На момент моего убытия с Игорем оставалось всего двое участников (изначально нас было 6).
А вот маленький отчет о первой половине первого из эвакуировавшихся
21.07 Забросились до Кош-Агача без проблем. Только начали собирать байки, подъехала машина с погранцами, стали требовать документы (пропуск в погранзону был оформлен). Оказалось, просто взять пропуск в Акташе мало, надо еще в Кош-агаче отметится. Игорь едет к погранцам, в течении часа вопрос решается. отезжаем 20 км в сторону Кокорей. жуткое количество комаров!
22.07 Отличная грунтовка, иногда переезжаем речки в брод. Погода солнечная, жарко. Кранты и Оя ломят вперед, как будто на гонке кросс-кантри. В результате, проскакивают место обеда, не дождавшись остальную группу. Сэкономили 2 пачки растворимой лапши, мне, как завхозу, это только на руку. На обеде видим вдалеке группу джиппер (5-7 машин). На подъезде к перевалу Бугузун дорога идет по руслу реки, ехать почти невозможно – камни.
Встретили пъяного егеря (?) Кош-агачского района на уазике. Обещал свою протекцию. Перевал берется легко, хотя и пешком. Вниз – отличный даунхилл с прыжками по россыпям камней. Вадим едет последним, зато замечает кучу всякой живности вокруг.
23.07 Кругами едем до озера Джулукуль. По дороге встречаем местных джигитов, показывают правильную дорогу.
Вблизи озера – болотистая местность. Как-таковой дороги нет, только смутная колея от уазика, к тому же ведет в другую сторону. Начинаем ломиться напрямик, "по азимуту". Доволько быстро нас догоняет какой-то пешеход. Оказывается, мы в заповеднике, а это егерь... После часа неспешных разговоров на тему какие мы хорошие экологические туристы и как нам хочется побыстрее покинуть его территорию, нас отпускают даже не взяв денег.
Приходится поднапрячься и на ночь глядя под дождем штурмовать "пограничный" водораздел. Отстали от графика на полдня.
24.07. Местность наконец-то становится суше и часть пути можно ехать на байке. Очень много бродов через одну и ту же речку. В районе обеда начинается плавный подъем на главное препятствие похода – перевал Узун-хем. Дорога исчезает, уступая место конной тропе. Идем пешком. Вечером штурмуем весьма крутые прижимы. Пол команды таскает груз в два приема.
25.07 Ночь и утро – дождь. Надеясь переждать непогоду откладываем подъем на 2 часа. Погода не улучшается. Выходим, предстоит набор высоты около 300 м по каменистой тропе. Мишка и Валека с полной выкладкой убегают вперед, потом помогают остальным участникам затащить вещи. Где-то на этом подъеме я и потянул связки под коленями, что и стало причиной схода с маршрута. Перевал взят! высота около 3000м. Длительная фотосессия – тучи немного растянуло и открылись великолепные виды. Спуск – еще хуже подъема. Лавирование по серпантину между большими валунами курума. Бедный задний переклюк и шатуны, столько ударов они никогда не получали!
Выходим в долину р Узун-хем, потом к р. Шуй. Местами по тропе можно даже ехать вниз.
26.07 долина р. Шуй. все таже конная тропа, только теперь мы вошли в зону леса и приходится перетаскивать байки через бревна. Еды становится все меньше, а автономка и не думает заканчиваться. Покупаем у тывинцев пару буханок хлеба и лепежки. Вадик с радостью отбирает у меня некондиционные кусочки с плесенью. Желудок у туриста луженый, переварит что угодно! Иногда попадаются следы дороги, но довольно быстро теряются. Впереди нас ждет жуткая переправа через Шуй в месте, где смыло мост. Решаем перебродить полноводную горную реку выше по течению, как раз во время появляются трое местных на конях. С их помощью форсируем речку. Языком жестов выясняем, что дорога начнется за прижимом. Проходим один, другой, третий, нет дороги! С очередного прижима, больше похожего на некатегорийный перевал видим дорогу на другой стороне реки... и только в далеке она переходит на нужный берег. Под вечер берем автомобильный перевал и становимся на седловине. Ремонт байка Валеры – вылетела спица, сломан багажник. Отставание от графика уже около 2 дней. Перешли на режим легкой голодовки. Вадик нашел гриб-дождевик весом килограмма полтора. С радостью сожрали с бульоном
27.07 Выяснили у местных, что перевал брали зря, и есть весьма неплохой объезд. После очередного перевала начинается умопомрачительный спуск по лесной дорожке около 5 км. Вот это гонка! Обладатели дисковых тормозов в ужасе смотрят на посиневший металл. Выезжаем в цивилизацию, к Бай-Талу. Городские тывинцы куда пьянее и отмороженнее горных. Хватают с ходу за рюкзак, хотят знать, "кто, чего, куда". В конце деревни Мишка рвет покрышку об камень, в догонку отрывает сосок у сменной камеры. из последних сил выбираемся из проклятого места. Из-за отставания от графика командир решил срезать часть маршрута и поехать сразу по трассе в сторону Ак-довырака. В Тээли наконец-то попадаем в магазин. вокруг байков образуется плотное кольцо детей. Подъезжают местные нарко-гопы на мопеде. Хотят купить лисапеды оптом, можно в обмен на траву
. Вырвались из окружения. Ура, начался асфальт!!! На трассе попутный водила задает довольно не тривиальный вопрос: "сколько весит велосипед?" отвечаю, 12-14. Удивляется, почему так много, мол он где-то слышал, что 6-8 кг. Возле Ак-довырака долгожданный сеанс сотовой связи. Сворачиваем на трассу до Абакана, ветер резко встречный, местами с дождем.
Ломим 8-9 кмч до позднего вечера в попытках найти укромное место для стоянки посреди степи. Совсем вечером – пивная пъянка. Башню, отвыкшую от хмеля сносит напрочь. Проехали за сегодня больше 100 км, пока-что рекорд похода!
28.07 Водители становятся все приличней, сигналят не так часто, а пейзажи – более Хакасскими. Небо сплошняком затягивают тучи. Встречаем двух московских велотуристов (парень с девушкой). Едут из Хакассии через Тыву в Монголию, а потом на Алтай. Неожиданно натыкаемся на первую придорожную кафешку, 6 человек полностью уничтожают запасы маленькой тывинской забегаловки! Ночлег – в 10 км от Саянского перевала.
29.07 Ночью и утром – дождь, холодно. С трудом собираем лагерь и начинаем карабкаться на перевал. Группа сильно растягивается. Фото замерзших лиц с красными носами и быстро вниз! Сегодня нас ждет полудневка на турбазе Снежный барс! Цены тут однако запредельные! 950 р с человека за койку в двухместной каморке и 3-х разовое питание. 4 человека за, Вадим и Валера – против и идут ставить палатку. Обед, баня, ужин – красота. Кормят тут действительно неплохо, а вот баня так – себе.
30.07 Сегодня, кроме продолжения долгого спуска вдоль р. Большой Он нас ждут два перевала. Первый (250 м набора), на голодный желудок я с трудом осиливаю, зато второй, с набором высоты аж 450 м, дается гораздо легче.
На вершине перевала выясняется, что у Валеры сломался винт крепления шатунов, причем часть его осталось в каретке. Поскольку я завтра собрался сходить с маршрута, решаем переставить вечером ему мою каретку и систему, а пока он накатом доедет до места стоянки. Вечер... группа стервятниками вьется вокруг моего байка и рюкзака, ищут, чтобы еще урвать полезного. Операция по перестановки каретки с системой прошла успешно. Теперь мой байк не на ходу.
31.07. Нагло нарушаем ПДД: меня тащут в Абазу на буксире. Вот бы в перевалы так ехать! Все, билет до Кузни куплен, новый завхоз закупает продукты, группа едет в сторону пер. Табатского, а я остаюсь до вечера куковать в Абазе.