Voronika писал(а):
Даааа, герои! От первой части отчета у меня осталось впечатление одного большого брода
Бррр, чета даже холодно стало
Здесь больше психологически сложно. Мы тоже поначалу боялись лишний раз намочиться. Постоянно переобувались-переодевались. А потом адаптировались и лупили не обращая большого внимания на такие мелочи
Правда, и погода была божественная!!
Продолжаю.
24 сентября. Усть-Веселый – перевал - р. М.Таштып. 38 км. Т. днем до +18.
Утром на палатках обнаружили изморозь. «Метеоролог Юра» забыл вечером сбросить на компе предыдущую температуру, поэтому ночной минимум (-2) определили эмпирическим путем, то есть смоделировали текущую утреннюю температуру (+2) с поправкой на ночное выхолаживание.
Проснулись под звуки буксующего на той стороне автомобиля. Через некоторое время появились два жителя Бискамжи с огромным рюкзаком и велосипедом «Аист» «в поводу». Несколько дней назад на Малом Таштыпе они засадили в «говна» машину и ходили за помощью. Накануне вечером мимо нас как раз проехал их «спасательный» ГАЗ-66. А сами рыбаки пошли к месту «засады» пешком. Я думал, что мы быстро догоним этих ребят. Но не тут – то было! Снова встретились мы уже на той стороне перевала, в их лагере на Малом Таштыпе. Они уже успели вскипятить чай и порыбачить…
Вначале дорога стабильно шла по правому берегу Балыксу, периодически форсируя небольшие ручьи и большие лужи, этими ручьями образованные. Но затем дорога вильнула на противоположный берег Балыксу, что бы метров через сто вернуться обратно. Потом снова. И еще… Что вызвало у меня определенное недоумение: на карте дорога четко прорисована только по правому берегу. Костин GPS «утверждал», что дорога лежит в 50-ти метрах левее… Сходил, проверил, но кроме буреломинга ничего не обнаружил. В конце – концов мы пришли к выводу, что идем по той самой дороге, которая нарисована на карте, но русло реки со временем изменилось. А данные GPSа вписываются в параметры допустимой погрешности.
Долго ждали, когда же будет этот перевал. Мне все казалось, что мы должны его вот-вот достичь. На моей карте исток Балыксу перед перевалом уходит вправо. Но Антон стал спорить, что его GPS-ка «утверждает» - исток перед перевалом уходит влево и нам надо будет его форсировать. Наверно стоит в будущем запретить в походе все левые GPS-ки, что бы не вносить разброд и шатания…
Наконец, вот он и перевал! В конце подъема конкретный «торчок», на который въехать с грузом в принципе невозможно, можно только зайти. Еще в самом начале этого «пупыря» у меня рвется цепь. Вася как всегда начинает бухтеть:
- Как ты едешь? Ты чё, переключался?
- Нет.
- Передача наверно тяжелая стоит?
- 1-9…
Устранили порыв. Только двинулись дальше: я пешком, что бы не дай Бог что-нибудь еще не сломать и не вызвать неудовольствие нашего механика. Вася пытается въехать на этот торчок: «У меня девятая звезда на 32 зуба, покрышки новые – на любую гору могу заехать!», но тут же – «хрясь», ломается «супер»… Как он еще успел среагировать и не загнал его в спицы?..
- Ну что, сингл-спид делаем, – злорадствую я.
- Зачем? У меня запасной «супер» есть!
- Ты что, разобранный велосипед на запаску с собой возишь?
- Да я знал, что «супер» косячный, с трещиной был…
На перевал еле вползли, перемежая движение частыми остановками, что бы перевести дыхание.
Зато наверху в просвете между деревьев нам открылась потрясающая панорама долины Таштыпов со сверкающим белым ледником на вершине горы Малая Куль-Тайга!
Дальше был почти вертикальный спуск в долину Малого Таштыпа. Достигнув реки мы понеслись с заметным снижением высоты. Дорога периодически проходила через лиственный лес напоминая порой аллею в парке. Если бы не множество переправ через небольшие речки и ручьи изрядно тормозивших наше движение.
25 сентября. р. М.Таштып – Имек. 78 км. Т. дн.+18, ночью –2. Ветер юго-западный 2-3 м/с.
Первая половина дня была так же посвящена форсированию небольших проток и притоков. В нескольких местах пришлось преодолевать «грязи великие», которые наделали лесовозы. Удивительна способность человека разрушать окружающую его природу и потом жить в этой грязи…
От Верхнего Таштыпа началась гравийка. Я в принципе ненавижу подобную дорогу которая еще усугубляется густой пылью проходящих мимо машин. Но надо отдать должное местным водителям, которые при виде нашей группы снижали скорость и старались проехать мимо по дальней траектории.
Через пару часов я предложил сделать привал с посещением местного «супермаркета». Но народ воспротивился, мол, зачем время терять, погнали без остановки!! В результате на отдых и соответственно на первый перекус встали только после четырех часов непрерывного движения! Зато умяли все консервы, которые тащили с собой еще из дома, а так же прочие съедобные в невареном виде припасы.
От Большой Сеи начался асфальт. Приятно после нескольких дней полного и частичного бездорожья выехать на гладкое полотно дороги! В одном месте трактора заканчивали уборку кукурузного поля. Недалеко от дороги оставался еще небольшой клинышек неубранного деликатеса. Тут же у нас образовался небольшой продотряд который отправился на заготовки. Но кукуруза оказалась не до конца вызревшей и большинство без энтузиазма пробовало этот халявный сельхозпродукт.
Однажды к нам подъехал пьяный хакасский пастух на лошади. Для начала обсудили с ним технологические проблемы сельского хозяйства:
- А вы зачем солому прямо на полях сжигаете? Ведь земля же выгорает…
- Это по технологии так положено!
Потом приступили к практической части изучения местного животноводства:
- Вы хотите на коне проехать? – вдруг говорит «пьяный хакасский пастух».
- Да!!
- Это будет вам стоить…- длинная пауза –…некоторых нервов. Конь у меня своенравный.
Юра бросает велосипед и прямо с рюкзаком лезет на лошадь. Но седло поворачивается на бок и наш соратник валится на землю, едва не увлекая за собой бедное животное… Я умираю со смеху, кричу Светику пытающейся выполнять роль папарацци:
- Так ты фотай его! Это же самые лучшие кадры!!
Наконец с некоторым трудом Юра взгромождается на пастушескую лошадь и долго пытается разобраться, как у нее переключаются скорости…
В Таштып въехали под вечер. Возле первого же магазинчика остановились на затарку. Ах, какое наслаждение в конце дня промочить горло глотком хорошего пива!.. Тут же на свет извлекаются гламурные телефонные трубки и суровые байкеры держа в одной руке банку с пивом, в другой – сотик, отрешенно прохаживаются вдоль пыльной обочины устало повествуя невидимому собеседнику:
- Да вот, выехали сегодня в цивилизацию…
Подъехавший к магазину на «Жиге» местный мужик рассказал Васе:
- Позавчера, недалеко от Таштыпа три медведя завалили 17 коров!.. Пришли откуда-то из тайги…
Я живо представил, как медвежья «рейдовая» бандгруппа пробиралась через лесостепь, маскируясь складками местности… Ведь в этих местах нет сплошной полосы леса: небольшие лиственные рощицы перемежаются с открытыми пространствами степи. Несмотря на такие «страшилки» верить в серьезность медвежьей угрозы не хотелось. Только что мы проехали реально безлюдные места и ничего… Ни медведей, ни волков… Из крупнорогатого скота одну косулю только и видели!..
Вообще, тема медвежьей опасности этой осенью сопровождала нас начиная с этапа обсуждения похода. Вначале на Форуме Stepan выставил пост: «А у нас в Хакасии, особенно в притаежной местности, нынче медведя лютуют. Уже есть убитые ими люди (случай в поселке Вершина Теи от 10 числа с.г.). Будьте осторожны!». Его поддержал Bigston: «Медвежья опасность сейчас максимальная за последние 60 лет - после войны».
На мою слабую попытку отшутиться: «Единственный в Хакасии случай, но - уже "лютуют" и "особенно в притаежной области"... А в степях - не особенно?», Stepan выставил следующее сообщение:
«…"медвежья опасность"…реально существует. Можно, конечно, относится к этому с определенной долей легкомысленности, но в тайге это не прокатывает. Ссылки нападения на людей - в поисковике навалом. Просто я сам в СМИ работаю, и тему держу за хвост. Самые известные - случай в районе Майна: медведица изувечила морду-лица саяногорскому дачнику. На окраине поселка Вершина Теи медведь задрал двух пенсионеров - грибников (тела прикопал в земле вместе с ранее задранной коровой). Счас этого мишку ищут охотники, но пока тщетно. Много было случаев, не попавших в СМИ, так как там не было увечий и смертей. Поехали типа за грибами-ягодами и случайно встретились, но благополучно разошлись. В прошлом году так часто не встречались, потому что в тайге бескормица. И еще охотники говорят, что нынче будет ранняя и аномально холодная зима, потому, дескать, медведя с тайги и прут, чтобы побыстрее нагулять жирок и залечь в спячку. А вчера, к примеру, знакомый рассказал, как на Казыре двух парней мишка слегонца порвал (к счастью - живые остались, т.к. вовремя в больничку доставили). Вот такой у них сплав вышел».
Bigston советовал: «От медведей надо мыть посуду на ночь, топоров больше, фальшфейер…». «Больше топоров» - это для того, что бы ими в медведей метать?
Пришлось отвечать вполне серьезно, что бы не нагнетать страсти: «…здоровый медведь не станет на человека охотиться. А такие случаи происходят когда медведь застигнут врасплох...».
И жизнь подтвердила, что моя позиция была вполне взвешенной и адекватной. Медведи к нам не ломились, никакой паники среди местного населения не наблюдалось, хотя проехали мы в 20 километрах от Вершины Тёи, где и произошел единственный достоверно известный случай нападения медведя на людей. И даже наоборот, встречали местных рыбаков, которые спокойно ходили рыбачить, обычно по двое, в этих самых медвежьих местах.
Большинство рассказов было из области, что кто-то кое-где у нас порой… Последний такой «источник информации» настиг нас уже на станции Сон, где мы разбирали велосипеды готовясь к погрузке в поезд. Женщина-железнодорожник подошла к нам видимо попутав, думая, что мы приехали и только собираемся в поход: «Вы аккуратней в лесу, а то медведи лютуют ужасть как… Из лесу прут! Мой сосед давеча прямо на дороге одного увидел, так давай его на машине гонять…». Ну и далее в сто пятый раз пересказала нам случай в Вершине Тёи.
Впору медведей пожалеть! Почему то, мы увидев косулю перебегающую дорогу говорим, во как классно, какая удача! Если же кто-то медведя увидел из машины, то людская молва разнесет, что мишка засаду устроил на водителей… Почему косуля может через дорогу перебежать на наших глазах, а медведь нет? Он что, под дорогой должен траншею рыть?
26 сентября. Имек – Полтаков – Усть-Камышта. 92 км. Т. ночью: до – 2; днем +18. Ветер юго-восточный 2-4 м/с.
Очередной день начался с неприятного происшествия: на длинном спуске на полной скорости «сложилась» Наталья. Хорошее в этом было только то, что несмотря на большую дистанцию «перелёта» повреждений на ее теле оказалось значительно меньше, чем могло быть. Чего не скажешь об одежде… Плотная «упаковка» и сыграла роль подушки безопасности.
Село Полтаков стало первым пунктом в культурно-исторической программе нашего велопробега. Располагается оно у подножья гор Торттибе и Пистаг в междуречье Тёи и Есь. В XIX веке в местной округе было несколько аалов. В результате их слияния и образовался этот крупный населённый пункт, названный по имени богатого местного скототорговца Полтаха Тодинова и почему-то в годы советской власти не переименованный в честь какой-нибудь важной даты или в память коммунистического вождя… Даже крупный совхоз функционировавший здесь в годы Советской Власти назывался просто – «Есинский». Вот этот совхоз и стал косвенным инициатором создания в Полтакове музея под открытым небом.
В 80-е годы прошлого века вознамерилось совхозное начальство распахать окружающую степь, прокопать каналы и взращивать различные полезные сельхозкультуры. А поскольку в этой степи было такое большое количество древних артефактов, что невозможно было прорыть канаву, что бы не задеть какой-нибудь древний могильник. Вот и стащили к местному ДК несколько десятков каменных плит с уникальными гравировками, отражающими жизнь и верования народов населявших эти места с бронзового века (II – I тыс. до н.э.) и до начала ХХ века. По инициативе археологов и при поддержке совхозного начальства задумывалось создать настоящий музей. Возле нового Дома культуры на месте старого захоронения был насыпан искусственный курган. Вокруг него было решено поставить каменные стелы. В самом здании планировалось сделать два зала для показа экспонатов. Во время раскопок археологи нашли много старинных предметов: глиняную посуду, бронзовые изделия, наконечники копий и стрел… Все они были увезены в Ленинград для исследования и реставрации и должны были вернуться обратно уже в новый сельский музей. В выставочных залах хотели установить температурные датчики, что бы предметы не страдали от влажности и перепадов температуры. Планировалось так же сделать макет раскопанного поселения Торгажак. Но получилась в общем-то обычная история: хотели как лучше вышло как всегда… Руководство поменялось, экспонаты затерялись, в стране случилась перестройка, а потом и страна вроде как изменилась… Хорошо что уникальные плиты к тому времени уже успели установить и поставить ограду. А то бы и их утащили к кому-нибудь на дачу…
Село Полтаков является местом еще одной археологической сенсации. В 1988 году на его окраине под руководством археолога Г.М.Курочкина был раскопан большой Есинский курган. Найдены уникальные золотые украшения, которые хранятся сейчас в Эрмитаже. Это тем более удивительно, что любая подобная находка сразу становится объектом пристального внимания журналистов и обывателей. Оно и понятно, слишком уж мало осталось не разграбленных курганов. Вспомним хотя бы раскопки царских курганов в долине речки Уюк в Туве. Или «секретную операцию» по раскопкам кургана в Барсучьем логу, где впрочем ничего не нашли, но трескотни вокруг этого было немеренно. А вот реальное золото Есинского кургана осталось как-то незамеченным прессой…
Узнав у прохожего дорогу, мы скоренько обнаружили Дом Культуры и площадку с установленными плитами. Пока искали калитку, к нам подошла местная жительница -Галина Асаповна Топоева. Без излишней волокиты стала рассказывать про историю создания «Полтаковского музея наскального рисунка», так официально именуется это собрание древних камней. Плавно перешла к установленным там артефактам. Мое внимание сразу же привлекла «окуневская личина» - выбитое на камне характерное изображение напоминающее человеческое лицо.
Хотя поверхность камня сильно пострадала от времени, но основное изображение просматривается довольно четко. Хорошо видны контур лика и лучи расходящиеся веером сверху, рот и глаза. Лицо пересекают две горизонтальные линии, делящее изображение на три части. Ученые считают, что таким образом окуневцы представляли окружающий мир. Нижняя часть это подземный мир, где находятся различные враждебные силы; средняя – жизнь на Земле, а верхняя – небо или место куда человек (или его душа) отправлялись после смерти. Восходящие лучи вероятно отождествлялись ими с культом солнца. Археологи отмечают наличие культа солнца в долинах Енисея в древние времена. Для людей каменного века животворные солнечные лучи были подобны змее, способной проникнуть в самые недоступные места.
Окуневская культура отличается богатством изобразительных и мифологических образов. Личины - одно из самых характерных изображений этой археологической культуры. Они разнообразны по технике исполнения и художественным образам. В полтаковском стеллариуме есть несколько изображений привлекающих внимание своей оригинальной трактовкой и мастерством выполнения. Не будем забывать, что эти рисунки в камне выбивал человек живший четыре тысячелетия назад! Вполне возможно, что в это время на Земле где-то еще бродили мамонты…
Наш добровольный экскурсовод рассказала очень забавную легенду про блондинок, которых приносили в жертву:
- В очень, очень древние времена, когда у кого-нибудь рождалась белокурая девочка с голубыми глазами, то ее оберегали всем родом, холили и лелеяли её. А в возрасте 13 лет девочку приносили в жертву…Связывали руки-ноги и бросали в воду. L Когда блондинки иссякли, то в жертву богам стали приносить белого барашка, а еще позже – белую лошадь…
Мы сразу же обратили наши взгляды на Светика. Но погода была превосходной, дорога под уклон, ветер в спину… Вроде у Богов и попросить нечего… Жертвоприношение решили пока отложить
Через 10 км от Полтакова, не доезжая пол-километра до Анхакова, прямо возле дороги находится еще один уникальный музей – «Улуг Хуртуях тас» (Великая каменная старуха).
Главным объектом показа является окуневское (опять!) изваяние (II-III тыс. до н.э.) «напоминающее беременную женщину». Но почему «беременную»? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что плоский выступ в средней части стелы не очень-то напоминает живот беременной женщины. Скорее это похоже на прижатый к животу плоский четырехугольный предмет, по которому прочерчены едва различимые полосы. Высота этой бабульки составляет 3 метра, а вес 2,6 тонны! В самом деле «Великая»… Но ее «величие» не в размерах, а в том что по поверью «каменная старуха» помогает женщинам от бесплодия. Считается, что нужно покормить её жирной сметаной или привезти ей гостинец и искренне попросить о рождении ребенка. Люди верят, что она и сегодня помогает многим. Со всей Хакасии идут к ней несчастные с просьбами о даровании им детей.
Это изваяние перевезли сюда в 2003 году из Абаканского краеведческого музея, установили на месте его первоначального нахождении и закрыли стеклянным павильоном. Был создан муниципальный музей под открытым небом площадью 400х200 метров, для чего огородили деревянной изгородью участок степного ландшафта, свободный от растительности. Кроме этого павильона на участке находится так же три невысоких тагарских кургана и две деревянные юрты.
В одну из юрт мы завалили всей гурьбой в сопровождении хранительницы музея, молодой хакаски. Внутри находятся различные образцы традиционного быта хакасов.
Светик положила глаз на шикарную шубу и меховую шапку. Надела все это на себя и уже было собиралась сваливать, несмотря на протесты смотрительницы, но мы ее уговорили оставить гардероб в музее. Мол, на улице жарко, да и полы шубы в спицы будут попадать…:D
«Каменная старуха» впервые была описана Данилой Мессершмидтом в 1722 году, пленным шведским офицером, отрабатывавшим свой хлеб перед Россией путешествуя по её окраинам и описывая всякие прикольные артефакты: «…Куртуяк высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары – язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжая вокруг неё, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды… Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил её в камень…».
В этом описании обращает внимание то, что к изваянию были приделаны «сплетенные из волос косы». Нынешние хранители «старухи» почему то не вспоминают об этом факте и не пытаются приблизить её облик к исторически достоверному. Кроме того, я как-то видел фотографию «Хуртуях тас» начала XX века. На ней лицо и нос было обведено по контуру белой краской, а ото рта вниз вели следы бурого цвета весьма напоминающие кровь. По-моему, «старуху» не только сметанкой подкармливали…
Продолжение следует...