Чуть раньше сюда уже приехали участники велопробега, шаманка Людмила Оюн и руководители музыкальной школы из с.Межегей, которая носит имя Максима Мунзук.
Знакомимся и вскоре начинаем обряд получения разрешения на взятие земли - такую идею я высказал родственникам актера еще весной, когда готовился к походу.

Место камлания было выбрано по знакам: сначала сюда сели два ворона, потом шаманка нашла птичье перо, которое и указало площадку для разведения магического огня.


Но прежде все присутствующие должны пройти обряд очищения.


Людмила разжигает костер и по тому, как он горит и сгорит ли в нем жертвенная пища, она судит о правильности наших намерений.



Камлание окончено, костер прогорел и в нем ничего не осталось. Это хорошо. Вырвавшаяся из руки шаманки колотушка упала правильной стороной кверху. Теперь мы вправе копать землю.

Я дарю Людмиле свои сувениры. Это важная часть ритуала, которая энергетически фиксирует задуманное.


А сейчас приступаем к главному, ради чего все сюда и приехали.



В начале сентября один из этих мешочков я намерен передать в музей г.Арсеньева (Приморский край), землю из другого высыпать на месте съемок фильма и наполнить его землей Приморья, третий захоронить под могильным камнем Дерсу Узала неподалеку от ст.Корфовской, около Хабаровска. Землю Приморья потом, в октябре, я отвезу в Туву.
Людмила Оюн считает, что этот проект, безусловно, состоится, т.к. теперь его курируют её Духи.

Но на всякий случай, шаманка гадает на хуанок - 41-м камне, собранном из разных рек. Все будет хорошо, т.к. камни легли правильно. Оказывается, я "серый волк", который результата добивается исключительно трудом и упорством, полагается только на себя. А настоящий серый волк - мой частый спутник в путешествиях и бояться его не нужно.
На "белую" дорогу Людмила дарит приготовленный ей сухой сыр - ларны (его не жуют, а посасывают до полного растворения во рту), а на велосипед привязывает белую ленточку.
С чувством хорошо исполненного долга обедаем: на столе только мясо плюс колбаса-чорэме, сделанная из бараньего мяса, желудка, внутренностей и кишок. Все божественно вкусно и отлично проварено - совсем не так, как меня однажды накормили в монгольской юрте, где, даже из вежливости, я так и не смог прожевать даже один кусочек.

Отдохнув, поднимаемся к лечебному источнику - аржаану.



После чего переезжаем в с.Межегей, где нас заждались выпускники музыкальной школы.

Нас встречают как самых дорогих гостей. Я смущен - это несколько неожиданно для моей жизни отшельника, которую я вел последние дни.





Осматриваем семейный музей супругов Мунзук. Жена актера была оперной певицей и она тоже родом из этих мест. Эти два больших сердца отдали свою жизнь тувинской культуре.
Уникальная фотография: Максим Мунзук в роли В.И.Ленина.

А таким знаменитый актер был в молодости, в период создания первого тувинского драмтеатра в 1925 г.

С небольшим импровизированным концертом перед нами выступают учащиеся и преподаватели школы. Заслушавшись мастерством горлового пения, я совсем забываю делать фотографии. Есть только одна, да и та не очень хорошего качества. Так что извините.

Горловое пение самобытно и потому уникально. И хотя оно характерно только для народов Центральной Азии, но завораживает весь мир. Как и
речь, рисование, игра на музыкальных инструментах, танец или пантомима - это проявление символизма, доступного только человеку.
Концерт окончен, но мы еще долго не можем разойтись. Говорим, говорим, говорим... О жизни, о судьбах, музыке и театре.

На ночлег уезжаем на берег соленого озера Хадын. Наконец-то я могу поплавать и накупаться вволю. Естественно, голяком. Ведь уже ночь и никто на меня не смотрит. Какое блаженство просто лежать в воде пузом кверху и смотреть на звезды! Не нужно думать о завтрашнем дне, гнать по 150 км ужасной гребенки и думать о воде, еде и состоянии трансмиссии велосипеда, которая скрипит и щелкает еще с перевала Кату-Ярык...
В последние дни путешествия
я живу как Дерсу Узала. Моим домом стала степь, о еде я особо не забочусь, воду набираю где придется, природу воспринимаю как она есть и свободно общаюсь с ее Духами. Я и думаю, наверное, о том же, что волновало таежника-удэгейца: о природе и человеческой цивилизации, смысле бытия, куда мы идем и чем все закончится.
Я стал человеком мира и не принадлежу никому, кроме Природы. Люди, события и целые регионы текут сквозь мое тело и сознание. Люди, события и целые регионы текут сквозь тело и сознание. Органы чувств молчат и мир воспринимается только интуицией - как истина и мудрость. Всё суета: даже религии. Не важно, как тебя зовут и какой ты имеешь общественный статус, как одет, сколько в наличии денег, в какой квартире живешь и на какой машине ездишь. Безразличен пол, возраст, рост, вес, характер и вообще всё, что относится к "самости".
Знакомое состояние. Оно часто возникает в соло-путешествиях. Например, в альпийском походе, устав объяснять правильное произношение своего имени, на вопрос "What is your name?" я отвечал просто: "Suvorov". Ведь, по сути, какая разница? Мое настоящее имя в истории 200-летней давности не имеет значения.
Наверное, это и есть
ТРОПА ДЕРСУ - выход в другую, реликтовую для современного человека, мерность пространства, в которой жизнь вечна.

Я наблюдаю, как вектор развития нашей цивилизации все больше склоняется к улучшению качества жизни и потому люди стягиваются в города. Люди стягиваются в города. Но жизнь в них искусственна. Она зависит от наличия электричества и источников энергии, а не от погоды и Солнца - "самый главный люди", как говорил Дерсу Узала: "Его пропади - кругом все пропади". Плата за удовольствия - сердечно-сосудистые заболевания, рак и вирус Эбола, грязный воздух, плохая еда и вода, а также невозможность оправиться там, где застала нужда. Людей стало слишком много и их размножение не контролируется законами выживания.
Плохо это или хорошо? Ответа я не знаю. Человечество развивается так, как развивается.
Судя по сохранившимся наскальным рисункам и археологическим находкам, ни одна предыдущая земная цивилизация не добивалась такой степени автономии от внешнего мира. Этот путь уникален из-за приобретенной человечеством свободы выбора. Но куда он приведет - никому неизвестно.
Докатывая второй оборот вокруг планеты, я чувствую хрупкость земной жизни и человеческого бытия. Мне очевидно, что современная культура тоже исчезнет, сменившись новой. К сожалению, более циничной и рациональной - ведь наука давно уже опережает нравственность.
P.S. Тел. шаманки Оюн Людмилы Кара-ооловны: 89232641397, почта:
damyrak@yandex.ru" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank