Продолжение отчета о походе.
26 июля 2014.
Перед выходом на маршрут, когда вещи уже собраны, необходимо тщательным образом проверить содержимое карманов рюкзаков – необъяснимым образом в них может оказаться баранья кость, увесистый плоский камень или ржавый гаечный ключ 27*30 для трактора. Судя по невозмутимому виду Васильича, он-то знает тайну появления этих артефактов в наших рюкзаках
Не зря именно в Мугур-Аксы установлен памятник тарбаганам (сусликам) – утром на нашей полянке видел одновременно их штук 15, но сфотать не успел, разбежались
Выезжаем на дорогу, двигаемся вниз по р. Каргы мимо какого-то огороженного посёлка, который я по спутниковым снимкам принял за погранчасть из-за забора по периметру:
Справа прижим:
..и дорога переходит на левый берег реки Каргы:
Здесь, за мостом, наши пути временно расходятся: Марина и Роман отсюда едут вниз по реке до погранчасти за пропуском и далее, на автодорожный перевал Коге-Дава,
..а мы, вчетвером отсюда начинаем подъём по р. Куве-Даба на перевал Нарин-Даба:
Пару минут на медитацию и обращению к духам за хорошей погодой:
Впереди горы совсем не страшные:
., а позади уже показалась вершина Монгун-Таги:
Пересекаем речушку Куве-Даба:
Дорога пока нормальная, ехать можно:
Цветочки веселенькие:
..травка зелененькая:
Склоны лавиноопасны – хорошо, что не весна:
Колея от УАЗика уходит к зимовью, а мы сворачиваем вправо по тропе в зону леса:
..а горы всё выше и круче:
С трудом толкаем груженые велы:
Тропа идет между старых лиственниц:
Рюкзаки приходится взвалить на плечи, чтобы велы легче катились:
Конная тропа была очень узкая, приходилось выбирать: или велосипед катить по тропе, или самому идти по ней
Позади, по мере подъёма, Монгун-Тайга становилась видна всё лучше:
На высоте примерно 2400 м лес закончился:
Крутизна подъёма немного уменьшилась:
Промежуточный перекур
..и снова вверх:
Внизу хорошо просматривается районный центр Мугур-Аксы:
Перед последним рывком:
Отсюда просматривается долина р. Каргы до самых истоков:
Перед перевалом тропа выполаживается:
На перевале традиционное обо из камней, мы же туда положили тот самый гаечный ключ от трактора – не зря Толик тащил, теперь пусть полежит, отдохнет
Вполне возможно, это первое в истории фото велосипедистов на перевале Нарин-Даба:
..теперь и с Монгун-Тайгой в кадре:
На спуске тропа потерялась, но по каменистой тундре ехать можно:
Однако, стали попадаться заболоченные участки:
На противоположной стороне ручья мы разглядели что-то вроде тропы и устремились туда:
Точно – тропа, а ручей пересох:
Приятно полежать на этой первозданной траве, где даже нет вездесущих одуванчиков и подорожника – спутников человека:
Вот для таких троп и создан горный велосипед:
Чем ниже спускаемся, тем разнообразнее растительность:
После бокового притока в ручье появилась вода:
Какое-то редкое зонтичное растение:
Каменистость русла тоже возрастает, теперь приходится идти пешком:
А впереди уже видна долина речки Пюштых-Белдир, в которую впадает наш ручей:
На карте по этой речке идет тропа, но что-то пока не видать:
Опять идем пешком по камням..
..но вскоре появляется вполне проезжаемая тропа:
А вот вода в реке опять исчезла
Казалось бы парадокс, чем ниже, тем больше должно быть воды, но в Тыве так часто бывает – река уходит под камни или в песок:
Неожиданно въезжаем в настоящий лиственничный лес:
В лесу видим юрты, собачки лают:
На карте это обозначено «лет.» , т.е. летнее поселение, живут здесь тувинцы большими семьями:
Юрты сейчас сделаны уже из толстой капроновой ткани, а не из войлока, как раньше:
Но зато технология изготовления курута (сушеный соленый творог) почти не изменилась:
Увидев наш интерес к этому продукту, хозяин подарил нам целый пакет твёрдых кусочков курута. Но надо сказать, что он имеет весьма непривычный для нас вкус, и много его за раз не съешь.
Местные собаки добросовестно нас облаивали – отрабатывали свой хлеб:
Ниже стойбища была уже почти автомобильная дорога:
Долина Пюштых-Белдир расширяется, но воды в русле так и нет:
Вскоре выезжаем на главную дорогу:
.., которая идет в глубокой долине реки Барлык:
Основная интрига сейчас – это проезжали здесь Роман с Мариной или ещё нет? Внимательно высматриваем велосипедные следы на жесткой гравийке, но не обнаруживаем их:
В Барлыке тоже поначалу воды нет, но ниже, после очередного притока, она появляется:
Кстати, теперь мы находимся в бассейне Енисея, и эти воды, в конце концов, попадают в студеный океан, а не теряются в песках Монголии:
Видна складчатая структура окрестных гор:
Боковой приток и мостик через него:
Несмотря на катастрофическое майское наводнение в соседнем Алтае, сейчас воды очень мало:
Обходя прижимы, дорога переходит с берега на берег:
А вот классическая точка съемки реки Барлык – есть во всех отчетах :
По боковым притокам, совсем рядом, ещё и лёд не растал:
В одном месте дорога неожиданно высоко поднимается над Барлыком, хотя мы едем вниз по течению:
Спуск с этого возвышения был весьма опасен резкими поворотами на каменной крошке, и как результат – Анатолий, видимо считающий, что тормоза придумали трусы, потерял сцепление с дорогой на повороте, и на большой скорости приложился к гравийному полотну. Хорошо хоть, что на нём были шлем и флиска с длинным рукавом, но всё равно ободрался не слабо.
После оказания медпомощи пострадавшему, продолжили путь, и примерно через 1 км подъезжаем к столовой, которая расположена у впадения р. Арзайты в Барлык. Если 6 лет назад здесь была лишь одна хибара, то сейчас появился целый кемпинг:
На информационных плакатах реклама тура по восхождению на Монгун-Тайгу:
Первым делом посещаем столовую:
Меню подходящее, цены народные:
После ужина встречаем прибывших Романа и Марину, она рассказывает о посещении погранчасти. Оказывается, её пропуска там не оказалось, и командир выписал дубликат. Так что надёжнее получать пропуска заранее, по почте.
Дорога отсюда покидает долину Барлыка и карабкается на перевал Арзайты, а между тем вниз по Барлыку всего 70 км до цивилизации – Тээли, Ак-Довурак, поэтому мне всегда было интересно, есть ли там по Барлыку дорога или тропа. Вот даже мост на левый берег Барлыка раньше был:
Для ночлега здесь имеется гостевая юрта, чем мы и воспользовались, по 200 р. с человека:
В юрте свободно расположились вместе с велосипедами:
Из дополнительных удобств в юрте – холодильник (нам нафиг не нужен) и дровяная печка, а вот она пригодилась, т.к. ночью был дубак покрепче даже, чем в палатке; всё-таки в натуральных, войлочных юртах, наверно теплее. Электричество здесь от генератора, который работает до 1 ночи, и мы использовали эту возможность для подзарядки мобильных устройств.
Ночёвка на высоте 1750 м, пробег за этот день небольшой – всего 34 км, но впечатлений много.
Все фотки этого дня
на ЯндексеТрек на
gpsies.com