ИМПЕРАТОРСКАЯ МОНОПОЛИЯ НА РЕВЕНЬДолгое время главным богатством, поставляемым из Сибири, являлась
пушнина. Прежде всего, за ней приходили из России казацкие отряды, ватаги гулящих людей и промышленников. Первые сибирские остроги строились с учетом объясачить коренное население, то есть заставить его платить дань ценными мехами. Прошло около века, как русские появились в Сибири, когда стал иссякать неисчерпаемый поток мягкой рухляди, на котором во многом держалась финансовая система страны. В начале XVIII века пушного зверька заметно выбили, а государству требовались новые источники доходов. Вскоре одним из таких источников стала
продажа ревеня в страны Западной Европы.
Как свидетельствуют письменные документы, корень ревеня впервые упоминался в старокитайском травнике "Пенцао-кинг", который был написан за 2700 лет до нашей эры императором Шен Нунгом, отцом китайской медицины. В то время ревень был недорогим лекарством, его употребляли как очищающий чай люди третьего класса. Со временем ревень стал предметом экспорта в Китае. Уже около 114 года до нашей эры караваны с ревенем прибывали из Северного Китая в Самарканд и Бухару, дальше — к Волге, а оттуда его доставляли в Европу. Часть караванов направлялась в Индию, в древний порт Барбарику. Новые изменения в поставках ревеня в Европу произошли в XVII веке, когда Россия завоевала Сибирь. С 1653 года китайское правительство разрешило продавать ревень России в пограничных зонах. В 1687—1762 годах русское правительство установило фактическую монополию на торговлю ревенем. В 1719 году в городе Урга (ныне Улан-Батор), а в 1731 году в
Кяхте (на юг от озера Байкал) были организованы торговые центры, откуда ревень поставлялся в Европу. Царско-русская комиссия монополизировала рынок ревеня и следила за тем, чтобы в Европу поставлялось сырье очень высокого качества. Постепенно ревень, который в Европе называли русским, московским или императорским, вытеснил менее качественные сырье ревеня, которые поставлялось голландцами и португальцами. После англо-китайских войн 1839—1842 гг. и 1856—1860 гг. западные государства заставили открыть китайские порты и нашли другие пути транспортировки ревеня в Европу.
В 1860 году Россия лишилась монополии на ревень.Почти в течение всего XVIII века ревенная торговля находилась в руках государства. В 1704 году приказано было покупать в сибирских городах ревень для казны не менее 300 пудов в год и свозить его в Москву. Частным лицам строго запрещалось торговать им. В 1727 году торг ревенем получил полную свободу, но ненадолго. С 1731 года он снова перешел "для казенной прибыли" в руки государства.
С 1731 года торговля ревенем на русско-китайской границе производилась исключительно через Кяхту. В XVII веке основным поставщиками ревеня были бухарцы. Они привозили его в Тобольск, Томск, Иркутск, Тару и Тюмень. Главным складочным местом являлся Тобольск, куда наряду с бухарцами ревень доставляли и русские купцы, ездившие за ним в Бухару. Как бухарские, так и русские купцы могли продавать этот товар только казне по строго установленным ценам.
В 1735 году вышел указ, грозивший лишением имущества за ввоз и продажу ревенного корня, а через несколько дней последовал другой, определивший еще более строгое наказание — смертную казнь. Строгость этих указов объясняется тем, что после 1731 года, когда торговля этим товаром была объявлена царской монополией, частная торговля им "спряталась в безымянные проходы и без огласки подрывала надежды" казны на получение больших доходов.
Большинство бухарских купцов постоянно проживали в Маймачене (китайский городок рядом с Кяхтой), где у них находились собственные дома и мечеть. Некоторые бухарцы приезжали туда каждый год, чтобы выменивать товары специально для пекинского двора. Китайским купцам строго запрещалось "при великом штрафе" мешать бухарскому торгу. Продавали ревень и китайцы, но "под запрещением". "И так оное случается, — пишет Паллас, — или тайно, или через подарки командирам, или смешав с некорыстными".
Ревень доставляли в Маймачен на верблюдах в пятипудовых шерстяных мешках. Его прием и плата пушниной производились в Кяхте особой конторой, учрежденной коммерц-коллегией, при которой служил специальный аптекарь или браковщик. Из Маймачена ревень свозили в Кяхтинский ревенный дом, где рабочие под руководством браковщика и в присутствии бухарских купцов разрезали его на куски и проверяли качество. Низкосортный и отбросы тут же сжигались. Паллас говорит, что сжигаемый ревень мог бы "еще служить с пользой — по крайней мере в госпиталях на настои и другие ревенные приготовления".
Ревень выменивался в Кяхте на мягкую рухлядь и юфтевые кожи. Последние частично привозились из европейской части России, значительная доля их доставлялась в казну крестьянами и бурятами Забайкалья, купцами и мещанами, городов Селенгинска, Верхнеудинска и Иркутска.
Так, в августе 1778 года Иркутский губернский магистрат издал указ о вывозе желающих поставлять в Кяхтинскую ревенную комиссию юфтевых кож, образцы которых должны были предъявляться для осмотра в Иркутскую губернскую канцелярию. Принимала казна также и невыделанные кожи, которые шли на упаковку ревеня при отправке его в Россию.
Весь ревень, покупаемый в Кяхте, отправлялся ежегодно в Москву — в Медицинскую контору, лишь небольшая часть его оставалась в Иркутской полевой аптеке, откуда он распределялся по всей Сибири.
Перевозка ревеня от Кяхты до Тобольска отдавалась с торгов купцам и мещанам городов Троицкосавска, Селенгинска, Верхнеудинска и Иркутска. Часто его возили тобольские и российские купцы, приезжавшие торговать в Кяхту. Последние обычно доставляли ревень в Москву, оттуда он расходился по всей России и шел за границу.
В 1782 году вышел указ, которым была "дозволена свободная торговля ревенем и ревенным семенем как внутри, так и вне границ России". Этот указ дал купцам, связанным с Кяхтой, не только возможность свободно выменивать ревень, но и принимать участие в обслуживании государственной ревенной торговли. Например, в 1785 году крупный кяхтинский купец Пахолков был назначен в ревенную комиссию комиссарским товарищем.
Закат торговли ревенем начался лет через пятьдесят. К этому времени главным складочным местом товара стал Иркутск. Спрос на ревень в Европе постоянно колебался. Бывали годы, когда подготовленные к вывозке партии ревеня так и оставались гнить в иркутской конторе, а при ревизии ее канцелярии постоянно вскрывались злоупотребления и воровство. Окончательно имперскую монополию разрушили конкуренты — прежде всего англичане и голландцы, после чего цены на ревень резко упали и он стал доступен практически всем.
http://pressa.irk.ru/sm/2004/28/016001.htmlСправка.Ревень можно применять:
- в пилюлях или таблетках – как средство, которое способствует пищеварению;
- в виде отвара – как эффективное слабительное;
- в виде вытяжки – как средство, помогающее нормализовать работу желудка;
- в виде детского порошка или сиропа – как оздоравливающее средство.
Ревень во все времена считался одним из лучших средств для успокоения нервов, что стало возможным, благодаря повышенному содержанию кальция в его составе. Кроме того, кальций жизненно необходим также для костной ткани, поэтому польза ревеня распространяется еще и на опорно-двигательный аппарат, помогая вылечить артриты и восстановить костную ткань после травм и переломов. Также ревень отлично помогает женщинам после менопаузы.
Ревень выводит из организма токсины и поставляет в него балластные вещества, эффективно связывающие жиры. При этом ревень является злейшим врагом для бактерий, живущих в желудке и кишечнике, и помогает избавить организм от целого ряда инфекций.
Ревень помогает укрепить волосы, сделать более густыми и блестящими, а также способствует более интенсивному росту
http://www.glamday.ru/threads/reven-vkusnoe-lekarstvo.105/.