Ребята давно меня ждут. Но я уложился в запланированные 4 часа и претензий ко мне нет. Быстро упаковываю вещи и мы едем в Тунку: там есть школьный краеведческий музей, старинная каменная церковь и жизненно необходимый всякому туристу-легкоходу магазин.
Цитата:
Тунка, большое селение, домов в 350 с 2 церквями, разбросано на несколько верст по берегам Иркута. Если подняться на старую казачью церковь, то вам открываются разбросанные дома, среди которых едва пробито несколько переплетающихся грязных улиц. Темные пятна домов резко выступают на ярко-зеленом фоне огороженных телятников (загонов для телят), где оберегается мягкая и более сочная трава. С края виднеется гостинный двор — затея, как водится, не создавшая торговлю и теперь с пользою употребляемая вместо амбаров.
Музеем заведует учитель истории, потомственная казачка Сороковикова Светлана Васильевна (тел. 89503940750). Рассказывает о Тунке - заслушаешься.
По имеющимся у нее данным, пограничную с Монголией Тункинскую крепость в 1674 г. основал небольшой отряд казаков под командованием Ерофея Могилёва. Две избы, окруженных частоколом, поставили при слиянии рек Тунка и Иркут. Но из-за того, что острожек периодически затапливался, в 1700 г. его перенесли на более высокое место, которое сейчас находится рядом с кладбищем села Никольское (бывшее Казачье). К тому времени гарнизон крепости насчитывал уже 120 человек, проживавших по обеим сторонам крепости вниз и вверх по течению Иркута. А на Великом Мунгальском пути в сёлах Тибельти (по-бурятски - застава), Гужиры, Зактуй, Шимки, Туран, Монды и на реке Оке были обустроены пограничные караулы.
После подавления
Стрелецкого бунта, по причине "малолюдства" эти караулы доукомплектовали репрессированными участниками восстания. В частности, в Тункинскую крепость были сосланы 30 семей стрельцов с домочадцами. Службу они несли в качестве пеших казаков-пластунов.
Для снабжения гарнизонов продовольствием в Тунку были также переселены 40 семей русских крестьян с подмосковных государственных вотчин, а также добровольные посельники из Тотьмы, Великого Устюга, Сольвычегодска и Вологды.
Тунка была административным центром огромного приграничного края. В ней располагались канцелярия казачьего пристава и сотенного атамана.
Первая церковь (Николы Чудотворца) в новой Тунке была деревянной. Ее разрушили в 1930 г. От церкви остался фундамент, сложенный из вулканических плит - крестообразной формы.
Кропоткин пишет:
Цитата:
Для археологов... гораздо интереснее будет старая казачья церковь (если она скоро не развалится). В ней можно найти несколько интересных образов, например, Св. Николая, привезенный, как говорят, из русского острожка с Косогола с бурятским типом: редкою бородою и усами, назад зачесанными волосами и медными украшениями в буддийском стиле с неизменным лотосовым цветком. Жаль только, что какая-то рука намарала более новыми красками его одежду и исказила этот интересный памятник, тем не менее все-таки можно различить следы одежды, напоминающей курму с медными пуговицами. Зато этот образ 9 мая в особенности привлекает бурят, почитающих в нем Цаган-Убукгуна (седого старика), о котором у них существует много легенд, сходных с сказаниями о Св. Николае Чудотворце. Кроме того, в этой же церкви есть несколько образов, не встречающихся в других церквах, например, на одном из них изображен Иисус Младенец, держащий концами второго и третьего пальцев перстень. Его держит за руку Св. Мария и заставляет надеть перстень на руку Св. Екатерине. Вообще церковь довольно богата, имеет богатую ризницу, и жалко будет, если с разрушением ее пропадет для потомства этот интересный исторический памятник.
31 мая 1991 г. на месте церкви был освящен памятный крест, установленный родовыми казаками.
Нынешнюю каменную церковь в Тунке построили в 1812 г. в честь победы в Отечественной войне с французами.
При Советской власти храм, конечно, тоже закрыли (до революции на территории Тунки насчитывалось 12 церквей и 40 часовен). Во время второй мировой войны в здании размещался плодоовощной консервный завод, а потом был клуб. Возрождение храма началось в 1995 г. По традиции, здание окрашено в белый цвет, который придает храму величественную торжественность. При церкви сейчас работает детская воскресная школа.
Тунка - это единственное в Бурятии чисто русское село, бывший центр местного купечества. Здесь до сих пор сохранились их огромные дома.
В доме скотопромышленника Балашова (прозвище "Шпигель", т.е. "Зеркало") сейчас находится аптека.
Всё в ней прежнее: и пол, и входная дверь со стеклами, и даже огромная печка.
Когда строили новую школу, то нашли в земле клад - бутылку с екатерининскими ассигнациями.
Тунка была местом ссылки. Первыми здесь поневоле оказались семеновцы, потом казнокрад и мошенник князь Василий Николаевич
Горчаков. После - декабристы, члены тайной организации "Общество соединенных славян" (дворянин Юлиан Казимирович
Люблинский, Владимир Сергеевич
Толстой), участники польского сопротивления (1866 г., 153 польских ксендза), революционеры-народники (Иван Васильевич
Баринов, Василий Алексеевич Денисов), будущие большевики (геолог Александр Владимирович
Львов, Лидия Павловна Лойко) - всего более двух тысяч человек, творивших историю.
Польские надгробия на Никольском кладбище.
Дом декабриста Толстого, в котором останавливался Кропоткин.
Сам дом не сохранился, но в музее есть его макет.
Многие ссыльные прежде видели самые живописные места прославленных курортов. Они-то и стали называть Тункинский край «Сибирской Швейцарией», «Перлом Иркутской губернии», «Райским уголком» и «Жемчужиной Сибири». В Тунку стремились все «сливки» иркутского общества.
Цитата:
...Тунка расположена по берегам Иркута и Тунки - это одно из раскошнейших мест на всем протяжении течения Иркута. Громаднейшая долина, расположенная у подошвы двух высочайших хребтов - Саянских и Тункинских Альп, прорезываемая вдоль с севера-запада на восток Иркутом, представляет все удобства для поселения.
...Можно было бы любоваться живописным расположением Улан-Горхонской местности. Представьте себе массу холмиков, расположенных в котловине. На вершинах более выдающихся холмов выстроены красивые «на городской штиль» дома, с белыми трубами, крашеными ставнями. Постройки обнесены забором и утопают в массе зелени. Между холмов звонко шумит горный ручей.
...Любо ехать долиной Иркута, когда она бывает во всей красе. Окаймленная кудреватой, яркой зеленью кустарников, она ярко, со всевозможного рода, причудливыми сочетаниями цветов, пестрит и рябит своей роскошной флорой. Желтая, красная, лиловая, белая лилия, колокольчики, горошек, гвоздика, сокирны и масса других злаков весело ласкающе блестят отливом своих нежных цветов, выгладывая из-под бархатистой, ярко-зеленой, густой, роскошной травы. Звонкие горные: ручьи весело катят свои воды, часто скрытые нависшей над ними густолиственной березовой зеленью. Но звон ручейков заглушается шумными трелями беззаботно вьющихся в пространстве жаворонков. Они своим музыкальным голосом оживляют эту привлекательную степь.(Известия ВСО ИРГО, 1884г.)
Здесь часто отдыхали губернаторы, высокие сановники из Москвы и Петербурга, ученые и поэты. Чистый воздух, минеральные источники, изумительные природные ландшафты влекли новых почитателей этих мест. Слава о чудодейственных источниках Тункинской долины разнеслась еще более, когда жена генерал-губернатора Руперта излечилась от паралича руки в Ниловой пустыне.
«Так вы еще в Тунке не были?», «Вот будете в Тунке, увидите», «Когда же вы в Тунку?» - такими вопросами стали преследовать видного земского статистика и публициста Астырева. Он к своему глубокому удивлению, убедился, что «край достоин своей славы, и что отзывы не были в этом случае отголоском модных увлечений или патриотических восторгов. Да, в Тунку стоит съездить». В Иркутске в ходу была поговорка: «Быть в Иркутской губернии и не побывать в Тунке - все равно, что быть в Риме и не видеть Римского Папы».
В Тунку приезжали многие исследователи и путешественники. Академик П.С.Паллас, В.П.Комаров, А.П.Окладников, Обручевы В.А. и С.В. (отец и сын), А.Л.Чекановский, И.Д.Черский, Б.Дыбовский, Л.А.Ячевский, Н.П.Бобырь, Я.И.Прейн, Г.Радде, П.А.Ровинский, Н.И.Бакшевич, С.П.Перетолчин, Н.С.Турчанинов, С.П.Крашенинников, Г.Н. Потанин, П.П.Семенов-Тяньшанский, Г.Г. ф.Петц; ученый-энциклопедист М.К.Азадовский, известный литератор Н.С.Щукин, издатель В.П.Печатников, фольклористы Н.Гуревич, Л.Элиасов, профессор Ф.И. Кудрявцев, П.П.Хороших, В.Э.Петри, К.Риттер, американский журналист
Джордж Кеннан.
Интересных экспозиций в музее много и посетить его стоит. Есть очень большой раздел о палеолитических стоянках древнего человека и вообще об археологических находках, о казаках и политических ссыльных, об этнографии. Вот, например, ткацкий станок - таких я еще не видел.
Или каменная гиря. Весит ровно 1 пуд.
Окаменевшие растения.
Уникальные землеустроительные карты. Ранее они никогда не публиковались, может кому-то пригодятся.
К сожалению, о пребывании Кропоткина в музее никаких упоминаний нет. Надеюсь, что после нашего посещения этот недостаток Светлана Васильевна исправит.