Для тех, кто не знает, Тункинские Гольцы – самый восточный отрог Восточного Саяна, вершины достигают 3 000 метров. Горы расположены в Бурятии.
Первая половина сентября в Тункинской долине и окружающих ее горах – очень красивое время.
Как добраться. Лучше поездом до Иркутска, потом на маршрутке до Аршана.
Мы ехали поездом от Красноярска до Слюдянки. Только это неправильно. Потому что из Слюдянки в Аршан сейчас (осенью 2010 года) ходит всего одна маршрутка в день – в 13:30. Мы приехали в Слюдянку в 5:47 – единственные туристы в этот час. Дошли до местного автовокзала, где узнали печальную правду про единственную маршрутку. Спал предрассветный город, спали продавцы копченой рыбы. Только бодрствующие таксисты пытались нас охмурить.
Мы немного посидели на привокзальной площади, посмотрели в ясное звёздное небо… до рассвета далеко… и решили ехать до Аршана на такси.
От Слюдянки до Аршана около 120 километров. Дорога идет по очень красивой Тункинской долине: золотые деревья, тучные (самое точное слово
) бурятские коровы, добротные деревни – и горы, так стремительно вырастающие из долины, такие открытые для обзора, что от них трудно оторвать взгляд.
В пяти километрах от Аршана находится селение Тагархай. Отсюда начался наш поход.
Утро на тагархайских пастбищах.Пастбища впечатляют. Буряты держат много коров и лошадей и (по виду) мало занимаются огородами. Часто можно увидеть такое: стоит дом, а в ограде ни капусты, ни моркови, ни ботвы – ровная зелёная лужайка.
Практически каждый распадок – это долина реки. В прошлом году мы вдоволь нагулялись по реке Толте (тропы там очень слабые, иногда забредают в непролазные заросли ольхи, то идут берегом по ненадежным и скользким камням, то упираются в брод).
А утром
10 сентября мы ищем реку Зун-Хандагай.
Читаем описание:
«Как проедешь/пройдешь последнее Тагархайское пастбище, дорога заходит за ограду и сразу развилка: одна дорога прямо, другая - немного левее, вроде как в объезд леса (они потом сходятся). Там вот практически прямо с этой развилки отходит ещё одна дорога (намного слабее, потом переходящая в тропу). Отходит вправо-наискосок. Вот по ней и надо идти. На возможных отворотах держать левее, оно и понятно - где-то там река. Минут через 40 (или меньше, если быстро идти) тропа выходит почти к реке (её должно быть слышно). И в этом месте резко отворачивает от реки и забирается высоко на борт долины. Дальше идёт по краю борта».
Все написанное было чистой правдой. Тропа нашлась и вывела нас на берег Зун-Хандагая. Мы запаслись водой и пошли вверх по тропе. Сахандалья пахнет так густо и пряно, что воздух насыщает. Мне так и думалось, что сегодня у нас на завтрак – запах сахандальи. Вообще, при долгом подъеме под рюкзаком особенно хороши простые мысли. Сложных и не остается.
Жарко. За день набираем почти тысячу метров высоты. Зун-Хандагай шумно бурлит по каменистому руслу далеко внизу. Тропа очень хорошая – четкая, но неразбитая и незахоженная, уютная, одним словом.
О, это она!
Сладкая и спелая, растет тяжелыми гроздьями, как виноград.
В верховьях прохладнее. Река выполаживается, голубая вода бежит по песчаному руслу.
Приближаемся к концу зоны леса. Вдали – Иглы Хандагая.
После обеда выбираемся выше зоны леса, и тут долину перегораживает морена. Верховья Зун-Хандагая – это рай для любителей морен, они большие, и их никак не обойти, только лезть. «Тропа» несколько облегчает лазание, но снизу ее не всегда видно, забираем лишнего влево, тропу видим справа внизу. Наконец к семи вечера выбираемся на травянистое плато к озерцу. Размышляем, не подняться ли выше, и тут зоркий взгляд Волка замечает на горизонте три очень быстро движущиеся точки. И масштабом эти точки подозрительно напоминают медведов. А что самое скверное, они находятся в большом цирке, в «устье» которого – мы. Выбраться из цирка можно либо путем аццкого медведо-лазания по стенам цирка, либо через морену, на краю которой стоим мы и тревожно вглядываемся в пасущиеся точки. Какие же они быстрые для своего крошечного масштаба!.. Приближаются? …! Быстро достаем горелку, поджигаем траву. Трава еле горит, но дымок поднимается. Приближаются или нет?..
Вставать здесь на ночевку крайне неуютно в свете складывающихся обстоятельств. Решили быстро спуститься. Быстро решили. Хотя бы до первых деревьев, чтобы развести нормальный костер. Побежали по тропе сквозь морену, сбросили немного высоты.
Темнело. Небо затянуло облаками. О, на этой высоте уже особые горные облака – они завораживающе медленно вытягивают длинные языки и, в то же время, быстро перебираются через хребты, заволакивают долину.
Волк ухитрился найти дрова в трех кедрах, развел костер.
Уже почти в темноте увидели вдали двоих человек, спускавшихся из цирка. Медведов они не заметили, зато сказали, что видели коз. Их (людей) палатка была ниже по течению, и они торопились к ней до темноты.
Оставшись одни, мы подумали, не могли ли звери быть лосями? Наверное, могли. Не хватало зоологического опыта, чтобы судить, насколько хорошо лоси лазят по моренам.
11 сентября.Утро.
Но солнце поднялось и разгоняло облака. Наш путь лежал к перевалу Динозавр (1А). Лирическое отступление: поскольку половине нашей группы (Волк) всё равно, где и как лезть, а для второй половины существует порог непролазности, то перевалы при планировании выбирала, в основном, я – ориентируясь на категорию и описание. 1Б там суровые. Для облегчения поисков на местности, у нас, кроме карты района, с собой были распечатанные фотографии перевалов.
Верховья Зун-Хандагая.
Еще один взгляд:
Выше по течению реки есть большие озера. К сожалению, мы их не видели, потому что свернули раньше на перевал.
Если вы любите морены, то вам стоит перелезть перевал Динозавр. Не то, чтобы морена на подходе к перевалу была ОЧЕНЬ большой, но для получения удовольствия ее достаточно – особенно пока солнце не просушило камни, и лишайники чуть скользят под ногами.
Стены пика Динозавр. Путь к перевалу - налево.
Лезем.
Под перевалом есть хорошая площадка для стоянки – относительно ровный кусочек тундры, по которому бежит ручей. Минуем площадку – и влезаем на еще одну морену, с самыми большими куруминами. Сверху видим, что, наверное, ее стоило облезть слева – но достоверно судить трудно, пока не полезешь, не поймешь.
Непосредственно подъем в перевал – это сыпучая тропка довольно большого градиента, натоптана прямо «в лоб». Аккуратно поднимаемся. Подъем не очень сложный, с рюкзаками чуть страшноватый, но вполне пешеходный – подходы к перевалу показались и длиннее, и сложней.
Вид с вершины перевала назад. Направо вниз – волшебная Тункинская долина.
По другую сторону перевала мы видим верховья реки Барун-Хандагай, пик Барун и седло перевала Бепкан. Солнечно и тепло. Но это такое особое горное тепло – жарко, но чуть зябко, как будто с изнанки подбирается холод. С перевала сделано несколько пересвеченных фотографий.
Примерно в 15:00 начинаем спуск. Камень некрупный и слоистый, часто едет под ногами. Угол нормальный, нестрашный. Спускаемся – на крупнообломочную морену. (Привет, морена...) Совершили еще один медленный бросок через крупные камни (вроде, и близко – и долго), и спустились в тундру.
Озеро под перевалом Бепкан.
Делаем небольшой привал над берегом озера – здесь чудесно – тепло и тихо, справа сплошной скальной стеной высится хребет – выглядит очень внушительно. Сделали вкусный чай на горелке.
Меланхолично смотрим на морену – не знаем, чего ждать. Нам налево и вверх по ущелью.
Обходим узкое ущелье по его левой стороне, там удобнее двигаться, камни сухие – похоже, обвал был не очень давно, и камни не успели порасти лишайником. Путь преграждает небольшой снежник, не столь хороший на вид, чтобы попробовать пройти его траверсом. Решили забраться повыше. На одном относительно сложном участке Волк отправил меня наверх без рюкзака. Вылезли чуть выше, здесь по камням идется совсем хорошо – но непонятно, есть ли нормальный спуск к предперевальной тундре. Побежали на разведку. Увидели, что камни плавно переходят в тундру, порадовались, Волк пошел за моим рюкзаком. Я подумала и побежала тоже назад. Мы и вдвоем его с трудом нашли – далековато забежали «в разведку». Жаль, потеряли полчаса…
За исключением этого участка, подходы к Бепкану – это замечательное, плавно забирающее вверх плато – каменные плиты, поросшие травой. Сам перевал очень славный, удобные некрупные камни, идется хорошо.
Со стороны Барун-Хандагая выглядит он примерно так:
К 20:00 мы на перевале. Наверху задувал очень холодный ветер, быстро оделись потеплей. Посмотрели, куда нам спускаться – уи, вниз сбросы! Выглядит жутковато-отвесно.
Что-то такое предзакатное:
Наверху был флаг. Испанский?
Ужасно колоритный.
Нам к озеру вниз. От этого озера можно выйти в долину реки Билюта, отгороженную высоким хребтом от Тункинской долины.
Взгляд назад на перевал:
Чтобы найти спуск, от перевального тура нужно пройти несколько десятков метров вправо – там есть натоптанная сыпучая тропка вниз. Я такое не очень люблю, вернее, мои колени не любят, но со спуском мы управились за сорок минут. Решили немного спуститься от под-перевального озера, хотя темнело катастрофически быстро. Здесь тоже тундра, удобные каменные плиты, трава. Хорошо идется. Нашли ровную площадку для палатки...
Long day, прошли два перевала.
Погода очень радовала. А ночью в небе был самый сумасшедше-ясный Млечный Путь, какой я помню в своей жизни.