Транс-Хакасия – 2007. Отчёт с комментариями. (Продолжение)
День восьмой.
26 мая (суббота) – Малое озеро – Ораки - Ашпан – Локшино.
Очередное утро началось как обычно: с осмотра писаницы… Петроглифы увиденные здесь поражают мастерством исполнения и заложенным в них неким первобытным смыслом. Находится много безапелляционных толкователей древнего разума. Например, в
![Изображение](http://k.foto.radikal.ru/0706/75/77a45276203d.jpg)
изображении «беременной лосихи» они увидели некую модель древнего мира. Мол, это показано зарождение новой жизни… Меня всегда удивляет та лёгкость, с которой эти «толкователи» приписывают себе разгадку абстрактных представлений древних художников… Но изучая эти изображения никуда не деться от попытки их идентификации. Наибольший интерес в этом плане вызвал петроглиф «бекарас». Фёдор
![Изображение](http://k.foto.radikal.ru/0706/ac/c81fb50fa295.jpg)
после тщательного его изучения склонился к мысли, что это изображение карты местности. Невероятная идея, но как еще объяснить то, что там изображено?..
На этом же скальнике находится петроглиф «колесо» ставший
![Изображение](http://k.foto.radikal.ru/0706/5e/1f9d5e27702c.jpg)
эмблемой «Транс-Хакасии». Прекрасно просматривается обод и ступица, только спиц не хватает… Если согласиться, что этим изображениям несколько тысяч лет, а именно так утверждают археологи, как оно могло здесь появиться, если кочевники колеса не знали до средневековья?
Ещё накануне часть участников заявила, что в воскресенье им надо быть дома, что бы в понедельник выйти на работу. Оставшаяся «рейдовая» группа из 7 человек решила двигаться по маршруту. Первыми сразу от стоянки уехали Скай с Массуди, двинувшиеся обратно в Целинное. Остальных я решил выводить на трассу Ужур – Шарыпово через Салбатское нагорье.
Последние годы многие земли усиленно распахиваются. Времена застоя в деревне, похоже, проходят. Там где появляется крепкий хозяин сразу ощущается усиление хозяйственной активности. Но как у нас часто бывает, «заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет»… Под плуг идёт всё: и старая пашня, и целина, и грунтовые дороги… В результате, там где раньше были накатанные трассы сейчас лежат массивы перепаханной земли. Вот с такой ситуацией мы и столкнулись на Салбатском нагорье. Конечно, проще всего было через Парную выехать на асфальт и нудно докатить до места назначения. Но на карте этого участка обозначены вполне достойные дороги… Посоветовался с встреченным пасечником:
- Дорога вроде есть… Доедете прямо до силосных ям и там повернёте налево…
Это меня несколько успокоило, но, увы, от «силосных ям» пошли заросшие высокой травой и колючими кустами лиственные колки и запаханные поля. Даже мало-мальски обозначенной колеи по окраине пахоты не было. Пришлось впрягаться и тащить велосипеды с грузом напрямую через эти рощицы и перепаханные поля.
Во время похода обычное дело встретить неожиданное препятствие. И должен быть запас терпения, что бы это препятствие преодолеть. Но в большой группе обязательно найдутся нытики, которые начнут гундеть: «А почему мы не поехали по другой дороге… А зачем мы сюда запёрлись… А там наверно опять пахота будет»… Ты и сам нервничаешь от неприятной ситуации: злишься на механизаторов, пашущих всё подряд… на их хозяина приказавшего им это делать… на пасечника, который ни хрена не знает в округе…
А тут пропадает Толик-«Ветролет»… Возвращаюсь обратно и вижу показавшегося на краю поля медленно передвигающего ногами нашего приятеля:
- Что случилось?
- Цепь порвалась… Делал…
- Как порвалась? Мы же пешком идём???
- Я пытался через пахоту ехать…
- …
Наконец выбрались на заросшую лесную дорогу, далее – небольшой кусок вновь по пахоте, но уже в пределах видимости асфальтовой трассы по которой едва различимо пролетали легковушки, далее – грунтовка, гравийка… Короткий перекус и на повороте в Ораки тепло расстаёмся с нашими соратниками, выбравших рабочие будни в ущерб романтике путешествий… Осознав неподготовленность Толика «к говнам», как обозвал Фреди непроезжаемые участки пути, пытаюсь отговорить нашего московского друга от дальнейшего пути с нами. В процесс убеждения активно включается Фолко: взяв подсунутую Васей карту, он тычет пальцем в Копьево:
- Толик, здесь будут непролазные болота…
Но нашего бородатого спутника невозможно в чём-то убедить в принципе! Ну ладно, как скажешь… Поехали!
В первой же деревне затариваемся молоком, сметаной, «творожком» и прочими продуктами местного сельского хозяйства. Фолко неотвратимо решил испечь блины! На выезде из деревни меня догоняет Вася:
- Я знаю, почему Толика чуть не закопали в Калмыкии!
Эту историю Толик однажды рассказал нам. Во время путешествия по Калмыкии к нему подъехали двое местных пацанов на мотоцикле. Что-то ему не понравилось, и он побрызгал в них из баллончика перцовым газом. Те уехали, но вернулись обратно с дяденькой, у которого было ружьё. В общем, Толик и сейчас с содроганием вспоминает ту историю…
- Почему? – откликаюсь я.
- Едем сейчас по деревне. На лавке перед домом сидят двое парней, рядом стоит мотоцикл… Толик проезжая мимо и глядя на них в упор, ненавязчиво так бренчит звоночком: бздынь, бздынь, бздынь…
Я представил себе эту картину.
- Как ты думаешь, какое желание у них сейчас возникло? – завершил он рассказ.
Давно я так не смеялся…
Дорога от Орак до Локшино - плотная, широкая гравийка, щедро политая дождями, но вполне пригодная для нашего комфортного движения: машин мало, к тому же после небольших подъёмчиков следуют длинные скоростные спуски: пошёл уклон в белоозерную котловину.
На стоянку встали в роще на последнем перевале перед спуском к Белому озеру. Было приятно после степей очутиться в лиственном лесу. Ужин начали с «творожка» обильно заправленного деревенской сметанкой… На горячее Катя предложила рожки с тушенкой.
А приготовлением «десерта» занялся Фолка: до двух часов ночи он жарил свои фирменные блинчики.
Фреди с Марой не выдержали этого испытания и тихо сопели в обнимку у костра. Но как только стопка блинчиков достигла требуемой высоты, была произведена побудка. Увы, уменьшались она с гораздо большей скоростью, чем возводилась…
Именно этим вечером было сделано еще одно кулинарное откровение: что бы сгущенка не казалась приторно сладкой, надо ложку с ней обмакивать в сметану…