8 июляУтром Саша встал опять раньше меня. Сквозь утреннюю полудрему я слышал как стучат капли дождя по палатке.
Выходить на улицу не хотелось, но организм требовал утреннего выгула. Дождь начинался и заканчивался каждые десять минут. Во время утренней прогулки метрах в тридцати от палатки я увидел отчетливо отпечатавшиеся на мокром песке следы.
Похожи на собачьи. В таком случае это был весьма крупный экземпляр.
Пока я фотографировал следы, Саня доварил кашу.
Переждав кратковременную грозу, мы увидели голубое небо и палатку собирали уже под палящими лучами солнца.
Но едва мы отъехали из-за хребта показался краешек новой грозовой тучи и послышались раскаты грома. Мы со всех сил понеслись к деревне Подкамень чтобы укрыться в металлической остановке, которая уже однажды в 2008 году спасала нас от непогоды.
Едва мы заехали под крышу рванул ветер и нас оглушили раскаты грома. Скрываясь от дождя нам даже пришлось встать на лавочки.
Капли падали вперемежку с градинами размер которых доходил до сантиметра в диаметре. Пережидая ливень мы прикончили остатки продуктов накопившиеся за последние дни - несколько конфет, сыр-косичку и трехдневной давности бананы. Дождь сделал паузу, которой мы воспользовались, чтобы выдвинуться в сторону Ошколя. Существенно похолодало. Горизонт был скрыт за серым туманоподобным маревом.
Всю дорогу до озера Ошколь мы ехали под непрекращающимся дождем. Мы промокли насквозь и едва останавливались становилось холодно. В такие минуты очень важно сохранять бодрость духа и не давать эмоциям выход наружу чтобы работа в команде не была в тягость.
На подъезде к Кирово в облаках появился долгожданный просвет. Странно, но название деревни на одних и тех же картах написано по разному. Где-то с буквой "а" на конце, где-то с буквой "о". Есть предположение, что раньше селение называлось Секта, правда точно это выяснить не удалось. Подъехали к автобусной остановке, заваленной конским дерьмом.
Последнее не помешало нам отобедать под крышей этой остановки. Дождь прекратился, и вскоре над головой было безоблачное небо.
Таким образом за пол дня погода сменилась кардинально с минуса на плюс четыре раза.
Следущий пункт на маршруте - Чебаки. Место, будоражещее воображение человека интересующегося историей.
Чем интересно это село? Во первых конечно же это древняя крепость Чебаки, точнее ее остатки, расположенная на горе в нескольких километрах от селения.
В этот раз к сожалению у нас не было времени увидеть ее. Во вторых это дом крупнейшего купца золотопромышленника Константина Ивановича Иваницкого.
Дом построен во второй половине XIX и изначально принадлежал купцу З.М.Цибульскому. История жизни Захария Матвеевича Цибульского это вообще отдельная история. З.М.Цибульский, выходец из крестьян Енисейской губернии, сумел подняться до крупнейших бизнесменов-меценатов тогдашнего Сибирского региона.
Более всего он известен как "отец-основатель" курорта Шира, на котором у него в свое время была построена усадьба(интересно было бы найти точное место), и, конечно, как человек, благодаря стараниям которого в Томске был построен университет. В то время около семи сибирских городов претендовали на право постройки университета. Уж не знаю был ли Красноярск в их числе, но решающим оказалось пожертвование на строительство ста тысяч рублей. Причем пожертвование было сделано с условием что университет будет построен в Томске. Что и случилось после соответствующего указа императора Александра II. После этого Захарий Матвееевич пожертвовал еще сорок
тысяч тогдашних рублей. Для строительства университета Цибульский и ряд купцов построили даже кирпичный завод, потому как имевшихся мощностей было недостаточно, да и тогдашние бизнесмены мало отличались от современных олигархов и просто напросто ломили цены на кирпич(18 рублей за тысячу) без всякого зазрения совести. Цибульский был известным томским меценатом, за что его недолюбливали коллеги по цеху при случае пенявшие ему что он зарабатывает дешевый авторитет среди населения. За все старания Цибульский получил орден Святого Владимира, звания коммерции советника и почетного гражданина Томска. После смерти Цибульского совладельцем вышеупомянутого кирпичного завода стал томский купец И.М.Иваницкий.
Иван Матвеевич Иваницкий был двоюродным братом Захария Матвеевича Цибульского и главным управляющим на Центральном в Мариинской системе приисков.
Ему досталось наследство Цибульского, а затем его сыну Константину.
Как правило фамилию Иваницкого связывают с легендарным рудником "Богом дарованный".
С 1899 года по 1917 год, на этом руднике было добыто 4576 кг золота. А начлось все с того что Алексей Ульчугачев нашел золотоносную жилу в долине Федоровского ключа. Источники называют Ульчугачева хакасом, хотя как я понимаю понятие "хакас" стало использоваться только с 1918года.
Как бы там ни было Ульчугачев продал жилу за бесценок купцу Дмитрию Федулову.
Федулов в свою очередь в сентябре 1897 передал рудник «Богомдарованный» на правах долгосрочной аренды Константину Ивановичу Иваницкому.
С 1918 по 1928 год горные работы не велись, рудник был законсервирован.
Страна задыхалась от братоубийственной гражданской войны и царивших голода и разрухи. В память о погибших в годы революции и гражданской войны, в августе 1922 года рудник «Богомдарованный» был переименован в «Коммунар».
Тут необходимо упомянуть как рудник перестал быть собственностью Иваницкого.
В 1895 г. в С.-Петербурге было организовано «Российское золотопромышленное общество» для разработки месторождений золота. Золотоносные россыпи разрабатывающиеся в Сибири и на Урале с начала XIX были в основном истощены, а разработка коренных месторождений требовала больших технических средств и как следствие больших капиталовложений. Доподлинно не известно, но говорят Иваницкий решил продать рудник «Российскому золотопромышленному обществу», почувствовав его обеднение. В "Золотороссе" тоже не дураки сидели и отправили для экспертизы несколько специалистов. Одного из них я хотел бы выделить особо.
В детстве я зачитывался книгой о том как несколько путешественников попадают в затерянный мир, то ли через жерло вулкана, толи через перевал в складке земной коры, где они встречают флору и фауну уже давно не существовавшую на земле. И чем дальше они продвигались, тем более древние экземпляры им попадались на пути. Книга просто шедевр. После ее прочтения просто невозможно не возжелать стать палеонтологом или археологом.
Надеюсь вы узнали. Конечно это "Плутония". Автор этой и других, не менее интересных, книг является Владимир Афанасьевич Обручев.
Личность легендарная, русский геолог, палеонтолог, географ, писатель-фантаст, первый штатный геолог Сибири, кстати, в 1890-х занимавшийся проектированием Транссибирской железной дороги. Так вот именно он, ровно 100 лет назад, в 1910 году по просьбе общества приезжал на рудник, с целью выяснения ценности месторождения.
Вот как он описывает свой приезд в Чебаки:
"В половине декабря я и М. А. Усов, которому я предложил быть моим помощником при изучении рудника, что давало ему случай познакомиться подробно с геологией интересного месторождения, выехали по железной дороге на восток.
На ст. Итат мы оставили поезд и наняли лошадей, чтобы проехать на юг до села Чебаки у подножия восточного склона хребта Кузнецкий Алатау. Было довольно холодно, мы ехали в кошеве, т. е. открытых санях с глубоким сидением, обитых рогожей. До Чебаков от станции около 180 верст, и мы прибыли на место поздно вечером, остановились у уполномоченного Богомдарованного рудника, инженера Захваткина, где после быстрой езды при сильном морозе в течение 15 часов могли обогреться, поужинать и выспаться."...продолжение следует