятся развалы, якобы похожие на раскрытую книгу (Уу, Уй - собранная, Таг - гора).
Для хакасов из рода "Ах хаска" и неискушенных туристов эти места священны:
- Проступает из памяти древней,
Как сквозь пыль бездорожных степей,
Возвращаясь в родные кочевья,
Мы торопим косматых коней.
Через все поколения помню,
Как плывут на повозках шатры
И как весело скалятся кони,
Покидая чужие миры.
Нам навстречу рассветы клубятся,
Медным бубном пространство гудит.
Прах религий и цивилизаций
Осыпается с гулких копыт.
Лижет ветер скуластые лица,
Страстно сужена ярость зрачков.
И ноздрям запах родины снится -
Горечь трав и дымы очагов.
Степь листает страницы скитаний,
Плещет вслед ковылей седина.
Мы прошли через все расстоянья,
Мы дойдет через все времена.
По легенде, горы Уйтак собрали люди, кочующие из Сырско-Уйбатской степи в Сагайскую степь. Сами горы означают Ось мира, объединяющей мир Богов (верхний мир), мир Солнца (средний мир) и правильный (нижний) мир. В связи с чем здесь полагается повязывать четыре ленточки-чаламы: синюю (символ вечного неба), белую (символ воды и хорошей дороги), красную (символ Солнца и счастливой жизни) и зеленую - в знак уважения хакаских князей, вошедших в историю (символ покровительства предков).
Полагается также провести обряд уважения местных горных духов, разбрызгивая воду (водку, молоко) в разные стороны с возгласом "сеек!" Место, где привязывают ленточки, следует обойти три раза, окуривая присутствующих богородской травой (обряд очищения), а уходя, мысленно поблагодарить это место.
Мы так и сделали, несколько упростив обряд в силу отсутствия цветных ленточек и нужной травы.
Далее были современные системы орошения (предки хакасов рыли каналы):