Продолжение
Производство в послевоенные годы и в настоящее времяПосле Великое Отечественной войны рудники намного увеличили добычу золота, началась разработка новых шахт, поэтому потребность в электроэнергии с каждым годом возрастала. Очень остро стал вопрос об увеличении мощности котельного отделения. В 1949 г. устанавливается котел № 5 Шухова-Берлина А-7 8,5 т/час 13 атм., который был пущен в декабре 1950 г. Турбина Броун-Бовнри 1250 квт, оказалась непригодной к дальнейшей эксплуатации, т.к. в цилиндре появились трещины. Поэтому в 1956 г. было принято решение заменить ее турбиной фирмы Беллис-Морком 3000 квт (транспортировалась из Норильска и установлена в этом же году). Установленная мощность машинного зала обеспечивала потребление эл.энергией, тогда как мощность котельной оставалась узким местом. Старые котлы №№ 1, 2, 3 в 1953 г. были полностью переведены на уголь; но они были малопроизводительными, поэтому в 1958-59 гг. были приняты меры к обновлению котельной техники. Котлы №№ 1, 2 Шухова были заменены экранированными котлами марки ДКВ-10, мощностью 10 т/час. Одновременно было реконструировано и механизировано золоудаление - введено скреперное-гидравлическое. Установлены полумеханические топки ПМЗ-З. Полностью реконструировано топливоподача, применен скрепер, конвейер и дробилка для угля. В период 1960-62 гг. произведена модернизация котла Шухова-Берлина А-7, установлен экран двухступенчатого испарения. Экранные котлы, работающие в ЦЭС, потребовали также реконструкции химической водоочистки - установлена вторая ступень фильтров. В 1963 г. вместо котла Шухова № 3 установлен котел ДКВ-6,5. Монтаж произведен силами коллектива ЦЭС. В настоящее время почти полностью механизирована разгрузка угля из автомашин. За счет механизации значительно сокращен обслуживающий персонал станции.
ОБОРУДОВАНИЕ МАШИННОГО ЗАЛА
Первоначальная мощность теплоэлектростанции составляла: паровая турбина 1250 квт, фирмы Броун-Бовери, на давление пара 13 атмосфер 300 С. Одновременно работала локомобильная станция (пос. Теплостанция), где были установлены локомобили Людиновскоро з-да марки ЛМ-Х, мощностью 300 л.с. в количестве 5 шт. и локомобили фирмы "Вольф" - 655 л.с. Газовый двигатель типа "Крослей" -275 л.с, общей мощностью 2430 л.с.
В 1940 г. все агрегаты были демонтированы, т.к. были установлены новые, более мощные паровые турбины, в 3000 квт, которые работают и до настоящего времени с полной нагрузкой. В настоящее время установленной мощности 6000 квт, в зимнее время недостаточно. Обслуживание паровых турбин ранее производилось старшим машинистом, машинистами каждой турбины и его помощником. В настоящее время зона обслуживания машиниста расширилась: один машинист обслуживает полностью весь турбоагрегат. В результате чего произошло сокращение обслуживающего персонала в 2-2,5 раэа.
ГИДРОСТАНЦИЯ
Гидростанция по напору воды относится к разряду средненапорных ГЭС малой мощности. Напор воды полный - 78 м. Полный расход воды - 4 мЗ/сек. Проектом предусмотрено три агрегата: один агрегат 730 л.с., 2 агрегата по 1250 л.с, их полная мощность составляет 3230 л.с. В начале работы ГЭС на каждом агрегате дежурил машинист, в настоящее время на всех агрегатах работает один машинист.
ГОЛОВНОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ И ДЕРЕВАЦИОННЫЙ КАНАЛ
Для забора воды в 13 м по долине р.Саралы имеется плотина с промывым устройством. После очистки в головном сооружении, вода поступает по деревянному каналу в количестве 4 м3/сек.
Уклон канала 6 мм на 1 погонный метр, или 0,006.Из канала вода подается через очистительные решетки в стальной трубопровод диаметром 1200 мм, длиною 280 м, отсюда она поступает в гидротурбины. Отработанная вода гидростанции по подземному каналу отводится в русло р.Сарала. Головное сооружение обслуживает мастер и дежурные головного сооружения посменно. Деревационный канал обслуживается по участкам дежурными-обходчиками круглосуточно. Гидростанция работает только летом, с апреля по октябрь месяц, т.к. круглогодовой работе ЦЭС препятствует резкое снижение дебета воды в р.Сарала и сильное обмерзание деревационного канала. В зимний период консервации ГЭС оборудование и деревационный канал подвергаются капитальному ремонту. Раньше рабочие бронзовые колеса гидротурбин после сезона работы ГЭС ввиду износа песком приходили в негодность и их заменяли, в настоящее время колеса турбин из стальной отливки, они поддаются реставрации при помощи электросварки, стоимость одного рабочего колеса больше 5000 руб, вес его до 1/2 тонны.