23 июля. Рано утром грузимся на автобус и отбываем в Туран - проброска 200 км. В наших планах продолжение поисков видов, соответствующих картине Аткинсона.
От трассы до Ниловой Пустыни всего 7 км. И как раз время обеда. Но в прошлом году здесь поесть было негде, а вот сейчас открылось кафе национальной кухни. Симпатичная Долма (это одно из имен Богини счастья) подробно объясняет рецептуру приготовления блюд. Я останавливаюсь на лепешке шарб
ин, жареных овощах с мясом цуйв
ан и бурятском чае с обжареной мукой затур
ан. Ж
ене я рекомендую опробованный зимой на Байкале
бухэлеэр (бухлер). И он тоже остаётся доволен.
Временем мы располагаем, потому что до красноярского поезда еще полтора суток.
Едем в дацан Бурхан-Баабай - может там что-то прояснится насчет нужного нам места?
Но сначала читаем записки художника:
Цитата:
Вторник 24 июля
Был большой отдых этим утром. Мы нашли комнаты архиепископа лучше нашей палатки. Я решил, что Люси и Алатау должны оставаться и купаться, пока я буду подниматься в долину реки Ехе-Угун. Молодой священник вернулся из поездки в [Туранский ] караул вчера, и я узнал от него, что дорога от Монды до верхней части Ехе-Угун существует...
После обеда я взял одного казака и двух бурят в долину, надеясь получить хорошие виды на Ехе-Угун. Поднявшись на гору у горячего источника, наш след пролегал через густой лес около 10 верст. Затем мы нашли небольшую степь с большим количеством домов бурят, но сейчас сильно заболоченной и заросшей высокой травой, достигавшей седел наших лошадей. Это, несомненно, было вызвано продолжающимися дождями. Вся высокая горная цепь на севере была покрыта облаками. Вдоль этой части долины много домов бурят. Это их зимние дома. Летом здесь было бы совершенно невозможно жить, поскольку это не что иное, как глубокое болото с комарами, которые сделали для себя из нас большой праздник. Мы были очень искусаны ими. Пройдя эту степь, мы снова вошли в густой лес и в 6 часов расположились на небольшом ручье. Здесь воздух был довольно густым и насыщенным. Ничто, кроме большого дыма, не защищало нас от комаров. Один из моих бурят отправился пострелять. Он нашел хорошее укрытие в высокой траве, но, к сожалению, никого не добыл. По дороге домой я застрелил двух уток, рябчика и пару бекасов.
То есть в этот день художник не рисовал и в дацане не был. Вот его предполагаемый маршрут:
К сожалению, это последняя страница дневника. Сомневаюсь, что в другие дни Аткинсон ездил куда-то еще дальше: ничего примечательного там нет. Да и жители Хойтогола мне пояснили, что за улусом не ниже, ни выше по реке подобные пейзажи им не известны и там никогда не было культовых сооружений - кроме, конечно, Бурхан-Баабая.
Получается, что художник мог нарисовать виды только этого дацана, до которого от Ниловки всего 3 км.
Однако в реальности молитвенный домик, правда, построенный в 1923 году, находится довольно далеко от русла реки, поскольку 300-метровая прибрежная зона заболочена.
Сразу за домиком находится песчаный обрыв священной горы Хайр-Хан. Отчасти он похож на тот, что изображен на картине слева, но находится на другом берегу. А тот берег, что изображен на картине, на самом деле довольно крут и песчаных осыпей не имеет.
В русле реки, конечно, есть крупные камни, но не такие уж и большие. Да и вода в реке отнюдь не спокойная и потому оставляет видимые буруны.
Место на картине выглядит как возможный полуостров или излучина реки. Похожее место просматривается напротив нынешнего дацана, но в этот раз мы не смогли к нему подойти.
Характерно, что с территории дацана из-за песчаной горы Хайр-Хан (1076 м) и растущих вокруг деревьев Саянских белков не видно. Последние находятся на севере, а на картине - на западе (если ориентироваться по местонахождению выхода из кумирни, который должен смотреть на юг).
Особо почитаемая бурятами гора Алтын Мондэрган (на картах - Алтан-Мундарга, 3157 м), на картине находится справа, а на местности она слева.
Так что старожилы склоняются к мысли, что картина - это не документальный пейзаж, а сборка различных видов. Однако я все еще на стороне художника, потому что, во-первых, мы не все осмотрели (например, не были на излучине, что напротив дацана). А во вторых, в одной из краеведческих книг написано, что в 1918 г. Дархат Хамбо-лама указал местным жителям на необходимость поклоняться какому-то озеру, которое находится южнее дацана Бурхан Баабай. Под данное описание подходит только старица Гур
окшэ-нур. Она находится от дацана в 700 метрах за рекой, но не на юге, а на юго-западе. По-бурятски "гүрөөһэн" - это дикая коза или косуля. Животные убегали туда, спасаясь от гнуса и жары. Было ли там молитвенное сооруженин, нынешние жители не знают.
Осмотр старицы мы тоже откладываем на следующий год, поскольку быстро туда нам не добраться. Тогда же планируется и сплав по реке Ехэ-Угун на лодке (в пределах видимости Саянских белков).
Еще один аргумент в пользу Аткинсона - это убедительно реальное изображение поз священнослужителей, расположения ритуальных сооружений и документальная точность их прорисовки. Очень хочется верить, что все так и было: шесты с привязанными к ним хадаками*, курильницы для благовоний** и молитвенная кумирня, построенная по старинной технологии "в столб". Я встречал такие постройки в улусе Шимки и в селе Култук. А геолог Ю.А.Русских подобного типа охотничье зимовье несколько лет назад срубил сам лично. С его слов, хозяйственные постройки так делать проще и быстрее, усадка бревен не критична, а на случай землетрясения домик будет более устойчив.
Кумирню строили, вероятно, русские плотники. Потому что буряты даже в 1950-е годы предпочитали жить в юртах, а сойоты - в покрытых лиственичной корой урсах.
Подводим итоги: возможно, что у Аткинсона действительно было несколько набросков видов данной местности, которые впоследствии он объединил в своей картине. Но при этом
центральный (религиозный) сюжет должен был точно соответствовать натуре, а вот изображения объектов природы - совсем не обязательно.
Нужно также учитывать, что картина наверняка писалась значительно позже создания набросков. И потому что-то могло забыться. Например, в другом дневнике художника я читал, что подаренную красноярскому горному исправнику Василевскому акварель "Вид на Алтын-куль" (Телецкое озеро) Томас рисовал в сентября 1850 г., будучи в Иркутске. Уверен, что изображенное на этой картине тоже вряд ли соответствует оригиналу.
Однако время идет, а нам к накатанным сегодня 40 км надо бы еще добавить полсотни. В конце-концов план успешно выполнен и Женя наконец-то варит гречку! Ночуем на живописном берегу речки Жемчуг.
Трек: едем вниз.
_______________________
*Хадак - широкий атласный шелковый шарф голубого или белого цвета, который преподносится почетному гостю или Духам в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Иногда на материи пишется молитва.
**Подобные каменные жаровни на треногах или их железные аналоги мы постоянно видим на святых местах. Очищение подношений дымом душистых трав (богородской, можжевельника или коры пихты) является частью обряда общения с родовыми Духами, Духами огня и Духами местности.