Продолжение отчета о походе.
26 июля 2014.
Перед выходом на маршрут, когда вещи уже собраны, необходимо тщательным образом проверить содержимое карманов рюкзаков – необъяснимым образом в них может оказаться баранья кость, увесистый плоский камень или ржавый гаечный ключ 27*30 для трактора. Судя по невозмутимому виду Васильича, он-то знает тайну появления этих артефактов в наших рюкзаках

Не зря именно в Мугур-Аксы установлен памятник тарбаганам (сусликам) – утром на нашей полянке видел одновременно их штук 15, но сфотать не успел, разбежались

Выезжаем на дорогу, двигаемся вниз по р. Каргы мимо какого-то огороженного посёлка, который я по спутниковым снимкам принял за погранчасть из-за забора по периметру:

Справа прижим:

..и дорога переходит на левый берег реки Каргы:

Здесь, за мостом, наши пути временно расходятся: Марина и Роман отсюда едут вниз по реке до погранчасти за пропуском и далее, на автодорожный перевал Коге-Дава,

..а мы, вчетвером отсюда начинаем подъём по р. Куве-Даба на перевал Нарин-Даба:

Пару минут на медитацию и обращению к духам за хорошей погодой:

Впереди горы совсем не страшные:

., а позади уже показалась вершина Монгун-Таги:

Пересекаем речушку Куве-Даба:

Дорога пока нормальная, ехать можно:

Цветочки веселенькие:

..травка зелененькая:

Склоны лавиноопасны – хорошо, что не весна:

Колея от УАЗика уходит к зимовью, а мы сворачиваем вправо по тропе в зону леса:

..а горы всё выше и круче:

С трудом толкаем груженые велы:

Тропа идет между старых лиственниц:

Рюкзаки приходится взвалить на плечи, чтобы велы легче катились:

Конная тропа была очень узкая, приходилось выбирать: или велосипед катить по тропе, или самому идти по ней

Позади, по мере подъёма, Монгун-Тайга становилась видна всё лучше:


На высоте примерно 2400 м лес закончился:

Крутизна подъёма немного уменьшилась:

Промежуточный перекур

..и снова вверх:


Внизу хорошо просматривается районный центр Мугур-Аксы:

Перед последним рывком:

Отсюда просматривается долина р. Каргы до самых истоков:

Перед перевалом тропа выполаживается:

На перевале традиционное обо из камней, мы же туда положили тот самый гаечный ключ от трактора – не зря Толик тащил, теперь пусть полежит, отдохнет

Вполне возможно, это первое в истории фото велосипедистов на перевале Нарин-Даба:

..теперь и с Монгун-Тайгой в кадре:

На спуске тропа потерялась, но по каменистой тундре ехать можно:

Однако, стали попадаться заболоченные участки:

На противоположной стороне ручья мы разглядели что-то вроде тропы и устремились туда:

Точно – тропа, а ручей пересох:

Приятно полежать на этой первозданной траве, где даже нет вездесущих одуванчиков и подорожника – спутников человека:

Вот для таких троп и создан горный велосипед:


Чем ниже спускаемся, тем разнообразнее растительность:


После бокового притока в ручье появилась вода:


Какое-то редкое зонтичное растение:

Каменистость русла тоже возрастает, теперь приходится идти пешком:



А впереди уже видна долина речки Пюштых-Белдир, в которую впадает наш ручей:

На карте по этой речке идет тропа, но что-то пока не видать:

Опять идем пешком по камням..

..но вскоре появляется вполне проезжаемая тропа:




А вот вода в реке опять исчезла

Казалось бы парадокс, чем ниже, тем больше должно быть воды, но в Тыве так часто бывает – река уходит под камни или в песок:

Неожиданно въезжаем в настоящий лиственничный лес:


В лесу видим юрты, собачки лают:

На карте это обозначено «лет.» , т.е. летнее поселение, живут здесь тувинцы большими семьями:


Юрты сейчас сделаны уже из толстой капроновой ткани, а не из войлока, как раньше:

Но зато технология изготовления курута (сушеный соленый творог) почти не изменилась:


Увидев наш интерес к этому продукту, хозяин подарил нам целый пакет твёрдых кусочков курута. Но надо сказать, что он имеет весьма непривычный для нас вкус, и много его за раз не съешь.
Местные собаки добросовестно нас облаивали – отрабатывали свой хлеб:

Ниже стойбища была уже почти автомобильная дорога:

Долина Пюштых-Белдир расширяется, но воды в русле так и нет:

Вскоре выезжаем на главную дорогу:

.., которая идет в глубокой долине реки Барлык:

Основная интрига сейчас – это проезжали здесь Роман с Мариной или ещё нет? Внимательно высматриваем велосипедные следы на жесткой гравийке, но не обнаруживаем их:

В Барлыке тоже поначалу воды нет, но ниже, после очередного притока, она появляется:

Кстати, теперь мы находимся в бассейне Енисея, и эти воды, в конце концов, попадают в студеный океан, а не теряются в песках Монголии:

Видна складчатая структура окрестных гор:

Боковой приток и мостик через него:


Несмотря на катастрофическое майское наводнение в соседнем Алтае, сейчас воды очень мало:


Обходя прижимы, дорога переходит с берега на берег:





А вот классическая точка съемки реки Барлык – есть во всех отчетах :

По боковым притокам, совсем рядом, ещё и лёд не растал:

В одном месте дорога неожиданно высоко поднимается над Барлыком, хотя мы едем вниз по течению:

Спуск с этого возвышения был весьма опасен резкими поворотами на каменной крошке, и как результат – Анатолий, видимо считающий, что тормоза придумали трусы, потерял сцепление с дорогой на повороте, и на большой скорости приложился к гравийному полотну. Хорошо хоть, что на нём были шлем и флиска с длинным рукавом, но всё равно ободрался не слабо.

После оказания медпомощи пострадавшему, продолжили путь, и примерно через 1 км подъезжаем к столовой, которая расположена у впадения р. Арзайты в Барлык. Если 6 лет назад здесь была лишь одна хибара, то сейчас появился целый кемпинг:

На информационных плакатах реклама тура по восхождению на Монгун-Тайгу:


Первым делом посещаем столовую:


Меню подходящее, цены народные:

После ужина встречаем прибывших Романа и Марину, она рассказывает о посещении погранчасти. Оказывается, её пропуска там не оказалось, и командир выписал дубликат. Так что надёжнее получать пропуска заранее, по почте.

Дорога отсюда покидает долину Барлыка и карабкается на перевал Арзайты, а между тем вниз по Барлыку всего 70 км до цивилизации – Тээли, Ак-Довурак, поэтому мне всегда было интересно, есть ли там по Барлыку дорога или тропа. Вот даже мост на левый берег Барлыка раньше был:

Для ночлега здесь имеется гостевая юрта, чем мы и воспользовались, по 200 р. с человека:

В юрте свободно расположились вместе с велосипедами:

Из дополнительных удобств в юрте – холодильник (нам нафиг не нужен) и дровяная печка, а вот она пригодилась, т.к. ночью был дубак покрепче даже, чем в палатке; всё-таки в натуральных, войлочных юртах, наверно теплее. Электричество здесь от генератора, который работает до 1 ночи, и мы использовали эту возможность для подзарядки мобильных устройств.

Ночёвка на высоте 1750 м, пробег за этот день небольшой – всего 34 км, но впечатлений много.
Все фотки этого дня
на ЯндексеТрек на
gpsies.com