Обь-Енисейский водный путь
10-27 июля 2005 года
Мы, пятеро красноярских велосипедистов, в июле 2005 года за 14 дней проделали на велосипедах почти тысячекилометровый путь от Оби до Енисея: пос. Колпашево – пос. Белый Яр – пос. Катайга – шлюзовая система Обь-Енисейского канала – д. Безымянка - пос. Александровский шлюз – пос. Новый Городок - пос. Фомка – пос. Ярцево. Часть нашего пути лежало по бездорожью, через тайгу, болота и полчища комаров. Строго говоря, маршрут считается непроходимым посуху, до нас его преодолевали лишь дважды – в 2001 году джиперы из Новосибирского автоклуба «Off Road Master», которым для этого потребовалось около двух месяцев и в 2002 году трое красноярских велосипедистов под руководством В. Черникова (не весь путь удалось пройти на велосипедах).
Легенда маршрута
Обь-Енисейский водный путь, называемый каналом, был построен в конце 19 века и был призван соединить две великих сибирских реки. Во время строительства не предполагалось строить железную дорогу, хотели проложить в Сибирь водный путь, с помощью которого окончательно закрепиться на этой территории (опасались, что пустующие земли могут занять китайцы). Также планировали использовать путь в торговых целях. Канал функционировал недолго, сейчас даже в Томске и Красноярске немногие знают о его существовании, а местность вдоль канала заселена лишь немногочисленными старообрядцами.
Чем нам был интересен этот путь?
Прежде всего, этим путем на нашу землю 400 лет назад по воде пришли экстремалы прошлого - казаки, покорившие Сибирь. Нам хотелось испытать трудности, с которыми столкнулись наши далекие предки и повторить их путь.
Во-вторых, нам показалось интересным и символичным, что год начала строительства Обь-Енисейского канала (1883) совпал с годом, когда в России (в Москве) прошли первые соревнования велосипедистов.
Ну и, конечно же, всякому байкеру-путешественнику приятно сознавать, что он прошел там, где раньше пройти не удавалось.
Участники: люди и велосипеды
Константин Поддубный. 1968 г. р. Руководитель похода, механик, повар. Член Красноярской краевой федерации по триатлону и маунтинбайку. Обладатель кубка г. Красноярска по МТБ-2005 в категории «Ветераны». Велосипед: SCHWINN Rocket 2 + upgrade.
Владимир Черников. 1950 г. р. Инициатор и идейный вдохновитель похода. Организатор и проводник. Руководитель Красноярского велоклуба «Грязные носороги». Известен как «Архитектор» за вклад в строительство трасс для соревнований по МТБ. Велосипед: титановая рама, изготовленная в Нижнем Новгороде по индивидуальному чертежу, жесткая титановая вилка.
Андрей Бузов. 1966 г. р. Портной, ответственный за связи с местным населением. Велосипед: Trek 4900.
Антон Петров. 1979 г. р. Завхоз и казначей. Велосипед: Wheeler Proride 1900.
Оя Грицкова. 1980 г. р. Летописец, доктор. Велосипед: Jamis Cross Country 2.0.
«На берегу»
К походу, конечно, готовились заранее. За сезон каждому надо было накатать не менее 1500 км. В январе-феврале катались по снежной целине Красноярского водохранилища, которое зимой замерзает (как известно, снег и песок – весьма похожие субстанции).
Готовя к походу велосипеды, думали прежде всего о резине, оптимальной для прохождения песка, пробовали её на снежной целине и изучали всевозможные форумы.
Владимир Черников перед походом проделал огромную организационную работу. Он заранее установил контакты с людьми, которые могли быть полезны в дороге: с байкерами из Томска (на первомайские праздники проходил совместный велопробег Новосибирск-Томск с участием красноярских, томских и новосибирских байкеров); с егерем заповедника, по территории которого нам предстояло ехать; со старообрядцами, которые выслали нам карту шлюзовой системы.
Отдельным пунктом в подготовке значилась защита от комаров и прочих кровососущих. Мы даже купили ультразвуковые приборы, отпугивающие комаров, но на практике они оказались неэффективными. Андрей Бузов сшил всем специальные рукавицы. Нелегко было с подбором одежды: она должна была быть достаточно плотной, чтобы комары не прокусили (правда, впоследствии выяснилось, что отдельным представителям кровососущих нипочем даже памперс велотрусов), но в то же время «дышащей», чтобы не «свариться» от жары. В результате мне пришлось сшить себе рубашку, которая внешне напоминала ночную. Немалый процент нашего багажа (по крайней мере, у меня) пришелся на долю репеллентов.
Удалось привлечь спонсора – Красноярский спортивный супермаркет «Спортмастер» оплатил нам транспортные расходы.
Наш путь
В путь мы отправились от Красноярской часовни (той самой, что изображена на десятирублевой купюре). Нас приехали проводить многие друзья-велосипедисты. Отъезд активно освещался прессой, зато по маршруту предстояло немало участков, где выйти на связь не представлялось возможным даже по рации.
Из Красноярска до Томска мы добрались поездом, с пересадкой на ст.
Тайга. В Томске нас радушно встретили местные
друзья-байкеры. После общения и велосипедной экскурсии по
городу, отправились на микроавтобусе к месту старта - районному центру пос. Колпашево, расположенному на
Оби, в 330 км к северу от Томска. Равнинный рельеф Томской области сильно контрастировал с привычными красноярцам нескончаемыми холмами.
Дорога от Колпашево до пос. Белый Яр, отмеченная на карте как асфальтовая, на деле оказалось гравийной, идущей вдоль реки
Кеть, вода которой имеет
красноватый оттенок из-за высокого содержания железа. Запомнились необычные названия пересекающих дорогу речек:
Пизика,
Чачамга,
Материчная,
Мулёшка.
Гравий был самым лучшим участком
дороги. Какое-то время нам даже удавалось держать среднюю скорость 29 км/ч, несмотря на рюкзаки.
Опытным путем было установлено, что оводы могут развивать скорость свыше 30 км/ч – на такой скорости они не отставали от велосипедистов. По мере продвижения число насекомых все увеличивалось. Обнаружилось, что у них есть свои предпочтения: меня кусали меньше, чем мужчин, некоторые цвета одежды их привлекали больше других и т.д.
В пос. Белый Яр мы приняли сероводородный душ в специально построенной бане. Если в Колпашево лишь немногие местные жители слышали о канале, то здесь были осведомлены значительно лучше и постоянно выражали уверенность в том, что на велосипедах мы там не пройдем.
От Белого Яра до Катайги – 230 км очень сложной
песчаной дороги, на части которой, однако, проложена
бетонка для вывоза леса, весьма облегчившая путь велосипедистам. Облегчил путь и грозовой ливень: промочив насквозь одежду и обувь, он, однако, значительно прибил песок, сделав его менее рыхлым. На этом достаточно длинном участке пути расположено всего две деревни – Клюквинка и Степановка.
На переправе через
Кеть нас встретила обещанная
гадюка. В ожидании парома, мы решили искупаться, и тут навстречу выплыла крупная змея. Она переплыла достаточно широкую реку, а затем застыла на берегу, какое-то время позируя перед объективом, после чего уползла.
От Катайги, через Кеть-Касский комплексный заказник, начинался самый сложный участок пути – вдоль Обь-Енисейского канала. Выехав из посёлка, мы обнаружили на зеленой траве очень крупные белые льдинки совсем недавно прошедшего
града, которого нам счастливо удалось избежать из-за нерасторопности Ои, которая как обычно долго упаковывала свой рюкзак (как беззлобно подтрунивали мужчины – «пудрила носик»).
30 км к северо-востоку от Катайги пролегала накатанная гравийная дорога, а сразу после
моста через реку Ломоватая начинался так называемый Баронский тракт.
В течение следующих пяти-шести дней нам предстояло блуждание по болотам, броды, поиски тропы, постоянно мокрые ноги и отсутствие цивилизации. Болота перемежались с островками соснового леса, по которым вела
тропинка, постоянно преграждаемая поваленными деревцами. От Катайги до Генеральского болота нам помогал местный проводник – сын начальника Кеть-Касского заказника. Благодаря ему, мы смогли не только сбиться с пути, но и обнаружить несколько
шлюзов и заброшенных
кладбищ строителей канала.
Граница Томской области и Красноярского края встретила первой старообрядческой заимкой и мошками вместо комаров. В д. Безымянка устроили дневку, остановившись у главы администрации. Парни даже съездили помочь ему на покосе. По рации сообщили в Красноярск, что поход проходит по плану.
От Александровского шлюза – последнего в шлюзовой системе – экспедиция вновь вышла на песчаную дорогу, за день преодолев 90 км песков до пос.
Новый Городок. От Нового городка – 40 км «дурнины» – очень сложной грязевой дороги, частично заваленной корягами и с огромными лужами. Затем 10 км по траве вдоль покосов и, наконец, желанная цель – величественно развернувшийся
Енисей. Мы сделали это!
Нам осталось лишь переправиться через протоку (в этом нам помогли старообрядцы из деревни Фомка, отмеченной на карте как «нежилое») и проехать 40 км по галечному
берегу Енисея до поселка Ярцево.
Ярцево расположено значительно севернее Красноярска, добирались на теплоходе 2.5 суток, благодаря чему успели немного отдохнуть от тягот путешествия еще до приезда домой.
Дороги
В общей сложности мы преодолели 920 км, из которых лучшей частью были 200 км гравия. Более 400 км пришлось на
рыхлые пески лесовозных дорог, которые были сложны и для людей, и для байков. Дежурной шуткой в песках у нас стало: «Ничего себе пляжик отгрохали!»
Когда в песках нас застал жуткий ливень с грозой, казалось, что молния сверкает между байкерами, едущими впереди. Иногда байк уходил в лужу всем колесом, сами мы вымокли до нитки.
От Катайги до Александровского шлюза очень часто
дорога представляла собой лесную тропку, пересекаемую поваленными бревнами и ветками, которые приходилось перепрыгивать (а иногда – перелазить) буквально каждые 20-30 метров (с этой целью специально поставили пониже седла и ослабили ход передней вилки).
Еще были
затопленные гати, грязевая дорога,
бревенчатые тракты, прибрежная галька да и просто едва заметным
тропинкам в болоте. Несколько раз приходилось форсировать речки с топким дном
вброд, иногда –
по грудь в воде, держа байк на вытянутых руках. Раздеться на переправах не удавалось из-за обилия
кровососущих насекомых.
Но, конечно же, по сложности вне конкуренции были болота. Там нам приходилось двигаться по полусгнившему
баронскому тракту (его проложили вдоль рек при строительстве канала и назвали в честь барона Аминова). Когда идешь по
колено в болоте, нащупывая в трясине ногой бревна баронского тракта, а велосипед тащишь на плече наряду с рюкзаком, волей-неволей забываешь о тех сотнях комаров, которые настойчиво пытаются прокусить одежду.
Всем нам случалось проваливаться в болота по пояс, иногда было сложно вытащить из трясины ботинок, иногда при этом сверху оказывался
велосипед. Приходилось балансировать на бревнах с байком, с трудом удерживая равновесие. Здесь дежурной шуткой стало «Ну когда же кончится эта Венеция?». Временами баронский тракт терялся, и приходилось идти через болота напрямую, без тропы, ориентируясь по компасу.
Экстрим от природы
Пока наш путь пролегал в местах населенных, редкий встречный не пугал нас медведями. Например, близ пос. Катайга мы остановились на ночлег неподалёку от дороги. Заинтересовавшиеся экспедицией мужчины из местной почтовой машины рассказали, что в этих краях пошаливает медведь, и сами они не решились бы ночевать в палатках без ружья даже одну ночь. Еще они интересовались, почему мы без вертолета сопровождения и съемочной группы, как, например, новосибирские джиперы…
Вдоль дороги нам довелось увидеть волка и лису. Что же касается медведей, то их
следы мы встречали постоянно, в болотах и вовсе иногда шли именно медвежьими тропами. Иногда следы были совсем свежими. Но самих медведей мы не встретили, как нам и ожидали: эти звери не любят шума и всевозможных механизмов. Но держаться всегда приходилось вместе (впятером можно создать больше шума; нескольких близко стоящих друг к другу людей зверь может принять за одно большое животное).
Страшным испытанием были огромные
комары, мошки, оводы и слепни. Даже в жару приходилось ехать в накомарниках и плотной одежде. Репелленты практически сразу смывались потом, так как при обилии одежды и температуре воздуха от 20 до 30 градусов тело потело непрерывно.
Во время езды нередко приходилось отрывать руки от руля, чтоб прихлопнуть насекомое, в то время как дороги были достаточно сложными. Комары моментально находили места, где ткань натягивалась (колени, затылок, голени), долбили целенаправленно туда. Накомарники и перчатки снимали в основном лишь для того, чтобы поесть, предварительно намазавшись репеллентами (хорошо помогает гель «Комарэкс» и «Москитол», а в палатке - тлеющие спиральки "Москитол"). В противном случае, незащищенный участок кожи становился почти сплошь черным от насекомых. Поставив палатку, при свете фонарика минут десять давили успевших проникнуть комаров. Засыпали под гул сродни аэродромному. Выйти ночью из палатки по нужде представлялась совершенно невозможным: иначе всем жителям палатки приходилось просыпаться и давить комаров. Несмотря на плотную одежду и репелленты, область голеней и коленей у всех нас была сплошь искусана - ни одного целого квадратного миллиметра.
Иногда приходилось пить воду прямо из болота, так как другой попросту не было. Когда ехали по пескам, еда и чай всегда тоже были с песком. В болотах, где господствовали комары, в супе насекомых всегда оказывалось больше, чем тушенки или рыбы: они летели на тепло. Думаю, содержание насекомых в супе достигало 10 %.
Девушка в походе
Так случилось, что я была единственной девушкой в походе. Мое участие было той еще авантюрой, особенно с учетом того, что я начала активно кататься лишь за два месяца до поездки. В моем активе было лишь 3 небольших велопохода (2, 3 и 5 дней). У меня не было опыта езды по песку либо снегу. Тем не менее, организаторам похода удалось убедить меня, что я справлюсь.
В первый день песков я упала раз десять – заносило, не справлялась с управлением. Но пришлось освоиться – выбора не было. Особенно тяжело пришлось в болотах, когда байк вместе с рюкзаком попросту приходилось нести. На самых сложных участках мужчины мне помогали, но я старалась по возможности справляться с препятствиями самостоятельно.
Старообрядцев несколько шокировало присутствие одной девушки в компании нескольких мужчин. Одна из женщин предположила, что я приехала с мужем, который взял меня в поход и везет на багажнике. Дети требовали от меня демонстрационных заездов по двору. Но лучше всех определил мою роль в поездке отшельник Фёдор, живущий совсем один среди болот и выбирающийся в поселок 1-2 раза в год. Посмотрев на меня, он спросил: «А девушка вам для веселья?»
Так или иначе, я ни на секунду не пожалела о поездке.
Итоги поездки. Люди и байки
Про наши травмы, слава богу, рассказывать особо нечего. Антон лишился ногтя, когда засунул палец в дисковые тормоза вращающегося колеса – усталость сказывалась на внимании. У меня затекала и практически не работала кисть. Вероятно, дело было в том, что у байка были срезаны участки грипс и площадь оказалось недостаточной для комфортного положения рук. А может быть, просто с непривычки. Так или иначе, во второй половине похода переключаться правой рукой не получалось, приходилось задействовать левую.
Что касается байков, то они тяжело перенесли пески - цепи очень сильно износились и растянулись, кассеты и системы стали походить на акульи зубы.
Песок был везде. Когда ехали лесными тропами с поваленными ветками, последние поднимались колёсами и попадали в переключатели. По этой причине были свернуты петухи у двоих членов группы, но, к счастью, петухи были выправлены собственными силами. Езда по глубоким песчаным колеям, в том числе в дождь, привела к практически полному
износу тормозных колодок, особенно на гидравлических тормозах. При этом именно в этот день начался холмистый рельеф. Таким образом, двое из нас проехали около 600 км без тормозов, а остальные тоже иногда не могли воспользоваться своими, когда «безтормозные» оказывались за спиной и кричали «Быстрее, я без тормозов!»
По нашим наблюдениям, протектор резины, рекомендованной всемирной паутиной, оказался слишком агрессивным и зарывался в песок при снижении скорости. Из нас лучше всех подобрал резину Антон Петров - широкую с мелким протектором - Schwalbe Fast Fred 2.35. На ней он передвигался по пескам «аки посуху», как мы выражались.
Сложно оказалось угадать и с тормозами. Я была единственной, у кого были ви-брейки, хотя мне настоятельно рекомендовали поставить дисковые, мотивируя тем, что «брейковые» тормоза ненадежны в условиях грязи и влажной погоды. Но получилось так, что в условиях похода именно мои «брейки» пострадали меньше всего и работали наиболее стабильно. Просто во время дождя мокрый песок попадал на роторы дисковых тормозов и проводил к стачиванию колодок из-за маленького зазора между трущимися поверхностями. Ви-брейки же спокойно пропускали мокрый песок.
Зато контактные педали для песчаных дорог оказались очень даже актуальными. Без контактов мне приходилось сложнее, чем другим. Зарывшись в глубокий песок, было гораздо сложнее возобновить движение.
Большинство велотуристов предпочитает ездить с рюкзаками-велоштанами, которые крепятся к багажнику. Но в условиях нашей поездки, где часто приходилось перетаскивать велосипед на себе, а значительную часть пути составляли рыхлые пески, они были бы совершенно непригодны. Мы ездили с заплечными рюкзаками (около 40 литров), а на багажники крепили лишь мешки массой 3-5 кг.
Болезни: кроме вышеперечисленных проблем – повышенная температура у Ои из-за долгого пребывания ног в воде, у большинства членов группы – расстройство кишечника из-за постоянного употребления болотной воды.
Перечень поломок/проблем с байками во время похода:
Владимир Черников:
1. Перестал должным образом работать задний переключатель. Причина - мокрый песок.
2. В ноль сточенные колодки дисковых тормозов (2 компл.). Причина - мокрый песок.
3. Стук в рулевой колонке. Причина - песок.
4. Порвана цепь. Причина - чрезмерная нагрузка.
5. Заклинивание педали. Причина - отсутствие защитного колпачка, песок.
6. Поломка багажника. Причина - вибрация и чрезмерная нагрузка на него.
7. Поломка велокомпьютера. Причина - обрыв провода от датчика.
Константин Поддубный:
1. Погнут петух. Причина - наезд на пень.
2. Прокол камеры. Причина - металлическая проволока.
3. В ноль сточенные колодки дискового тормоза (1 компл.). Причина - мокрый песок.
4. Поломка датчика велокомпьютера. Причина - попавшая ветка.
Андрей Бузов:
1. Лопнули покрышка и камера. Причина - естественный износ.
2. Погнут петух. Причина - попавшая в ЗП ветка.
3. Порван тросик ЗП. Причина - естественный износ и попавшая в ЗП ветка.
Антон Петров:
1. Блокировка амортизатора вилки. Причина - песок.
Оя Грицкова:
1. Погнут петух. Причина - попавшая в ЗП ветка.
2. Порвана цепь. Причина - естественный износ.
3. Люфт в задней втулке. Причина - естественный износ.
Прекрасное и удивительное
Наша нелегкая «покатушка» не сводилась к простому педалированию и преодолению препятствий. Мы осмотрели музеи
Томска, Катайги, Белого Яра и Колпашево на предмет истории строительства канала; посетили почти все сохранившиеся шлюзы и то, что осталось со времен строительства и недолгого функционирования канала. Сейчас очень сложно представить, что среди туч кровососущих насекомых, в глубокой тайге, в болотах жили люди, стояли бараки, больница, магазин, церковь, кузница. Сейчас об этом напоминают лишь сохранившиеся топоры, лопаты, части механизмов, а также кресты кладбищ, в настоящее время заросшие мхом и слившиеся с таёжными красотами.
В настоящее время Владимир Черников работает над созданием музея канала в д. Безымянка.
На нашем пути было несколько старообрядческих поселений. В 30-е годы предки этих людей бежали вдоль заброшенного водного пути, спасаясь от советской власти и обустраиваясь близ шлюзов. Старообрядцы живут изолированно от цивилизации, носят длинные бороды, сами шьют одежду, пекут хлеб. Зарабатывают добычей пушнины, сбором белых грибов и ягод. С нами они были удивительно гостеприимны, угощали нас и предлагали ночлег. Старообрядцы выглядят людьми полностью самодостаточными и пребывающими в гармонии с собой и окружающим миром.
Очутившись в старообрядческой деревне, словно попадаешь в прошлое, лет на 200 назад.
Каким бы удивительным это ни показалось, но, продвигаясь по болотистой тайге, складывается впечатление, что за 400 лет, прошедших со времен казацкого волока, мало что изменилось и природа пребывает здесь в первозданном виде. Повсюду – медвежьи тропы с самыми свежими следами; время от времени на дорогу выбегают зайцы; полведра окуней ловится на практически голый крючок на удилище из
простой веточки за время закипания воды в котле;
подосиновиков на ужин можно набрать, не удаляясь от лагеря далее, чем на 20 метров. Кругом растет в невиданных количествах всевозможная ягода:
черника, морошка,
голубика,
медвежьи ушки,
земляника, брусника, клюква.
В общем, нам не только удалось выполнить задуманное, но и увидеть удивительные вещи, получить огромный опыт велопутешествий в сложнейших условиях и испытать настоящие приключения.
Грицкова Оя © 2005
Фотографии Поддубного Константина
Маршрут:
Томская область (Кеть)
Красноярский край (Кас)