День 7-йЗавтрак, расфасовка продуктов. Решили брать на шесть дней, рассчитывая дойти до Тайменного. Продукты посчитали удачно, не много не мало, в самый раз. Хотя некоторые хомячки и страдали от "недоедания".
Пошли на лодке через Верхний Тагасук. Условились так. Борис нас ждет через пять дней. На берегу оставляет весельную лодку. Приходим, двое уходят на веслах до базы, затем Борис забирает всех на моторе.
Высадились и в 13 часов пошли. С утра кто-то спрашивал "а броды будут?". Метров 30 леса и мы на болоте - мох сплошным толстым ковром покрыл гладь стоячего озера, затянул его почти целиком, оставив лишь небольшое окошко в центре. Идешь по мху, мягко пружинить и покачивает. А под ногами ничего. Нырнешь - поминай как звали. По болоту растет клюква. Болото с километр, затем еще километр болотины. Кочки, вода, грязь. Местами проваливаешься по колено и глубже, ботинки засасывает. Но утонуть уже не утонешь. Идем гуськом, но стоит оторваться метров на 10 вперед и людей не видно - растительность густая, следы на болоте плохо видны. Дошли до озера Подгорного и пошли дальше. Все болото и трава по пояс. Комары все также едят. Тропа заросшая ходят по ней редко и Борис пару раз петлял ища тропу. Попутно подновлял зарубки на деревьях. Часа через два вышли к р. Тагасук. Мимо водопада промахнулись. Вышли к реке, пытались услышать, но ничего кроме комариного звона в ушах не было. Сверились с ГПС и картой, оказалось вышли примерно на километр выше по течению.
Здесь мы с Борисом распрощались. Он пошел рыбачить, а мы перешли реку и отправились искать дорогу наверх. Тут и началось самое интересное. Как оказалась километровка имеющаяся у нас была весьма схематичной. По пути мы пересекли два или три крупных ручья, которых на карте нет. Рельеф тоже оказался изрезанным намного больше. Мы постоянно переваливали через горки набирая и сбрасывая высоту. Иван шедший впереди постоянно показывал следы - это медведь пучки ел, здесь валялся, вот отпечаток лапы, задир на дереве... Вдруг приостановился и спросил "слышал? вроде рявкнул". Я ничего не слышал из-за разговора, а кто шел последним видел как от нас убегал медведь. Трава высокая - по пояс и выше, что под ногами не видать. Склон крутой. Подниматься тяжело. Шли долго. Самое интересное что на горе болота стоят. Долго идешь в гору, поднимаешь наверх а там болото. Ноги промокли насквозь. Что самое неприятное - в ботинок натекла вода, подкладка и кожа напитали в себя воду и каждый ботинок стал весить килограмма по два. На ходьбе из ботинок выдавило воздух и ногу сдавило. Такое ощущение возникает, когда в резиновых сапогах заходишь глубоко в воду - чувствуешь как водой плотно обтянуло все ногу.
Когда тянешь ногу вперед, то чувствуешь как воду тянет из ботинка вслед за пяткой как насосом. Наступаешь на ногу и вода обратно вдавливается в ботинок. От многочасового прибывания в воде кожа на ногах размокла и набухла складками. Пока идешь не чувствуешь, а когда снимаешь ботинок острая боль - будто шкуру отдирают живьем. Выручает йод - обеззараживает и подсушивает кожу. Иначе можно заработать грибок и тогда каждый шаг - настоящая пытка.
Вечер. Идем в крутую гору. Жарко. Вокруг накомарника комариный вой. Руки кусают постоянно. Ноги промокшие насквозь, а пить нечего. Воды нет. По карте до родника еще далеко и он с противоположного склона. Пить хочется, под ногами влажная почва, но воды нет. Устали. Становиться на стоянку без воды тоскливо - чаю не напьешься, каши не сваришь, утром опять без воды не понятно сколько. Снежников по дороге не встречалось, низко еще. Остановились, показалось, что слева шумит родник. Отошли 20 метров, прислушались - ничего кроме жужжания мошки нет. Прошли вправо - тоже ничего нет. Плохо. Надо становится на ночевку, а негде. С тяжким вздохом одеваем рюкзаки и видим между камней маленькую лужицу! Очень маленькую, литров на пять не больше. Потихоньку черпаем велобутылкой воду, пьем. Вода оседает очень медленно, появилась надежда... набрали бутылки - вода стоит! Или начало родника и потому почва вокруг влажная или грунт вокруг напитал много воды и она постепенно стекает в этот природный кувшин. Сразу все повеселели, в 20 метрах выше нашли ровную площадку. Вода есть. Это главное. Дрова тут всюду - все поросло пихтой и реже кедрами.
Редкой красоты закат удалось увидеть - солнце сквозь тучи бросало розово-сиревые лучи на хребты гор. Сквозь тучи и вершины гор они расходились четкими радиальными линиями.
Тепло костра, да запах чая со смородиновым листом, да гречки тарелка - вот и все что надо человеку для радости в таких условиях.
Цыганский табор. Справа Михаил.
Немного о том, как ходят местные.
Во-первых, оружие. Без него никуда. Борис был с карабином. Иван с двухстволкой, а-ля doom2, выпуска 1976 года. В сапоге тесак самодельный. Такой делается за час. Начерно ободрать заготовку на наждаке высверлить и посадить на хвостовик гарду из пластины латуни и насадить брусок березы, по быстрому придать форму всему. Зато дешево и быстро.
Забегая вперед расскажу, какой у Коли разговор состоялся с местными. Рассказал им что медведя встретили, что назад шли одни. Они спросили "а ружье то у вас было? Нет?! Ну вы и придурки!!!". В общем в их сознании никак не умещалась целесообразность таскания рюкзаков под 20кг сначала по тайге, потом по куруму в местах где медведи гуляют как дворняги по деревне и при этом не иметь с собой оружия. Мне интересно, согласились бы они идти с нами без оружия? И вообще путешествовать таким образом... Думаю далеко не многие.
Во-вторых, бытовые вещи. У Ивана кроме ружья (примерно 4 кг) был самопальный рюкзачек (гнутая алюминиевая трубка с широкими лямками из очень толстого материала, такой примерно используют в ременных передачах). В этом рюкзачке пластиковый кан для рыбы (в нем переносятся продукты), да еще чего то по мелочи. Вес 4-5 кг.
Михаил нес побольше (для тренировки) в общей сложности у них на двоих было:
1 котел
2 кружки
2 ложки (тарелок не брали, оно и логично).
Гречка и рис
Кофе
Тонкое одеяло на подстилку
Легкий тент синтетический (чехол от чего-то).
Все.
Сменной одежды, обуви и прочего не было. Только то, что на себе. Михаил еще имел накомарник. Иван нет. Топора не было. Возможно потому, что мы несли. Топор они использовали.
Стоянку обустраивали так. Под пихтой срубали нижние ветки. На оставшиеся сверху ветки надевали тент чехлом (т.е. как бы прятали ветки в чехол). Получался навес, чуть меньше роста человека. Под пихту стелили одеяло. Дров побольше на ночь, вот и все. На второй стоянке навес не делали, т.к. спали под кедром с очень пушистой кроной.
Ходят в болотниках и резиновых сапогах. Я сильно завидовал первым. Т.к. свои промокшие насквозь треки до сих пор сушу на балконе.
Впрочем Вика умудрялась высушивать свои треки у костра. Но они у нее из кордуры, она быстрее сохнет. И фонарики как ни как защищают от попадания воды внутрь ботинка. Зато я себе мог позволить уронить камушек на ботинок или сильно запнуться об камень/бревно - жесткая кожа ботинка берегла пальцы.