Давно хотели устроить семейный велопоход. Обстоятельства сложились так, что появилась возможность устроить достаточно большой поход. Решили, что это будет поход на Байкал. На сборы было две недели. Нужно было кое что приобрести. В туристических магазинах голяк – все разобрали. Так что пришлось побегать. Велорюкзак штаны так и не нашел. Ладно хоть в иксах продали велосумки на багажник. Они были недороги, и непригодны к использованию без значительной переделки, но выбора не было. К составу вещей и оборудования подошли очень внимательно. А вот сложить рюкзаки заранее не успели – паковались за два часа до поезда. Сложить все успели, а внимательно проверить нет. В результате я с одной стороны не знал где что лежит, а с другой стороны не мог уверенно сказать не забыли ли мы что-нибудь незаменимое и очень нужное. Как выяснилось потом, все-таки забыли соль и баночку меда. Вышли из дома, погрузились на велосипеды и поехали на вокзал. Итак, я, моя жена и моя дочь 9 лет начали свое первое большое вело путешествие. Погрузка в поезд – это отдельная песня. Но ничего, справились и не надорвался никто. В Улан-Удэ прибыли в 5 утра местного времени. Собрали велосипеды, погрузились и по моросящему дождичку поехали. Прежде чем выехать на трассу до Усть-Баргузина завернули на местную центральную площадь и сфотографировались у огромной головы ленина (внесена в книгу рекордов). Сворот на трассу никак не обозначен. Вы просто должны знать, что вам туда. Дорога сразу идет в гору. Сначала подъем почти незаметен, но потом делается все круче и круче асфальт сменяется гравийкой. Дорога вьется серпантином все выше и круче. При пасмурной погоде ( а мы по такой и ехали ) уровень облаков ниже уровня дороги и на последних километрах этого более чем тридцати километрового подъема пришлось ехать сквозь облака. Впереди идущий велосипедист исчезал в тумане уже на расстоянии пары десятков метров. Было прохладно. Пилишь в гору а навстречу дымя и скрипя тормозными колодками натужно гудя двигателями крадутся под гору груженные лесовозы. Их водители приветственно гудят и машут рукой. А потом вершина, серия небольших спусков и подъемов и наконец спуск в долину. К моей большой радости перевал был успешно преодолен. Теперь я был уверен, что все будет нормально. Если это проехали и не выбились из сил, то и остальной путь преодолеем. В том месте, где трасса проходит между Турантаево и Киркиликом пообедали в кафешке. С голодных глаз понабрали огромное количество еды. Все съели. Кухня очень качественная и недорогая – рекомендую. После обеда сначала дочь а потом и жену потянул на сон. Упали тут же на ближайшей полянке на карематы накрылись велочехлами и сладко спали часа два. Несмотря на сон мои девочки не смогли до конца восстановить силы и после отдыха поехали довольно вяло. Так что пришлось срочно искать место стоянки. Ночевали чуть в стороне от дороги у речки Ангыр. Немного опасался, что девочки и за ночь не до конца восстановят силы, но к счастью все было ОК и поехали бодро. Тем более, что дорога была ровная и асфальт не слишком убитый. Проехали несколько речек. Понравилась речка Кика. Очень впечатлила река Хаим. – очень быстрая и глубокая сразу от берега. Пообедали в кафешке на берегу Хаима. Шашлыки были посредственные и неадекватно дорогие. Забавно, что недалеко от кафешки стоял туалет типа сортир. Видимо народ в него совсем не заглядывал и предпочитал лес, потому что зайдя в туалет обнаружили в нем гнездо птицы с птенцами. Стоять на ночь планировали на Котокельском озере. Озеро находится несколько в стороне от трассы и нужно на него специально сворачивать. Озеро большое и красивое. Вода чистая и теплая. Все берега заросли лесом. Очень живописно. Все было бы просто сказка если бы Котокель не являлся излюбленным местом пьянок местного населения. Едва мы нашли себе вполне приличный пляжик и начали готовить ужин как приехала машина с 8 молодыми людьми с целью бухнуть на природе. Еще минут через 30 приехала еще одна машина – тоже бухнуть но уже семейно. Напоминает наши озера, только на озерах хоть убирают как то а на Котокеле все только гадят. На следующий день постояли пол дня. Очень дочке купаться понравилось. После обеда снова в путь. После Гремячинска включился «кондиционер». Подуло очень свежим прохладным и влажным воздухом. Было очевидно приближение Байкала. Еще немного и вот оно – великое море Байкал. С «кондиционером» ехать было намного легче. Да и возможность устроить стоянку почти в любом месте тоже успокаивала. После стоянке на Котокеле хотелось чего то более спокойного. Начали искать после Турки. Заехали в Горячинск. Горячинск немного в сторону от трассы. Возвращаться на трассу мы не стали а поехали по какому то проселку, рассчитывая что попадем на берег Байкала, но проселок вывел нас снова на трассу. Вскоре мы еще с трассы заметили песчаные дюны поросшие соснами. Вязнут ноги, не говоря о колесах. Сделали дневку. Место действительно спокойное и очень живописное, но не безлюдное. Неподалеку от нашей палатки была рыбацкая лодка, на которой несколько различных групп рыбаков выходили ставить сети на омуля. Каждая группа нас немного угощала свежей, еще трепыхающейся рыбой. Приходили и соседние рыбаки – продали несколько кило омуля, что обеспечило нам рыбную диету на несколько дней. После бухты безымянной двинули на Усть-Баргузин. По дороге из случайной беседы узнали, что паром в Усть-Баргузине работает до 22. Прикинули, что успеем. Успели на самый последний рейс парома. Переправились через Баргузин и въехали на территорию Забайкальского национального парка. Поздно вечером встали на озере Бармашевое. На Бармашевом прекрасное купание. Сделали дневку. Пытались выровнять специфический велосипедный загар – обгорели. Следующим этапом у нас был перешеек, соединяющий полуостров Святой Нос и материк. Природа перешейка уникальна. Состав растительности соответствует альпийской тундре. При этом перешеек едва возвышается над уровнем Байкала. Дорога очень живописная. Что касается покрытия, тамошние дороги заслуживают отдельного описания. На пути нам встретился умеренно хороший асфальт, волнистый асфальт, отличный новый асфальт, честная накатанная гравийка, убитая честная гравийка, очень убитый асфальт местами занесенный песком, чрезвычайно убитый асфальт полностью занесенный песком. Последний вариант особенно злой. Для него характерна стиральная доска с очень резкими и короткими волнами. Груженый велосипед идет по этой дороге чрезвычайно жестко. Покрытие дороги все время меняется, особенно это заметно после Гремячинска. Не соскучитесь. Вернемся, однако, к перешейку. На перешейке дорогу можно разделить на два типа: зыбучка и трясучка. Зыбучка представляет из себя занесенную песком грунтовку. Слой песка толстый и очень рыхлый. Велосипед вязнет и тяжело едет. Переднее колесо часто идет в занос. Периодически случаются падения. В ямках накапливается очень сыпучий песок. Если в него заехать, колесо уходит как в воду так, что даже обод скрывает. Трясучка представляет из себя очень жесткую грунтовку, из которой высоко торчат камни. Все это слегка припорошено песочком. Ехать утомительно. Очень устают кисти рук. Вот мы и на полуострове. Дорог там немного километров на 40 едва наберется. Постояли на берегу Баргузинского залива. Съездили на Глинку. Немного прогулялись по тропе, идущей на Гольцы. По дороге от Монахово до Катуни жуткий довольно длинный подъем на грани сцепления колес. Спуск соответствующий. На спуске тормоза bb7 меня не подвели, но колодки задымили и диски посинели. Погода немного испортилась. Но это было даже кстати – уже устали от жары да и коже нужно было отдохнуть. После дневки на Катуни погрузились с велосипедами на деревянную моторную лодку и переехали в бухту Змеевую. В бухте Змеевой расположен ряд горячих источников. Купание в них помогает лечить опорнодвигательный аппарат. В змеевой стояли три дня. Ходили в источники. Пили пиво в павильоне недалеко от дебаркадера ( дорогое ). Катались на катамаранах. Ловили рыбу на спиннинг. Это целая отдельная тема. Скажу лишь, что рыбы там ОЧЕНЬ много. Пойманную рыбу готовили во всех видах. Солили, жарили, горячо коптили, делали по старинной бурятской технологии на костре. Временное превращение из туристов в отдыхающих с учетом пасмурной и нежаркой погоды было даже приятно. Далее мечталось двинуть по воде на Иркутск или на Ольхон или в любое место, где есть железная дорога. Однако, с катерами и теплоходами не сложилось. Рейсовый водный транспорт от Усть-Баргузина как мы с огорчением узнали уже несколько лет как отменили. Так что с идеей продолжить путешествие по воде пришлось расстаться. Решено было ехать из Усть-Баргузина обратно до Улан – Удэ автотранспортом. На езду на велосипеде уже не было времени да и желания ехать по той же самой дороге тоже не было. От змеевой до Монахово и дальше можно добраться либо катером, либо пешком до Курбилка, а дальше есть дорога. Ждать еще один день катер, а у нас уже была договоренность с катером, идущим за очередной партией туристов, не было сил. Отдохнули. Застоялись. Хотелось бурной деятельности. Вот и рванули велопешок от Змеевой до Курбулика. Чистое время ходьбы – около 7 часов. Тропа вьется по берегу Байкала. Местами можно даже ехать – особенно под гору. В гору по узкой извилистой и крутой тропинке езда только от корня до корня – проще пешком. Почти сразу после источников начинается самый тяжелый для велопешки участок. Тропа идет то резко вниз, то очень круто вверх. При этом вся тропа просто увита огромными высокими корнями. Через особенно трудные участки приходилось проносить сначала свой велосипед, потом велосипед дочери, потом жены. После участка с корнями нужно пройти по очень длинному песчаному пляжу. Пляж очень красивый. Ветер, волны. Идти по песку конечно не очень быстро, но не изнурительно. Участок тропы от песчаной косы до бухты окуневая идет сначала по лесу потом по берегу Бакала. Местами тропа идет поперек очень крутого склона. Вписаться в тропу с байком – задача. Задача становится интереснее на участках, где склон лишен кустов и деревьев и видно, что кроме камней внизу ничто тебя не остановит на твоем пути вниз если эта задача будет решена плохо. После Окуневой очень широкая тропа до Курбулика – можно ехать. Ставить палатку посреди деревни не будешь, поэтому двинули дальше в бухту Сорожью. Сорожью. от Курбулика отделяет один подъем и спуск. Не знаю как на свежак, но после дня велопешки и первых десятков метров горы стало очевидно, что придется идти пешком. Сначала затащил свой вел, потом вел жены и дочери. Скатились с горы, немного налево и вот место нашей последней ночевки в палатке. На следующий день переехали в Усть-Баргузин. По дороге багажник на моем велосипеде не выдержал издевательств и поломался на две половины. Пришлось все перекинуть на велосипед жены. В Усть-Баргузине замечательно поужинали в позной у парома. Хозяка позной помогла нам найти ночлег. Помылись в баньке и утром поехали на микраватобусе в Улан-Удэ. Я уже думал, что приключения закончились, но жд внесла свой вклад. Сначала мне на билете неправильно написали фамилию. Заметил я через час после покупки билета. Сначала кассирша пыталась с меня же и взять штраф за то, что я дескать не вовремя заметил ошибку, потом правда одумалась и извинилась выписав вместо билета какой то рукописный посадочный талон. Посадка. Несколько утомившись подхожу к вагону, а проводница меня не хочет пускать с велосипедами. У меня билет был в другом вагоне – заставила утащить меня один велосипед в мой вагон. На этом не успокоилась. Стала утверждать, что велосипед хоть и в чехле, но на несколько сантиметров выступает за габариты полки и нужно за это доплачивать. Я отказался. Притащила тетку, типа это начальник поезда, та давай поддакивать надо мол доплачивать. Опять отказался. Пока ходил в свой вагон проводница таки притащила настоящего начальника поезда который таки подтвердил, что все таки ОК. Наконец доехали. Впечатлений масса. Можно про каждый день похода написать по столько же. Очень доволен.
P.S. Совсем забыл сказать про общение с местным населением. Общения этого было очень много. Стоило нам остановится покушать как сразу народ собирается расспрашивает. Проблем не было. Очень дружелюбное отношение. Остановишься водички попить, а проезжающие автомобилисты притормаживают, спрашивают все ли ОК. Говор у прибайкальцев особый. Очень ими любимы два словечка: браво и ловко. Применяют их вместо круто и прочих супер пупер мега.
[/img]
|