В Туринске нам впервые сообщают о побывавших здесь ранее велосипедных туристах. В прошлом году из Екатеринбурга сюда завернули два чеха. А больше никого музейщики и не помнят. Так что мы тут гости редкие.
На ночь остановились в какой-то забытой Богом деревне. У случайной женщины узнали, в каком доме можно было бы переночевать и нас разместили в хате, хозяйка которой недавно умерла, а дети ее живут отдельно.
Сварили местной картошки с тушенкой, да и улеглись спать. Ночью проснулись от криков и звуков борьбы. Наш Сергей воевал с кем-то, но когда я вскочил и подбежал к нему, то оказалось, что он уже справился и закрыл дверь на крючок. Со слов Сергея, несколько минут назад он проснулся от того, что кто-то лез в оконную форточку. Он подождал, когда незнакомец влезет в комнату и неожиданно включил мощный велофонарь. Человека чуть "кондрат" не хватил.
- Чего надо?
- Да я тут жил раньше, я – Вася, сын хозяйки. А вы кто?
- Туристы. Нас тут дочь хозяйки разместила.
- Тогда я домой пойду.
И пошел. А когда дверь за ним закрылась, видно, очнулся и стал рваться обратно. Сергей дверь-то отпустил и Вася с огромным шумом с крыльца улетел. На наше счастье прибежала Васина сестра и, после матерной перебранки, увела брата-пьяницу.
Наутро она рассказала, что этот Вася ночью притащился сначала к ней, но его в дом не пустили. Тогда Вася полез на ночевку в пустующую квартиру своей матери. Где мы его так напугали, что он еще и утром в себя не совсем пришел.
Конфликт я загладил 50-рублевкой, которую Вася быстренько обменял на средство от похмелья. А мы потом еще не раз со смехом вспоминали ночное происшествие.
В Тюмени случайный парень-велосипедист сопроводил нас до ж.д.вокзала, где выяснилось, что билеты домой мы взять сможем только на проходящие поезда, а их продают за три дня. За это время мы только доберемся до Тобольска, а еще хотелось бы попасть и в столице Кучума, и съездить к месту гибели Ермака. Это еще минимум один день, да день нужен на то, чтобы из Тобольска в Тюмень автобусом или электричкой выбраться. Так что принимаем решение ехать наоборот: автобусом до Тобольска, там побывать везде, где захочется, после чего купить билеты и за три дня своим ходом вернуться в Тюмень. Заодно местные ребята к встрече с нами подготовятся, телевидение настроят.
Ночевали в пригородном лесу, потому что автовокзал ночью в Тюмени не работает. А утром без проблем сели в автобус и уже к обеду были в Тобольске. На постой устроились рядом с Тобольским кремлем на Станции юных туристов за 120 рублей в сутки в компании со студентами-археологами и будущими художниками. Жили в одной комнате с профессором Александром Васильевичем Матвеевым. Он оказался хорошим знакомым новосибирского академика В.Е. Ларичева, у которого в гостях я был всего месяц назад. Они между собой всего неделю как перезванивались. Вот вам и еще раз подтверждение того, как тесен наш мир.
Вечером мы с Сергеем еще успели сгонять к бывшей столице Сибирского ханства. Ехать нужно было чуть больше 20 км в сторону Абалаковского монастыря. Нужный отворот нашли, расспросив местных жителей в д. Преображенка. На берегу Иртыша обнаружилась большая плоская поляна – бывшее городище, а на краю ее - небольшая стела с полумесяцем на вершине и надписью на татарском языке. В переводе она означает что-то вроде: «Искер – глава земли сибирского народа». Напротив знака находится старое русское кладбище. Сразу за ним – крутой 30-метровый обрыв, так что штурмовать Искер снизу, от реки, и сейчас вряд ли кто решится. Ермак и не делал этого. 23 октября 1582 г. он навязал бой Кучумскому войску в другом, более удобном для него месте - у подножия Чувашевого мыса, и в столицу ханства вошел уже без сопротивления.
В краеведческом музее нас встречает залихватская статуя Ермака. В экспозиции русские и татарские кольчуги (ничем друг от друга не отличаются), оружие и пуговица-печатка, которая была на подаренной Ермаку кольчуге. Судя по надписи, ранее она принадлежала В. Шуйскому, наследнику царя Ивана Грозного.
От сибирских татар того периода осталось много разных вещей. Совершенно очевидно, что их цивилизация была ничуть не менее развитой, чем русская. У них и ножницы железные имелись, и замки. А, значит, и амбары, дома.
По территории кремля группами ходят какие-то ребята в черных мундирах. На кадетов вроде бы не похожи. Оказалось - семинаристы. Их тут одновременно обучается 450 человек. Образование 4-летнее. У одного из них я обменял брелок с берестяным изображением Красноярской часовни на пуговицу с надписью ТДС – Тобольская духовная семинария. Это один из трех духовных центров православия в России. Заодно узнал, что наш архиепископ Антоний до этого целый год служил епископом в Тобольске. Вот так все близко в Сибири.
Но это еще не все! В картинной галерее я разговорился с женщиной-косторезом. Она оказалась из старинного рода сибирских татар. Ее фамилия Кульмаметова при обратном прочтении (по-арабски) получается очень похожей на «Маметкул» - так звали главного военачальника Кучума. Женщина когда-то училась в Ирбинской средней школе Курагинского района Красноярского края, где я два года работал учителем. И хотя было это в разное время, у нас оказалось много общих знакомых. Из-за чего меня усадили на место всемирно известного татарского художника Минсалима Тимергазеева и я не очень успешно попробовал хоть что-то нацарапать буром по мамонтовой кости.
Сергей же обнаружил в галерее фотографии, сделанные его однофамилицией и получил от нее набор открыток с дарственной надписью автора.
Заезжаем во двор картинной галереи в Сад Ермака, в котором на мысу Чукман установлен памятник атаману в виде каменной стелы. Рядом – надгробная плита жертвам колчаковского режима, и, без всякого текста, скромный памятник крестьянам, погибшим в восстании 1921 года. Отсюда на Тобольск очень красивые виды. По Никольскому взвозу мы лихо спускаемся вниз, к своей гостинице. Компьютер на велосипеде Димона показывает 72 км/час.
На следующий день, предварительно созвонившись с краеведом Владимиром Ильичем Крапивиным, мы едем к месту гибели Ермака, на стрелку Иртыша и речки Вагай. А оба конца хотим обернуться за день, поэтому с собой берем минимум одежды и никакой еды. И то, и другое - наш просчет. Пауты объедают все видимые части наших тел, а нам поесть здесь совершенно негде.
По дороге проезжаем татарские деревни Сабанаки и Юрты Иртышатские. В каждой них есть деревянные мечети (одна из них постройки 1844 г.), по архитектуре полные копии наших православных храмов. Только на остроконечном куполе минарета торчит не крест, а исламский полумесяц.
Один из местных жителей рассказывает, что они вот уже четыре года выступают против того, чтобы русские власти сломали Тобольский памятник Ермаку. Не может быть, возражаю я. Да-да, татары против, потому что это их национальный герой. Ведь именно Ермак освободил сибирскую землю от монгольского ига! Ведь Кучум был потомком Чингисхана. И Сибирским ханством он завладел, убив законного правителя, у которого был мирный договор с русским царем. С приходом Кучума у сибирских татар более не стало спокойной жизни.
Краевед нас встречает в заранее условленном месте, на отвороте в деревню Старый Погост. Далее едем по полузатопленному Иртышом проселку к Девичьему холму, на котором еще в 1997 г. члены водного клуба «Аргонавты» - учащиеся Новосибирской мореходки и Омского речного училища, поставили 9-метровый лиственничный крест. Ранее холм копал археолог Могильников (фамилия-то какая!), который установил, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и валы, идущие поперек холма (мы их тоже видели), а также найденные осколки керамики и оружие.
Ермак же погиб не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Но туда нам проехать не удается, потому что это место нынче затоплено. Сам Иртыш со времен Ермака сильно изменил свое русло. Тем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи», которую казаки копали когда-то для обеспечения своей безопасности. В связи с этим все лето прошлого года тюменские археологи под руководством нашего знакомого профессора Матвеева производили здесь раскопки и смогли реконструировать события, непосредственно предшествовавшие гибели атамана. Отчет об этой экспедиции еще не опубликован. Крапивин же полагает, что у Ермака здесь было становище, которым он не раз пользовался. Иначе для чего «перекопь» делать? И место удобное для контроля за торговыми караванами, которые как раз вдоль Вагая шли. Производить подобные земляные работы казакам, вероятно, было в обычное, потому что еще Миллер, путешествуя из Тобольска в Тару, упоминает о некоей «Ермаковой перекопи». А это ведь совсем другое место.
По мнению краеведа, убили Ермака люди местного мурзы Кайдаула. Потому что именно ему при разделе имущества, снятого с трупа всплывшего атамана, отдали верхнюю, самую ценную для воина часть «панцыря». А вот Кучуму не дали ничего!
Крапивин также сомневается в том, что казачий караул мог заснуть, хоть даже и в дождь. Люди они были очень опытные и такой оплошности вряд ли бы допустили. Просто противники у них был более искушенные – профессиональные охотники.
Где был захоронен Ермак, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Крапивин считает, что это место было около некой татарской крепости, где хоронили и других русских людей, еще до Ермака. Предположительно, это место находится рядом с урочищем Баишево неподалеку от деревни Бегишево.
В этот день мы проехали более 170 км и, как ни странно, почти не устали. Вот что значит кататься налегке.
С утра покупаем билеты на поезд, прощаемся в многочисленными новыми знакомыми и уезжаем в Тюмень. После вчерашнего пробега ясно, что легко сможем доехать до областного центра за 2 дня. Так оно и получилось.
По пути завернули в с. Покровское, где в 1909 г. родился и жил старец Григорий Распутин. Тюменским предпринимателем вот уже полтора десятка лет здесь создан частный музей, но работает он только по предварительным заявкам. Зато в деревне есть свой «Распутин» - Виктор Федорович Пролубщиков (от слова «прорубь), бывший актер самодеятельного театра, который с удовольствием нам позирует. Очень похож. Виктор рассказывает, что в прошлом году в музей из Франции приезжала правнучка старца и когда увидела двойника деда, упала в обморок.
Из достопримечательностей в музее есть венский стул, который Распутин подарил местному жениху на свадьбу со словами: «Сейчас ты молод и тебе он не надо, а потом мужской силы не будет – присядь». Все посетители на тот стул обязательно присаживаются.
Обычно в музей приезжают немцы - земляки последней императрицы. Так что и Виктор несколько слов по-немецки выучил, чтобы подороже себя продавать..
О Распутине Виктор знает, наверное, все и на память легко цитирует его пророчества. По одному их них старец еще за месяц предсказал свою смерть. Пророчество необычное и потому я полностью привожу это прощальное письмо, названное автором "Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго».
«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января (1917г.) я уйду из жизни. Я хочу Русскому народу, папе (Царю), русской маме (Царице), детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский царь некого опасаться. Оставайся на твоём троне и царствуй. И ты, русский царь, не безпокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыт свои руки. Они оставят Россию.
Братья возстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.
Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных не проживёт больше двух лет. Их убьёт русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоём избранном роде. Григорий.”
В 1918 г., когда это пророчество уже сбывалось и членов царской семьи везли из Тобольска в Екатеринбург, конвоиры заехали в Покровское сменить лошадей. Царская чета вышла из повозки и поклонилась дому Распутина. Вышла жена старца Прасковья и их благословила. Получилось, что на смерть.
А вот другое пророчество старца, записанное фрейлиной императрицы А. А. Вырубовой: "Была Россия - будет красная яма. Была красная яма - будет болото нечестивых, которые красную ямы вырыли. Было болото нечестивых - будет поле сухое, но не будет России - не будет и ямы".
Выходит, что Россию в нынешнее ее состояние загнали не конкретные большевики и коммунисты, а князь Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Госдумы Пуришкевич, лично застрелившие Распутина вместо того, чтобы нанять для этого простых мужиков-уголовников. Тогда и самодержавие бы уцелело, и нынешняя Россия была бы другой. Надо же, как СУДЬБА ОДНОГО БОЖЬЕГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СУДЬБЫ СОТЕН МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ. Вообще-то в истории есть и другие подобные примеры. Например, жизнь и смерть Иисуса Христа.
В Тюмень мы въезжаем поздним вечером. По дороге у нас случилась маленькая неприятность – Маша на кого-то засмотрелась, въехала мне в колесо и упала, повредив колено. Перебрасываем ее вещи на наши багажник и оставшиеся 20 км до города она едет, вращая только одну педаль. В Тюмени отыскать травматологию нам помогают местные велосипедисты, а у одной из них, Екатерины, мы оставляем нашу пострадавшую на ночлег. Сами же уезжаем в городской парк «Гилевская роща», где и ночуем.
Утром увозим нашу девушку на железнодорожный вокзал, где она безмятежно отсыпается, заодно охраняя вещи. Я же связался с телевидением и около памятного креста Ермаку наговорил на камеру всякой всячины про атамана и наш героический поход. Сергей подлакировал мое интервью бравым казачьим видом и рассказом о своем путешествии на Сталинскую железную дорогу Салехард-Игарка.
В краеведческий музей мы не попали, потому что у него оказался выходной. Зато – очередной парадокс, в нем работал… платный туалет.
Музеи живут своей жизнью, посетители и мы, путешественники – своей. А может, и нет в этом мире никаких парадоксов? Просто потому, что в этом искусственном мире на самом деле никому ничего не нужно. Странно, но почти тоже происходит и с нашей, ранее сплоченной группой. Еще ночью от нас отбился Сергей, косо смотрят друг на друга Дима и Маша. Так бывает, когда путешествие вдруг заканчивается, напряжение спадает и обнажаются чувства. Но я не переживаю. В конце-концов, бесстрастное время все поправит.
_________________ Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
|