Томские публикации:
http://palatka.tomsk.ru/readmore.php?news_id=133 ,
http://palatka.tomsk.ru/readmore.php?news_id=138 ,
http://burabay.livejournal.com/1177.html#cutid1 . А также красноярский "Краевой вестник" (приложение к "Вечернему Красноряску" за 24.01.06 г.). В Интернете нет, поэтому прилагаю.
Носороги асфальта не любят
Томичи и красноярцы (тогда жители Енисейской губернии) последний раз встречались на Обь-Енисейском канале еще в то время, когда велось строительство, 114 лет назад.
Что будет, если соединить поход на авто и велосипедах? Да еще по таежным зимникам? Получится настоящее экстремальное путешествие. Именно так и поступила группа красноярских любителей приключений. Маршрут длиною 1500 километров, чтобы проехать вдоль заброшенного Обь-Енисейского канала. Всего пять дней. Один из участников - предводитель красноярского велоклуба «Грязные носороги» Владимир Черников со своим товарищем часть маршрута провел в седле велосипеда, пока ему в прямом смысле не переехал дорогу трактор. Удивительно, но участники на машинах смогли догнать байкеров только тогда, когда те остановились.
Транс-симбиоз
- Владимир Васильевич, отчего задумали такой странный симбиоз – велосипед и авто, да еще и зимой?
- Для велосипедистов зимние покатушки не новость, и ничего странного в этом нет. Да и симбиоз «авто-вело» тоже вполне нормальное явление. На самом деле, практически во всех дальних путешествиях, которые организует наш велоклуб, очень часто присутствует другой транспорт – поезд, автобус или даже самолет. Часто к местам путешествий просто невозможно добраться иначе, а ехать на велосипеде очень долго. Кроме того, «носороги» не любят асфальта, предпочитая трудные дороги, а авто или поезд – это порою единственный способ как можно быстрее миновать шоссе.
- Однако данное путешествие все-таки отличается от ваших обычных покатушек?
- Да, тут в основном правили бал автомобилисты. Байкеров было только четверо, из них на велосипеде – двое. Этот поход изначально задумывался как доступный для широкого круга участников – тех, кто умеет ездить на машине или готов составить водителям компанию, и конечно, для велосипедистов. Из профессионалов – Андрей Китаев на ГАЗ-66, специально подготовленном для автогонок. Он не только вытаскивал джипы своей мощной «шишигой» из снежных заносов, но и помогал с ремонтом, неизбежным в такого рода путешествиях.
Члены нашей экспедиции – обычные горожане, любящие приключения. И мои знакомые, друзья. Сергей Шабалин (радиопозывной «Форд») катался с нами на байке, участник организованной москвичами автоэкспедиции Мурманск-Владивосток, Юрий Черников (позывной «Тойота») – мой однофамилец, с которым я совершенно случайно познакомился и подружился. «Велоносорог» Андрей Бузов всего за десять дней до похода приобрел «Шевроле-Ниву» и, конечно, не смог удержаться от соблазна поехать на машине. С советником губернатора по туризму Евгением Пащенко, автором знаменитой «Царь-рыбы» на смотровой площадке около п. Овсянка, я тоже был знаком не один год.
Первоначальный план был таким – доезжаем до Енисейска на машинах, а потом байкеры едут по трассе своим ходом. К сожалению, этот замысел не совсем получился. Удалось проехать на велосипеде всего 90 километров. После того как меня обогнал огромный бульдозер К-700 с лопатой, зимник сделался совершенно непроходимым для двухколесного транспорта. До этого момента я ехал со скоростью 20-25 километров в час, а после трактора... пошел. Кстати, с такой же скоростью передвигались и едущие вслед машины. Потому и догнать не могли. Очень уж ухабистый этот зимник, яма на яме.
- И что было после того, как вы пересели на авто?
- Проехали еще сотню километров и попали на давно не чищеный очередной зимник с тридцатисантиметровым слоем снега. Это еще сто тридцать километров. Дорогу в этих местах никто не прокатывает, так как здесь населения почти нет.
- Слышал, что колонна выстраивалась каким-то определенным образом?
- Да, впереди постоянно ехал «Форд F-150». За ним «Нива», полноприводный микроавтобус «Тойота» и УАЗ-469. Замыкал процессию ГАЗ-66. Это было сделано по двум практическим соображениям. Во-первых, грузовик выступал в роли тягача: если кто завязнет, то удобнее подъезжать. Во-вторых, если бы ГАЗ шел впереди, то после проделанной им колеи было бы очень сложно ехать остальным.
- Целью путешествия было не просто добраться до определенной точки на карте, но и встретиться с путешественниками соседней Томской области?
- Это было одной из главных задач путешествия. Дело в том, что томичи и красноярцы (тогда жители Енисейской губернии) последний раз встречались на Обь-Енисейском канале еще в то время, когда велось его строительство, то есть 114 лет назад.
- Встреча состоялась. Как она прошла?
- Мы заранее договаривались встретиться в самом начале 7-километрового канала около Водораздельного озера. По прибытию поставили два флагштока, на которые торжественно подняли флаги Красноярского края и Томской области. Томичей приехало 18 человек. Они тоже шли на пяти джипах, но в точку встречи приехали на снегоходах, оставив машины примерно в тридцати километрах. Дело в том, что с их стороны на пути лежали многочисленные топкие болота, илистые речки с крутыми берегами и огромное озеро. А лед везде пока еще тонкий, тяжелые машины не выдержит. Кстати, у томичей тоже был своеобразный симбиоз – восемь человек к месту встречи пришли на лыжах.
- Встреча вовремя состоялась?
- Мы опоздали почти на два часа. Попали на 30 километрах в снега метровой глубины. Машины постоянно проваливались то в ручей, то в плохо промерзшие болота. У ГАЗ-66 даже кабину подтопило.
Выбирались с помощью лебедок, копали… Сгрузили с «шишиги» снегоход и отправили его вперед в качестве своеобразной разведмашины.
- На велосипеде в точке встречи удалось покататься?
- Немного. Снегоходы томичей накатали неплохую колею. Вот по этому следу несколько километров и удалось покататься. Я съездил на озеро, где при минус 37 мы устроили с томичами соревнования на снегоходах (наш экипаж занял второе место).
А в общем, на встрече было очень весело – уха, пельмени. Сочиненный к случаю гимн спели, обменялись сувенирами, фейерверк запустили. По рюмке выпили. Глава старообрядческого общества нас с хлебом-солью принимал. Все по русской традиции.
- Владимир Васильевич, если сравнивать вело и авто, то чем отличается, так скажем, специфика пилотирования байка и машины?
- В свое время я несколько лет участвовал в автомобильных гонках. И уж потом пересел на горный велосипед. Могу сказать, что техника прохождения препятствий, как бы странно это не показалось, абсолютно схожа. Только вместо педали газа давишь на педаль велосипедного шатуна, да тормозишь не ногами, а двумя пальцами на руле.
- Рискованно ехать в такой разношерстной команде? Вдруг что, а профи «раз, два и обчелся».
- Удивительно, но уже на второй день у многих участников экспедиции возникло ощущение некоего единства. Наверное, за счет переговоров по рациям, совместного времяпровождения и устранения поломок. Тут не обязательно быть профи от автоспорта. Каждый, даже пассажиры, выполнял какую-то определенную работу, которую добровольно брал на себя сам. Почему-то приходит сравнение нашей колонны с железнодорожным составом. Но не с таким, где один локомотив тянет за собой сзади идущие вагоны, а с состоящим из нескольких тягачей. От чего силы только умножаются. Мы как-то быстро стали одной, объединенной общей целью, командой.
Живая история
- Владимир Васильевич, помнится, после вашего летнего велопутешествия на канал вы заговорили о прокладке там туристического маршрута. Как сейчас с этой идеей обстоят дела?
- По сути, нынешний поход и является туристическим. Притом вполне доступным, даже по деньгам. 3,5 тысячи рублей – такова себестоимость нашего путешествия на одного человека. В принципе, если тратиться на сувениры, оплату организаторов, теплый ночлег и питание у староверов, то вполне можно уложиться в сумму 5-7 тысяч рублей. Однако оно того стоит. Это будет яркое, запоминающееся на всю жизнь путешествие. Одно только общение со старообрядцами чего стоит! И только в это время года по льду можно подойти к шлюзам и руками потрогать историю. Летом такое сделать проблематично, потому что течение в шлюзовых камерах не слабое.
- Но для полноценного маршрута нужен комфорт.
- На озере Светлом, что в 17 километрах от крупного старообрядческого поселка Безымянка, уже стоят две избы, строятся баня, теплые туалеты. Вскоре тут будет настоящая туристическая база.
Хотя, честно говоря, и без этого мы не испытывали никакого дискомфорта. За время путешествия мы провели всего-то две ночевки вне гостиниц. Да и то сами так пожелали. И ничего страшного. Ну, вставали в пять-шесть утра. Непривычно, конечно. Или: однажды ехали шестнадцать часов кряду. Все это вполне по силам неподготовленному человеку – обычному туристу.
- Планируется что-то подобное летом?
- Летом на канал на автомобиле не пробьешься. Единственная дорога – это зимник. Но мы вновь собираемся на канал в конце мая. Пройдем маршрут на лодках по большой воде. Мы уже договорились со старообрядцами, что они одолжат нам свои «илимки» – пятнадцатиметровые дощатые лодки, больше похожие на морские баркасы.
А в том, что касается комбинированных маршрутов – вело плюс авто – то мы намерены проложить летом еще один такой, вдоль Маны. Очень уж здорово у нас получилось ездить командой.
Чистые и мирские
- А как старообрядцы отнеслись к идее организации турмаршрута?
- Я на канале уже в четвертый раз и раньше старообрядцы, честно говоря, держали с нами дистанцию. Мы-то «мирские», а они «чистые» по вере. В этом путешествии с нами встретился старообрядческий наставник. Оказалось, что мы можем ему помочь в получении духовной литературы и церковной атрибутики.
Старообрядцы в большинстве совсем не против организации нашего турмаршрута на постоянной основе. Более того, мы договорились, что туристы смогут посещать оставленные черноризцами скиты – женский и мужской. Ранее это были совершенно закрытые для посторонних места.
План-максимум же – создание музея Объ-Енисейского канала. Если будет маршрут, то будет и музей. Хотелось бы, чтобы он был устроен непосредственно на канале, не в Красноярске или Енисейске, а прямо там. Задумка такова – человек приехал, ознакомился с историей по музейным стендам, а потом пошел – и в буквальном смысле прикоснулся к ней. Скорее всего, наш музей будет находиться в одном из домов мужского скита. А в другом доме будет устроен музей монастырской жизни старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия.
- Что для этого нужно – деньги?
- Нет, нужен туристический маршрут. И тогда оба музея будут востребованы. Мы хотим рассказать русским людям об их истории, которой нужно гордиться. Показать, что организация жизни старообрядцами и есть исконно русская модель устройства общества, основанного не на насилии, а на равенстве и бескорыстной взаимопомощи. Которые являются основой духовности, здоровья, достатка и счастья.
Беседовал Марат Винский