Я обсудил особенности идеологии древних государств с известным красноярским археологом А.Л.Заика. Правда, он специалист по цивилизациям скифского периода - более раннего, нежели государство киданей. Но мне показалось, что его выводы могут быть полезными в нашем путешествии, т.к. кидани были такими же шаманистами, как и скифы.
Так вот, мой знакомый считает (излагаю, как сам понял, потому что подобного А.Заика еще не публиковал), что ощущение местности, пространства у кочевников было принципиально иным, нежели у оседлых жителей. Для последних характерно понятие центра, вокруг которого формируется цивилизация, где принимаются важные решения, организуется защита населения, развивается торговля и ремесла. У кочевников ничего этого нет, а потому нет и центра. Они самодостаточны везде, где находятся.
Однако каждый народ имеет свой исток, прямое или мифическое родство с исторически значимой личностью или животным. Это консолидирует субэтнос, выступает в нем регулятором социальных и семейных отношений и, тем самым, сохраняет сообщество. Связь с истоком закрепляется в идеологии рода (племени), а выражается в наличии сакральных, культовых мест: капищах, обо, могильных курганах, покрытых снегом гор. Обычно это труднодоступные места, защищенные от осквернения посторонними. Культовые места имеют свою иерархию (часовня, церковь, собор). Их местонахождению характерна особая энергетика ("место силы"). Например, первые православные храмы строили на месте языческих капищ; петроглифы располагаются в местах, около которых были древние капища; скифским оленным камням до сих пор поклоняются не имеющие к ним отношения современные хакасы, а казахи в Монголии чтят курганы-керексуры (в путешествии по Центральной Азии мы тоже такие
видели).
Археолог предлагает в ходе путешествия по Валу внимательнее относиться к окружающей местности. Не исключено, что это сооружение носило какой-то символический смысл.
Какой? На мой взгляд, Вал мог быть
символом разделения идеологий двух миров: объединенных киданьским государством кочевников и оседлых племен, с одной стороны, и неорганизованных "варварских" скотоводческих и охотничьих народов по другую сторону границы. Это усложненное развитием цивилизации отражение первобытного деления на "мы" и "они", "свои" и "чужие".
Таким образом, первичным было осмысление идеологического назначения Вала, а воплощение идеи строительства стало вторичным. Потому Вал и строился годами, если не десятилетиями, потребляя немалые человеческие ресурсы. При этом он представлял из себя лишь мелкий ров и широкую, но невысокую насыпь.
Очевидно, что Вал не являлся фортификационным сооружением и не защищал границу, а лишь обозначал ее. Точно так же, как современные пограничные столбы и натянутая между ними колючая проволока со следовой полосой. Нечасто размещенные около Вала небольшие гарнизоны должны были следить за целостностью Вала. Но, в случае нападения, серьезного сопротивления они оказать не могли.
А вот у Великой китайской стены назначение было другое, оборонительное.
P.S. На наличие у киданей сакральный мест указывает археолог А.В.Харинский:
Цитата:
...находки киданьской керамики встречаются и на других типах памятников. Один из них, Ршаан-Хад, расположен под одноименной скалой в долине р. Хурхын-Гол, в 10 км к юго-востоку от городища Углугчийн-хэрэм. Вероятно, на протяжении длительного периода площадка у подножия скалы считалась сакральной территорией. На ней производились подношения духам местности, совершались ритуальные трапезы и гадания на костях.