To Stepan: Спасибо на добром слове. Приятно, когда люди следят за твоим "творчеством"))
Про "енисейское" золото. Не был современником описываемых событий, поэтому иногда пользуюсь источниками. Могу поискать, сообщить, но позже, катастрофическая нехватка времени, извините))
ПродолжениеЧетвёртый день. 25 мая. Верх.Аскиз – Верх. База – Бол.Сыр.В этот день случилась авария: у Лизы полетела втулка!
Вообще, подготовка к походу у сестёр Прохоровых была на высшем уровне: на китайские двухподвесы были установлены усовершенствованные багажники для велорюкзаков, сами рюкзаки, физподготовка, тематические велочехлы… Только техническое оснащение велосипедов не соответствовали высшим требованиям. Например, Жека весь маршрут проехала – обратите внимание – на самой малой задней звезде (там стоял шестерник), впереди – из тройника обычно стояла средняя шестерня!! На ее байке была проблема с манетками. А так как она в легкую заезжала практически в любую горку даже на этих передачах, мы не решились «ремонтировать» её оборудование. Как показало будущее, оказались правы – Жека доехала до финиша без проблем! Накануне похода наибольшие сомнения в физподготовке у меня вызывали именно сестры Прохоровы и Муха. Но оказалось, что самой физически неутомимой оказалась именно Жека: я в жизни не встречал более моторного человека!
По «физике» Лиза тоже была, мягко говоря, не из последних. Если бы не «китайские» проблемы с техникой…
Но задняя втулка рассыпалась напрочь, и младшую из сестер пришлось оставить в хакасском улусе Верхняя База.
Чему я был, конечно, не рад. В какой-то момент мне даже показалось, что всё, поход для нее закончился. Но, оказывается, я плохо представлял её характер. Уже на следующий вечер она вновь была с нами, на отремонтированном байке, с новым, более качественным суппортом, хлебом, фруктами, овощами и бутылкой коньяка! Привезли её обратно к нам на машине - за 150 км (!) -абаканские друзья. Напомню, что живет и работает она во Владике, и в Абакане ни разу до этого не была! Самая прямая иллюстрация к известной поговорке: «Не имей сто рублей…»!
Этот день был очень интересен именно своими дорогами по межгорным котловинами, истинно хакасской природой! Я не планировал ночевку на Большом Сыре, но дополнительная потеря времени, сначала из-за того, что на спуске «сложился» Борис, потом из-за «аварии» Елизаветы и задержкой из-за её «эвакуации» (громко сказано, так как, фактически, Лизу мы оставили в незнакомом хакасском захолустье)… Но доехав до Большого Сыра, я задумался: следующая «приятная» стоянка через приличное количество очень крутых горок… Есть ли смысл превращать поход в погоню за точным графиком? Тем более, Марина уже третий день жаловалась, что все её трусы грязные и она хочет стоянки возле воды.
Я надеюсь, Марина, читая этот «опус», поймет, что всё это шутки! Но было же!.. Общался я с ней вполне комфортно, даже несмотря на то, что буквально с первых минут знакомства, она проявила свой "ма-а-сковский" характер: это когда все вокруг тебе должны. Она попыталась с первого же дня «напрячь» меня («Как, ты не знаешь, что Леонид Ерёмин родом из Питера??? И про тебя говорят, что ты всё знаешь про Хакасию???»), но потом же весело и признала это: «А вот Женьку мы «прессовали» (она назвала имя, с кем они «прессовали» Хыха, не помню)! Добрейшей души человек! А ты вот не поддаешься…». И когда мы расставались, и она вынуждена должна была ехать с «несогласными», я видел, что вся эта «масковская» шелуха уже облетела. К тому же, и ехала она вполне достойно, обычно в головной части походного пелотона. И если в будущем Марина снова захочет принять участие в «Транс-Хакасии», я не буду возражать.
Пятый день. 26 мая. Бол.Сыр – М.Сыр – Буланкуль – Камыштинские пруды – Камышта – Ниня.Озеро Буланкуль последнее время становится все более популярным местом отдыха в Хакасии. На его берегах построены несколько баз отдыха, абаканцы покупают там землю и строят коттеджи. В летнее время там масса отдыхающих. Располагается озеро в межгорной котловине и дорога туда не проста, всё время вверх, вверх и вверх. Я это знал: вспоминаю, как три года назад мы преодолевали ее под конец дня и достигли цели предельно вымотанные. В этот раз я постарался спланировать этот путь на начало дня, когда все отдохнувшие и бодрые.
В первоначальных планах Буланкуля не было. Но отставание от графика вынудило изменить маршрут, отказавшись от куска Верх.Узунчул – Немир – Аххол – Тимир, что позже, оказывается, вызвало недовольство некоторых членов группы. Но тогда я этого не знал. День был жаркий, и мы мечтали пару часов побатониться на озере.
В этом году получилось так, что после зимы сразу наступило лето! По крайней мере, для меня. Еще пять дней назад я ночью мёрз в спальнике, одетый еще и во всю имеющуюся одежду. А с первого дня «Транс-Хакасии» установилась абсолютно летняя погода. В некоторые дни, думаю, температура воздуха достигала 30 градусов! На солнце, естественно, и гораздо больше! И мы, обласканные таким погодным роскошеством, уже предполагали, что приедем на озеро и устроим замечательное купание и загорание. Но, на озере стоял… лёд?! Мы малость забыли, что зима-то, оказывается, закончилась всего пять дней назад. В общем, купания не получилось…
Мимо Камышты я проезжал несколько раз. Мне представлялось, что это большое село с полным набором признаков цивилизации (в виде магазина). И был сильно удивлен, когда из разговора с местными жителями выяснил, что полноценного шоппинга у нас там не получится.
Магазин был, но совсем маленький, у кого-то из местных «на квартире». Зато удалось познакомиться с очень приветливыми хакасами. Вначале разговор шёл лишь о картошке, но после общения с хозяйкой дома – очень радушной пожилой хакасской – нам был обеспечен замечательный ужин с дополнительными продуктами в виде салата из куриных яиц и лука-батуна!
За ужином, неожиданно для меня, часть народа заявила, что они пойдут «своим путём». Не хочу разводить здесь «бадягу», демонстрировать своё мнение (которое, конечно же, имею). В конце-концов, каждый решает сам, что ему надо. Я в тот момент был предельно ошарашен. Но, поразмыслив, решил, может это и к лучшему! В результате, в моей группе осталось пять человек. Марина тоже хотела ехать с нами, но для нее не было палаткоместа и ей ничего не оставалось, как продолжать поход с отколовшейся группой.
Шестой день. 27 мая. Ниня – Чарков – Сагархая.Утро нас встретило изумительной погодой: яркое солнце, безоблачное небо – что еще нужно для приятного путешествия? Правильно, друзья! И они были со мной!
Закупившись в Чаркове продуктами, пивом и селёдкой, мы углубились в уйбатскую степь. На этот день у меня была намечена большая программа по поиску сагархайских пещер. На карте этого района их отмечено аж четыре штуки. Но в одной из них я уже побывал пару лет. Поэтому, задача упрощалась. Через пятнадцать километров подъехали к нужной горке, где предполагалась первая «дырка». А так как уже наступило обеденное время, мы взяли с собой только что закупленные на обед «продукты», велосипеды бросили под горой, и отправились покорять вершину.
Солнце зажигало по полной, но ветерок наверху приятно обдувал наши тела. Пока все обстоятельно осматривали один склон, Жека уже пробежалась по всей горе и доложила, что пещеры нет. Почесав лысину в глубоком раздумье, я философски заметил, что у нас в запасе еще две штуки, какую-нибудь да найдём. И стал чистить селёдочку к обеду. Приятно при полуденной жаре попить пивка с рыбкой на вершине горы с прекрасным видом на бескрайнюю степь!.. ))
Побатонив таким образом часика полтора, мы отправились на приступ хребта Сагархая, на этот раз уже с полной выкладкой. Поднявшись на хребет, мы замкнули на всякий случай велосипеды (хотя кого там было опасаться, в этом абсолютно безлюдном месте?) и отправились к горе Сагархая в поисках пещер. Впереди, как обычно, тусила Жека, еще до нашего приближения обследуя все лощины и извилины горы. Наконец, и первый грот. Земля вверху обвалилась, и сквозь образовавшуюся дыру было видно небо.
В одном месте на стене мы увидели следы от доисторического костра – окаменевшую сажу. В палеолите подобные гроты были очень востребованы нашими предками, где они укрывались от холода и крупных хищников.
Через полчаса следующая находка: уже вполне достойная пещера, метров на сорок уходящая вглубь горы.
Пол густо устелен «толстым-толстым слоем», нет, не шоколада, а гуано.
Видимо в прошлом здесь находили убежище тысячи летучих мышей. А может, и сейчас зимуют? Надо зимой съездить, проверить. Долго ломали голову над большой костью – от какого неведомого зверя она здесь осталась. На ее поверхности мы различили следы то ли от зубов, то ли какого-то каменного орудия. На всякий случай, я забрал ее с собой, что бы в городе выяснить у специалистов.
Однажды Лиза чуть не наступила на змею но, вовремя заметив длинный шевелящийся «шланг», с диким визгом сиганула прочь, напугав этим не только меня, но и саму змею. Которая, вместо того, что бы уползти в своё убежище, снова ломанулась точно в лизину сторону. Но на полпути, подняв голову и «просканировав» окружающее пространство, выбрала, в конце концов, верное направление.
В одном месте, мы сверху увидели большую странную надпись «NO» с каким-то треугольником в букве «О», проявляющуюся прямо на земле. Порассуждав немного, пришли к выводу, что это разведчики инопланетян предупреждают своих собратьев: «No, no!.. Не садитесь здесь! It's dangerous!!!» )))
Обследовав пещеру, мы решили возвращаться. Но я пошел к месту складирования велосипедов по склону, а Жека, конечно же еще не набегалась, сманила народ на траверс Сагархая… К стоянке (которую я уже организовал, пока они лазили по горным кручам) они пришли в совершеннейшем восторге!
С места нашего лагеря открывалась фантастическая панорама. Вдалеке виднелась голубая бусина Улугколя. Чуть ближе, хорошо просматривалось озеро Потага. Довольно большая вблизи, гора с забавным названием Кобельков, издалека представлялась не выше взрыхленной кучки грунта в детской песочнице. Слева нависала скальная вершина Сагархая. Дневная жара спала. Осталось только приятное вечернее тепло. Ветра почти не ощущалось. Ни одного человека в пределах видимости! И удивительная тишина…
Постепенно солнце скрылось за горным массивом Отопчалой, расположенном от нас точно на западе. А на востоке большим медным тазом, над нами взошёл полный и абсолютно круглый месяц… Расположившись вокруг импровизированного стола, мы разговаривали про увиденное этим днем. За беседой незаметно текло время. Не хотелось уходить в палатки и мы, занырнув в спальники, остались спать прямо под открытым небом…
Из палатки Санчеса раздавался богатырский храп…
Окончание следует...