ВНИМАНИЕ!!! С 25.01.2019 форум доступен в режиме только для чтения! Спасибо всем за то что все эти годы были с нами! Было весело! Предложения и мысли присылайте на rovilin@mail.ru Спортцех - ремонт велосипедов, горных лыж, сноубордов

X-ride

Текущее время: 25 11 2024, 03:29

Часовой пояс: UTC + 8 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 91 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 30 09 2015, 09:51 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Случайно на карте юга Читинской области обнаружил длиннющую насыпь под названием Вал Чингисхана. Как оказалось, это древнее фортификационное сооружение состоит из вала, рва и системы из 50-ти городищ. Оно тянется на 750 км по территории Монголии, России и Китая (Внутренняя Монголия). Следы вала есть даже в Афганистане.
Изображение

Вал имеет высоту до 1,5 м и ширину до 15 м.
Изображение

Это была северная граница Киданьского государства (Айсинь гурунь - Золотой империи), существовавшего за несколько веков до образования Великой монгольской империи и потому к Чингисхану вал отношения не имеет. В 1226-1227 гг. монголы подавили сопротивление киданьских городов и полностью вырезали все их население. По иронии судьбы в народе эта пограничная линия почему-то получила прозвание «Вал Чингисхана».
Изображение

Вал Чингисхана - это уникальный исторический памятник, измеряемый в тысячелетиях и тысячах километров, простирающийся от Японского моря по Маньчжурии до Афганистана. Доказано безусловное искусственное происхождение насыпи, имеющей профиль уплощенной трапеции с основанием 5-8 м, шириной верхней части - 1,5-2 м и высотой 0,9-1 м. По обеим сторонам вала находятся выемки, из которых для него изымался грунт. С южной стороны Вала через каждые 30-40 километров имеются квадратные площадки, обнесенные более высоким - полутораметровым валом, а по углам подъемы более 2 метров высотой. В южной стене каждого из таких квадратов предусмотрен проход.

Исторический памятник стал изучаться только в последние 2-3 года, пограничные заставы почти не раскопаны, но подъемный археологический материал очень выразителен. Безлюдность местности сохранила вал и городища в таком виде, словно они были заброшены совсем недавно. Глинобитные стены сторожевых постов дают представление о том, где находились двери, окна, какова была высота жилых помещений и их вместимость. Впечатление о как бы «застывшем» времени, которому свыше 1000 лет.

Я собираюсь проехать там в июле следующего года. Насколько мне известно, полностью этот вал ни на велосипедах, ни на машинах никто никогда не проезжал, пешком проходили лишь небольшие участки, а археологи работали на нем лишь в местах нахождения т.н. "воинских укреплений".

Маршрут на 3 недели.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вал Чигисхана, лето 2016
СообщениеДобавлено: 12 10 2015, 16:35 
Не в сети
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 06.10.15
Сообщения: 2
Откуда: Чита
Археологи из Иркутска нашли монгольские артефакты IX века у Вала Чингисхана в Забайкалье
Иркутские учёные в составе межрегиональной экспедиции изучили городища киданьcкой империи Ляо на территории Среднеуртуйского городища вдоль Вала Чингисхана в Забайкальском крае, где нашли артефакты монгольской империи, относящиеся к IX-X веку, сообщается 12 октября на сайте Иркутского национального исследовательского технического университета.

http://news.chita.ru/78884/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вал Чигисхана, лето 2016
СообщениеДобавлено: 14 10 2015, 09:56 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Я списался с иркутским профессором А.Харинским и он любезно поделился своими публикациями (см. в приложении).

Как видно из присланных материалов, археологические исследования на Вале Чингисхана и прилегающих к нему городища начали проводиться еще в середине прошлого века. С 2004 по 2008 гг. на нем работала российско-монгольская экспедиция. С 2006 по 2011 гг. исследования на памятнике велись японско-монгольской экспедицией.

В 1994–1995 гг. археологической экспедицией под руководством И.И. Кириллова на российском участке вала у пос. Забайкальска было заложено пять траншей. На разрушенных участках вала и в траншеях исследователями найдены отдельные фрагменты сероглиняной керамики с пунктирно-штриховой орнаментацией, зубы и кости животных, а в траншее № 3 – железный гвоздь. Такие же находки, но более многочисленные (керамика, фрагменты костей рыб и животных, обломки раковин и кремня, отдельные металлические вещи), найдены на прилегающих к валу городищах. Обнаруженная во время раскопок вала и городищ керамика типично киданьская, что позволило увязать их в единую оборонительную систему, созданную в период существования ки
даньской империи. «Это был настоящий пограничный рубеж, предназначенный для защиты северных границ государства Ляо от нападений северных кочевых племен Монголии и Забайкалья. Городки выполняли при этом роль сторожевых застав, располагались с южной
стороны вала, в 1–1,5 км от него и перекрывали выходы наиболее широких долин с ручьями через каждые 15–20 км».

В 2008–2009 гг. экспедицией под руководством Н.Н. Крадина предпринято обследование российского участка вала и расположенных вдоль него городищ. На четырех из них проведена инструментальная топосъемка. Вблизи пос. Забайкальска обнаружено неизвестное ранее Бугутурское городище.

Очередные археологические работы вдоль российского участка вала предприняты летом 2013 г. Проведена инструментальная топографическая съемка на Большом квадратном Уртуйском городке, Большом и Малом Цынкырских городках, Большом и Малом Коктуйском городках. На Большом квадратном Уртуйском городке заложена траншея размером 1 х 4 м и шурф 2 х 2 м.

В 2012 и 2013 гг. российско-монгольской экспедицией, возглавляемой Н.Н. Крадиным, проводились археологические исследования вдоль вала Чингисхана на территории Монголии. Был осмотрен весь монгольский участок вала и расположенные вдоль него городища.

Северный пограничный вал империи Ляо (вал Чингисхана) начинается в 450 м к западу от озера Холбо-Нур. Протяженность Вала составляет 731 км. Небольшие разрывы вала, скорее всего связанные с природными и современными антропогенными факторами, большого влияния на целостность его восприятия не оказывают.
Изображение

Возможно, первоначально Вал продолжался еще дальше в юго-западном направлении, но в настоящее время территория между озером ХолбоНур и р. Сайхны-Хундий распахана, и следы вала здесь не фиксируются. От озера вал на протяжении 64 км идет в северо-восточном направлении по долине р. Улдзи-Гол, минуя город Наровлин, в 20 км от которого меняет свое направление на восточное. На протяжении следующих 153 км вал сохраняет восточное направление. Недалеко от озера Баян-Эрхэт-Нур, у подножья хребта Баян-Эрхтийн-Нуру, он плавно отклоняется на северо-восток. Следуя в северо-восточном направлении, вал пересекает железную дорогу Соловьевск – Чойбалсан в 15 км южнее станции, носящей название «Вал Чингисхана», Изображение
огибает с севера озеро Хара-Нур и переходит через государственную границу Монголии с Китаем в пограничной точке № 635. На протяжении 60 км вал тянется по территории Китая и после точки, где установлен пограничный маяк № 60, находящейся непосредственно на валу, продолжается в пределах Российской Федерации.
На территории России вал следует в северо-восточном направлении. В районе пос. Кайластуй он выходит на берег Аргуни, вдоль которой идет вплоть до пос. Капцегайтуй, где обрывается, переходя на правый берег р. Аргунь на территорию Китая.
По правому берегу р. Аргуни вал продолжается в северо-восточном направлении до г. Хэйшаньтоу, расположенного в 14 км к юго-востоку от устья р. Гэньхэ, где снова меняет свое направление на восточное, следуя вдоль левого берега р. Гэньхэ. Он проходит через г. Лабудалинь и заканчивается на левом берегу р. Кулихэ (левый приток Гэньхэ), недалеко от г. Шанкули.
Изображение

В юго-западной части Вал Чингисхана имеет ширину 4–10 м, высоту 0,5–1,0 м. Современная высота российского участка Вала Чингисхана достигает 1,0–1,5 м, ширина – 9–15 м. К северу от Вала фиксируется ров шириной 3,2 м, глубиной 0,3 м. Через определенные промежутки на насыпи вала фиксируются небольшие возвышения, придающие его верхней линии волнообразность. Сверху они напоминают оплывшие
контуры каких-то платформ или баз, возможно использовавшихся для установки и укрепления дополнительных наземных сооружений. Ими могли быть опорные столбы-стойки, связанные между собой поперечными жердями или бревнами. Условно эти сооружения были названы башнями. На юго-западной оконечности Вала они располагаются на расстоянии 250 м друг от друга. Их размер поперек Вала составляет 4,1–8 м, размер вдоль вала – 3–6 м, высота – 0,7–0,8 м.
На некоторых участках башни располагаются с двух сторон от проходов, перерезающих Вал. Ширина проходов – 3,0–4,7 м.

К юго-востоку от вала локализуются городища – пограничные заставы киданей. К настоящему времени выявлено 50 городищ, 9 из них зафиксировано на российском участке вала.


Вложения:
Lunkov A.V. Kharinsky A.V. Kradin N.N. Kovychev E.V. 2009.pdf [1.14 Мб]
Скачиваний: 396
Kharinskii, Kradin, Kovichev 2014.pdf [706.12 Кб]
Скачиваний: 394
Kharinskii 2015, Wall Chingis.pdf [613.94 Кб]
Скачиваний: 412

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вал Чигисхана, лето 2016
СообщениеДобавлено: 26 10 2015, 12:16 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
МАРШРУТ
Изображение

1-29 июля 2016 г.

1-2 июля, поезд Красноярск-Забайкальск-Манчжурия, переход границы.
3-4 июля, Манчжурия (осмотр достопримечательностей: ворота Маньчжурии, паровоз-памятник, самолет, музей, здание КВЖД, статуи мамонтов), радиалка на китайский западный участок Вала +66 км*2. Всего 140 км.
5-7 июля, Манчжурия - китайский восточный участок Вала, Лабудалинь, Шанкули +250 км.
8-9 июля, Шанкули - Хэньшантоу +65 км - Саратуй - ДАПП Староцурухайтуйский. Всего 65 км.
10-12 июля, Староцурухайтуй + 17 км - Приаргунск, Новоцурухайтуй (церковь**) +30 км - Богдановка +56 км - Капцегайтуй, российский участок Вала +12 км - Кайлайстуй +20 км - р.Абагатуй (9 городищ*** через 15-30 км) - Забайкальск + 80 км. Всего 215 км.
13 июля, переезд вдоль границы в Соловьевск + 110 км - КПП Соловьевск-Эренцав. Всего 110 км.
14 июля, станция Вал Чингисхана + 65 км, пересечение ж.д. с Валом +15 км. Всего 80 км.
15-16 июля, радиалка: монгольский восточный участок Вала +86 км*2. Всего 172 км.
17-21 июля, монгольский западный участок Вала, п.Норовлин (осмотр стелы с письменами) - оз.Холбо-Нур, ферма +51 км - п.Хурх +60 км, радиалка в с. Батширээт +80 км*2 (городища Углугчийн-хэрэм и Ршаан-Хад ****) - Хурх. Всего 360 км.
22-26 июля, Хурх - Умнэ-Дэлгэр +49 км - Жаргалтхаан +53 км - Цэнхэрмандал +44 км - Багануур +66 км - Эрдэн +51 км - Налайх +45 км - Улан-Батор +30 км вдоль северной границы империи Ляо с осмотром киданьских городищ +340 км.
26-28 июля, Улан-Батор: радиалки по окрестностям +100 км.
29-30 июля поезд У-Батор - Красноярск.
Изображение

Всего на велосипеде 1500 км почти исключительно по грунтам.
Изображение Изображение

Изображение

*Вал Чингисхана (по-монгольски Чингисийн хэрэм) начинается у реки Чикой напротив бурятского села Алта, поворачивает на север около восточных предгорий Хэнтэйского хребта в 30 км к югу от устья реки Шусын-гол, впадающей справа в реку Онон-гол, в точке, имеющей координаты 48º 27' северной широты, 111º 30' восточной долготы от Гринвича. На протяжении 375 километров проходит по территории МНР севернее р. Керулен и на удалении 100-175 км от границы с РФ, доходит до оз.Далай-Нор. При этом пересекает железную дорогу Соловьевск (РФ) - Чойбалсан (МНР) к югу от станции Вал Чингис-хана (70 км южнее Соловьевска). Затем в 50 (37) км к югу от известного пограничного столба на стыке границ РФ, МНР и КНР в районе горы Цагаан-тологой пересекает границу с Китаем, проходит 70 км (40 км) по территории аймака Хулун-Буйр автономного района Внутренняя Монголия КНР. Непосредственно в пограничной точке № 60, Товуй-тологой (Табун-тологой), находящейся на Валу - 4,6 км к северо-западу от северного берега оз.Цанаг-Нор, он вступает в пределы России и через 6 км пересекает железную дорогу Чита (РФ) – Харбин (КНР) вблизи от станции Забайкальск. На протяжении 75 км по сходящимся направлениям с рекой Аргунью идёт холмами к её левому берегу восточнее рудника Абагайтуй около населённого пункта Кайластуй и приближается к берегу р. Аргунь. В систему из пограничного вала и укреплённых городков на территории российского Приаргунья входит, по меньшей мере, девять городищ, которые располагаются на расстоянии через каждые 15-30 км.
Изображение

Затем на противоположном берегу Аргуни (в КНР) вал прослеживается параллельно руслу реки в восточном направлении на протяжении около 45 км через Лабудалинь до Шанкули и заканчивается вблизи от населенного пункта Ботокован у берега Аргуни 49º 58' северной широты, 119º 07' восточной долготы (50°15'с.ш., 120°24'в.д.). В книге В.А.Анучина «Географические очерки Маньчжурии», изданной в Москве в 1948 году, приведена схема Трёхречья (район рек Хаул, Дербул, Ган, впадающих в реку Аргунь ниже реки Хайлар. На этой схеме вдоль левого берега реки Ган, от устья вверх по течению около 45 километров отдельным условным знаком показан участок Вала Чингис-хана. Далее Вал пересекает Амурскую область и Амур. Следы его есть в Афганистане и Персидском государстве.
Всего выявлено 52 городища (9 на российском участке Вала).
Северный вал Чингисхана археологи условно делят на три участка – западный (266 км), центральный (336 км) и восточный (129 км).
Изображение

**Этот вал иначе называют Кропоткинским трактом в честь князя П.А. Кропоткина, который совершил путь со своей экспедицией от Старого Цурухайтуя до Мергела (1852-1864 гг.), делал попытки произвести раскопки старинных городков. До него же раскопки производили забайкальцы-казаки, добывая для своих печей старинный кирпич. Найденные каменные плиты взяты для украшения Ново-Цурухайтуйской церкви. До сих пор сохранились развалины ее построек. Здесь же лежат гранитные подставки от колонн.
черепица, каменные плиты и изваяния с городка в 6 км от устья р. Ган использованы для украшения церкви в с. Новый Цурухайтуй (находится рядом с Приаргунском).
Изображение

***В пределах РФ на левобережье Аргуни известно 9 таких сооружений: Бугутурский городок, Куладжайский городок, Мал. Кактуйский и Бол. Кактуйский (см. Кактуйские городки), Мал. Цанкырский, Бол. Цанкырский (см. Цанкырские городки), Бол. круглый Уртуйский, Бол. квадратный Уртуйский и Мал. квадратный Уртуйский.

****Городище Углугчийн-хэрэм расположено на южном склоне горы Дайчин в долине р.Хурхын-Гол (правый приток р.Онон), стены сложены из камня.
Городище Ршаан-Хад находится под одноименной скалой в долине р.Хурхын-Гол в 10 км к ю-в от Углугчийн-хэрэм. Площадка у подножия горы считалась сакральной территорией.

P.S. Данный проект включен в план мероприятий Экспедиционного центра РГО Сибирского федерального округа.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чигисхана, 1-20 июля 2016
СообщениеДобавлено: 28 10 2015, 18:45 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
На какие-то этапы могу с собой взять 2-3 участников. Если не заморачиваться с визами в Китай, то можно прокатить Забайкальский край (5 дней) или Монголию (11 дней). И там, и там будет интересно.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чигисхана, 1-20 июля 2016
СообщениеДобавлено: 29 10 2015, 10:23 
Не в сети
Новичок
Новичок

Зарегистрирован: 06.10.15
Сообщения: 2
Откуда: Чита
Первопроходник писал(а):
На какие-то этапы могу с собой взять 2-3 участников. Если не заморачиваться с визами в Китай, то можно прокатить Забайкальский край (5 дней) или Монголию (11 дней). И там, и там будет интересно.

Я б присоединился. Какую анкету заполнить?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чигисхана, 1-20 июля 2016
СообщениеДобавлено: 29 10 2015, 15:48 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Gerasim писал(а):
Я б присоединился. Какую анкету заполнить?
Анкет нет. Заявка на Монголию? Тогда условие: накат к началу похода не менее 2 тыс. км, т.к. иначе не вытянуть: зной, плохие дороги, проблемы с водой.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, 1-21 июля 2016
СообщениеДобавлено: 15 11 2015, 23:14 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Зачем был построен Вал Чингисхана?
Вот что пишет об этом проф.А.Харинский:

...Основываясь на расположении городищ и фортификационных сооружений киданий, к настоящему времени уже достаточно уверенно можно провести северную границу империи Ляо. Ее северо-западные пределы определяются серией крупных городищ, являвшихся ремесленными, земледельческими, административными и военными центрами. Находясь вдали от центра империи, их жители не могли поддерживать регулярные связи с метрополией. Степные пространства северо-западной части империи Ляо зачастую попадали под контроль недружественных киданям номадов. Не надеясь на помощь имперских войск, киданьские гарнизоны в долине реки Тола могли полагаться только на собственные силы и ресурсы. Поэтому с момента строительства и на протяжении всего времени своего существования северо-западные города заселялись не только военными, но и снабжавшим их всем необходимым гражданским населением.
Изображение

Наличие на незначительной по своим размерам территории в западной части долины Толы высокой концентрации разного рода сооружений, построенных по воле киданьской администрации, свидетельствует об ее особом значении в геополитических планах Ляо.
Вероятно, она рассматривалась как опорный плацдарм империи среди неблагонадежного населения центральноазиатских степей, поэтому должна была сама себя обеспечивать, находясь на «полуавтономном» положении. Выбор киданями для сооружения стратегического плацдарма именно долины Толы был во многом обусловлен наличием здесь пригодных для земледелия площадей и возможности выращивания сельскохозяйственной продукции, столь необходимой военным.
Киданьские гарнизоны, расквартированные в долине р.Толы, всегда могли в случае необходимости оперативно отреагировать на неповиновение со стороны номадов, в корне пресекая возможные бунты.
Если же дело доходило до военного противостояния, укрепленные киданьские города надолго задерживали у своих стен отряды противника, не давая ему совершать набеги в центр империи. В случае нападения на метрополию непокорные кочевники вынуждены были опасаться удара с тыла, который могли предпринять против них воинские контингенты, расквартированные на северо-западе.

Другим стратегическим плацдармом империи Ляо на северном пограничье были городища Баруун-хэрэм и Зуун-хэрэм в западной части долины Керулена. Расположенные вблизи друг друга в плодородной долине, они, как и городища на северо-западе, в случае необходимости могли самостоятельно удовлетворять свои потребности в продуктах и ремесленных изделиях.
Керуленский стратегический плацдарм, расположенный на 300 км ближе к центру империи, чем плацдарм на Толе, мог надеяться на более оперативную помощь со стороны имперских войск в случае конфликта с номадами, поэтому, вероятно, он не обладал столь разветвленной фортификационно-хозяйственной структурой. Расположенное примерно в 100 км к северу от него городище Углугчийн-хэрэм не походит на остальные киданьские городища, что, возможно, указывает на его иное функциональное назначение. Топография, планиграфия и конструкция этого памятника сближает его с городищами-святилищами, известными на территории Прибайкалья [16–18]. Поэтому, как и Ршаан-Хад, его можно рассматривать как сакральный центр киданей.

Северную границу империи Ляо следует соотносить с пограничным валом длиной 731 км, протянувшимся от верховий реки Улдзи-Гол на западе до реки Гэньхэ на востоке. Его можно рассматривать как пограничную маркировочную линию, служившую по мере необходимости и оборонительным целям. Городища, расположенные вдоль вала Чингисхана, вероятно, являлись пограничными заставами, призванными не оборонять, а контролировать государственные рубежи.

Наличие в центральной части вала значительного количества городищ-застав, вероятно, свидетельствует о важности этого участка для обороны государства киданей. С географической точки зрения он был наиболее удобен для нападения противника. Здесь отсутствовали естественные преграды, такие как горные хребты, располагавшиеся к северу от западного участка вала, или водные преграды – реки Аргунь и Гэньхэ, защищавшие восточный участок вала. Группы городищ, располагающиеся здесь, образовывали единую эшелонированную оборону важных в стратегическом отношении распадков. Примером подобной тактики могут служить Большой, Малый и Большой квадратный Уртуйские городки, перекрывавшие выходящую к Аргуни падь Уртуй. Городища-заставы перекрывали распадки, удобные для продвижения противника, сдерживая его перемещение вглубь территории империи Ляо.


В данном тексте содержится несколько предположений. Так ли все было на самом деле? В практике моих велосипедных путешествий не раз случалось, что выводы, сделанные в научных кабинетах, при наложении на местность разрушались в прах (например, так было в походах по пути Ермака http://velorogi.ru/travels/38.html и по маршруту Великого Сибирского Ледяного похода Русской армии http://x-ride.ru/forum/viewtopic.php/f,69/t,10334/hilit,ледяной%20поход/ ).

Подтвердить, скорректировать или даже опровергнуть мнение ученых - это и есть главная цель нашей экспедиции.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, 1-21 июля 2016
СообщениеДобавлено: 16 11 2015, 12:53 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Цитата:
Подтвердить, скорректировать или даже опровергнуть мнение ученых - это и есть главная цель нашей экспедиции.
Описание топографии Вала в ранних публикациях о нем отличается от современных воззрений.

Так, в статье http://uuchurch.ru/main/articles.php?id_article=2038 автор пишет, что от китайской территории Вал доходит до озера Далай-нор и еще сотни километров следует по левому берегу р.Керулен, где близ восточных предгорий Хэнтэйского хребта поворачивает на север и обрывается у реки Чикой напротив бурятского села Алтай...
Это разрушенные веками грандиозные земляные сооружения, простирающиеся от хребтов Хингана до Афганистана...
Он имеет направление с востока на запад: начинается от Великого океана, пересекает Амурскую область, проходит Северную Маньчжурию, пересекая реки Амур и Аргунь, между Дуровским и Калайстуевым поселками, входит в Забайкалье, затем опять пересекает реку Аргунь, в восьми километрах севернее станции Маньчжурия и через станцию Забайкальск направляется в Западную Монголию.


Здесь http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/text/levkin_txt_1.shtml указывается, что Н.Ц. Мункуев в комментариях к «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар») сообщает, что это была пограничная траншея (ров) с насыпью вдоль всей северо-восточной, северной, северо-западной и юго-западной границ государства Цзинь протяженностью почти в 3000 ли (1728 км).

В книге В.А.Анучина «Географические очерки Маньчжурии»* (1948 г., Москва) приведена схема Трёхречья (район рек Хаул, Дербул, Ган, впадающих в реку Аргунь ниже реки Хайлар), на которой вдоль левого берега реки Ган, от ее устья вверх по течению около 45 километров, отдельным условным знаком показан участок Вала Чингисхана. Далее Вал пересекает Амурскую область и Амур. Автор указывает, что следы Вала есть в Афганистане и Персидском государстве.

Получается, что Вал Чингисхана начинался от Тихого океана и был значительно длиннее, чем принято считать. Да и, судя по космоснимкам Викимапии, фортификационное сооружение киданей никак не заканчивается в китайском городке Шанкули (как на это указывает проф.А.Харинский). В общем нужно смотреть самим.

Нет полной определенности и с местонахождением западной оконечности Вала. На Викимапии http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=48.332746&lon=110.935478&z=12&m=b просматривается возможное продолжение Вала до точки с координатами 48°19'0"N, 110°56'33"E ( это на 50 км восточнее точки 48º27'N, 111º30'E, на которую ссылаются научные источники).
Проф. А.Харинский пишет: Северный пограничный вал империи Ляо (вал Чингисхана) начинается в 450 м к западу от озера Холбо-Нур... Возможно, первоначально Вал продолжался еще дальше в юго-западном направлении, но в настоящее время территория между озером Холбо-Нур и рекой Сайхны-Хундий распахана и следы вала здесь не фиксируются.
Это не совсем так. На космоснимках отчетливо видно, что Вал за пашней продолжается на юго-запад, как показано на карте ниже.
Изображение

На приведенной археологом схеме указан не только Вал, но и продолжающаяся западнее него граница государства Ляо, а также расположенные южнее нее киданьские городища.
Изображение
Очевидно, что именно там и нужно искать продолжение Вала, т.е. на пути в Улан-Батор. Вероятно, это должна быть зона вдоль рек к городищам Углугчийн-хэрэм и Ршаан-Хад. Последнее расположено под одноименной скалой в долине р. Хурхын-Гол, в 10 км к юго-востоку от городища Углугчийн-хэрэм. А.Харинский полагает, что на протяжении длительного периода площадка у подножия скалы считалась сакральной территорией, т.к. на ней производились подношения духам местности, совершались ритуальные трапезы и гадания на костях (в 1980 и 1981 гг. на этой площадке археологами проводились раскопки).
В таком месте можно было бы помедитировать, вдруг что-то откроется. Вот только что нам, современникам, может быть интересно о эпохе 1000-летнего прошлого? Войны, быт, верования? Для археологов, пожалуй, было бы важным выяснить действительное назначение Вала: был ли он границей империи? И как на самом деле выглядел в период существования государства киданей?
Думаю, что на эти вопросы мы сможем ответить и в ходе общего медитативного восприятия сотен километров местности, по которой проложен Вал.

Я также еще не конца разобрался с местом пересечения восточного российского участка Вала с китайским участком через р.Аргунь. Проф. А.Харинский пишет, что в районе пос. Кайластуй Вал выходит на берег Аргуни, идет вдоль нее до пос. Капцегайтуй, где обрывается, переходя на правый берег реки уже на территорию Китая. Предполагаю, что это утверждение зиждется только на изучении карты Монголии, а не на исследовании местности.
Изображение
На Викимапии эта версия не просматривается и проверить ее будет возможно только на месте.

*Книгу Анучина я выписал, через пару недель получу и по имеющимся в ней картам смогу сам удостовериться в правдивости предположений автора.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 21 11 2015, 19:00 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Подал заявку на включение в план мероприятий РГО:

На современных азиатских картах указаны остатки т.н. "Вала Чингисхана" - северной границы государства Айсинь гурунь - Золотой империи, существовавшей в 916-1226 гг. н.э. Империя была уничтожена монголами Чингисхана вместе со всем населением.
Судя по историческим источникам, Вал начинался от Тихого океана и продолжался в Афганистане и даже в Персии. Известная ныне часть Вала проходит по территории России, Китая и Монголии на расстояние более 700 км.
Исторический памятник стал изучаться лишь в последние годы. Безлюдность местности сохранила Вал и киданьские городища около него почти в первозданном виде. Полностью Вал до сих пор никто не проехал и комплексно не исследовал.
Цель велосипедного путешествия - нанести на электронную карту точное расположение Вала, размещенные около него киданьские городища и воинские укрепления.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 03 12 2015, 03:34 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Цитата:
Это была северная граница Киданьского государства, существовавшего за несколько веков до образования Великой монгольской империи и потому к Чингисхану вал отношения не имеет. В 1226-1227 гг. монголы подавили сопротивление киданьских городов и полностью вырезали все их население. По иронии судьбы в народе эта пограничная линия почему-то получила прозвание «Вал Чингисхана».
Захотелось разобраться с этим подробнее. Может быть, Чингисхан все же имел какое-то отношение к Валу?

Вот что выяснилось. История народов, проживавших на территории Манчжурии в конце 1-го - начале 2-го тысячелетий изобиловала войнами. Проходило 3-4 поколения и границы государств перекраивались.
Например, киданьское государство Ляо (Железная империя) просуществовало 220 лет. Оно было создано киданями (которые не были китайцами) в начале 10 века н.э. после разгрома ими Бохайского государства. Спустя сто лет кидани развязали очередную войну с северными провинциями Внутреннего Китая и покорили их, значительно расширив свои владения.
Изображение

Прошло еще сто лет и теперь уже соседи киданей жители Амура чжурчжени (нюйчжэни в кит. транскрипции) захватили государство Ляо и все чжурчжени города. Вождь чжуржченей назвал своё государство Айсинь Гурунь (Золотая империя) потому что: "Железо (Ляо) крепко, но ржавеет и крошится. А золото не ржавеет".
Изображение

Проиграв войну, часть киданей ушла в Восточный Казахстан. Достигнув Самарканда, они нанесли поражение войскам сельджуков, после чего на территории Семиречья (южное Прибалхашье) создали государство кара-киданей (чёрных киданей, чёрных китаев). Оно просуществовало более ста лет, пока не было захвачено татаро-монголами Мэн Гу - Серебряной империи.

Потомки оставшихся киданей - дауры - в настоящее время проживают в северной части Китая (Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский автономный район, 133 тыс. чел.). До середины 17 в. дауры жили также по р.Шилке, в верховьях Амура, по рекам Зея и Бурея в местности под названием "Даурия" (сейчас Даурия - районный центр в Забайкальском крае).
Между прочим, русское слово "Китай" произошло от названия народа кидань.

Золотая империя чжурчженей Айсинь Гурунь просуществовала все те же сто лет и была уничтожена монголами с помощью перешедших на их сторону киданей. Кстати, и сами монголы, до того, как их государство возглавил Чингисхан, были данниками чжурчженей.

Но кто же построил Вал Чингисхана?
Основываясь на находках в расположенных неподалеку от Вала многочисленных "воинских укреплениях", российские археологи пришли к выводу, что его строительство было организовано киданьской империей Ляо, строили вал военнопленные китайцы, а караульную службу несли кидани. Фортификационное сооружение "реликтовой границы" состояло из вала, рва около него глубиной 3 м и системы пограничных застав и крепостей.
Такой же точки зрения придерживаются и китайские исследователи, изучавшие манчжурский участок Вала с 1975 г. Сопоставляя археологические данные (находки ляоской сероглиняной керамики с гребенчатыми оттисками) со сведениями исторических источников, они пришли к выводу, что создание фортификационных сооружений связано с обороной северо-западных пределов империи киданей от нападений племен угу, юйцзюэ, шивэй и северных цзубу. Необходимость в этом созрела во времена правления императоров Шэн-цзуна (982—1031 гг.) и Син-цзуна (1031 по 1054 гг.).
Однако бывший военный топограф из Хабаровска Г.Г. Левкин, член Русского географического общества, оспаривает эту версию. Он считает, что это оборонительное сооружение, называвшееся китайцами 长城 Чанчэн (Длинная стена) и 边壕 Бяньхао (Пограничный ров), и служившее одновременно государственной границей, было построено не киданями, а покорившими их чжурчженями (для защиты от татаро-монголов - с севера, тангутов и китайцев - с юга). Как следует из китайских хроник, строительство Вала чжурчжени завершили в третий год 承安 Чэн-ань (8.02.1198 - 27.01.1199).

Я думаю, что Вал действительно могли строить китайцы, составлявшие большинство населения Золотой империи. Возможно, что это были принудительные переселенцы из захваченных провинций государств Бохай и Сун, а не военнопленные. Но вот несение службы на погранзаставах могла быть поручено покоренным нюйчжэнями племенам. Если исходить из версии Г.Г.Левкина - то тем же киданям, жителям этой местности. Что было вполне естественно, т.к. содержание местных жителей обходилось бы казне намного дешевле. Например, спустя 500 лет точно так же поступили и русские: после раздела территорий между Россией и Китаем в 1727 г. граница в Саянах в течение 30 лет, до учреждения казачьих застав, охранялась местными "ясачными иноземцами", подчинявшимися "красноярскому служивому".

На основе изучения древних и современных карт Г.Г.Левкин составил свою карту Золотой империи. Вал Чингисхана на ней представлен двумя, отстоящими друг от друга на 350-650 км, земляными сооружениями. Северный вал Чинчисхана, по мнению автора карты, мог быть построен раньше Южного*.

Изображение
Археолог В.В. Поносов в публикации 1935 г. отмечал наличие и более ранних валов в районе р.Муданьцзян (территория бывшего государства Бохай).

Золотой империей чжурчженей правили 10 императоров. Это были разные люди и у них были разные цели. Но укреплением границ государства занимался лишь один: Мадагэ, который возглавил государство в 29-летнем возрасте и правил им 20 лет (1189-1208 гг.). Как раз на середину его срока приходится и год завершения строительства Вала, указанный Г.Левкиным (1199 г.). Мадагэ (Чжан-цзун) упорядочил управление государством и составил сборник чжурчжэньских церемоний, поощрял учёных, крупно пополнил библиотеку и запретил киданьскую письменность, организовал мощное оборонительное строительство и выиграл 4-летнюю войну с китайской империей Сун, сделав ее своим вассалом, учредил в городах столовые для бедных, разрешил народу пахать землю и добывать руду, заключать браки с китайцами.

Дата окончания строительства Вала известна. А вот когда его начали строить и как долго это продолжалось?
В хронике царствования Магатэ за 1192 г. (4-й год правления) указывается: "Местные жители, доставляя корм для казенных лошадей, неся труды по записи их на военную службу и занимаясь копанием рвов, совершенно истощили и силы, и имение". Из этих и других хроник Золотой империи известно, что рвы копали вокруг городов, пограничных застав и в качестве пограничной линии. Можно предположить, что дело это было не одного года. Возможно, что начало строительство было организовано еще предыдущим императором Улу - дедом Магатэ, правившим 29 лет. Например, в хронике этого периода за 1161 г. указывается о существовании южной заставы Гу-чжень в области Шань-си и крепости Чжань-и, в хронике за 1164 г. - что в охране границ было занято 6 тыс. солдат, в хронике за 1172 г. - что пересечение границы иностранцем каралось его смертной казнью.
Однако прямых подтверждений причастности Улу к сооружению Вала я пока не нашел.

В хрониках периода царствования Магатэ, упоминаются:
= в 1198 г. - "служащие на границах", которым не оказывается никаких милостей;
= в 1205 г., в связи с нападением на Золотую империю китайского государства Сун - наличие с последним границы и южной пограничной крепости Мусулун, застав Гу-кэу, Цин-кэу и Гу-лин;
В хронике периода царствования наследника Магатэ Юн-цзи за 1210 г. указываются северные погранзаставы У-юэ, Цзюй-юн-гуань, Цзы-цзин-гуань, а также, что всего было 12 застав.

Таким образом, очевидно, что Золотая империя имела четко обозначенные границы и заставы при них, построенные не позднее 1120 г. Судя по карте Г.Г.Левкина, Южный Вал - это граница государства до капитуляции государства Сун (1206 г.) и присоединения захваченных чжурчженями китайских территорий. Северный Вал мог обозначать границу с монголами, которая была грубо нарушена войсками Чингисхана уже через 2 года после смерти Магатэ.
Этому предшествовало появление кометы, многочисленные землетрясения, ураганные ветры, неурожай и большой голод. Государство было ослаблено, а наследник Магатэ оказался нерешителен и неспособен к активному сопротивлению. Вскоре он был смещен самозванцем. Следующие два императора также не смогли противостоять Чингисхану и в 1234 г. Золотая империя окончательно пала.

Однако это всего лишь версия, неопровержимых доказательств не имеющая.
---------
*Археолог А.А.Ковалев из С-Петербургского госуниверситета строителем Южного Вала Чингисхана полагает тангутское государство Си Ся - для защиты от монголов.
Китайские археологи считают, что Южный вал как "внешнее укрепление гуанлу" был построен намного раньше - в 102 г. до н.э.
Английские археологи относят строительство Южного вала к 115 г. до н.э. Вот их карта (взята отсюда).
Изображение

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 04 12 2015, 14:22 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Наткнулся на научную диссертацию С.В. Данилова (Улан-Удэ, 2005 г.). Он исследовал киданьские городища на месте и пришел к выводу, что кидани не строили валов, а сооружали рвы только вокруг своих укреплений: "...многочисленные угловые, фронтальные, привратные башни, Г-образные и П-образные укрепления ворот склоняют к мысли о существовании на городище именно стен, а не валов".
Т.е. кидани Вал Чингисхана не строили - не было у них такой практики.
Заодно: вокруг городищ были также пашни и каналы, т.е. гарнизон кормил себя сам.

С середины 9 в., несмотря на эпизодически столкновения и отдельные территориальные уступки, между китайской империей Сун, киданьским Ляо и тангутской Западной Ся сохраняется примерное равенство сил, что способствовало стабильности в регионе. Киданьское государство Ляо просуществовало 220 лет и воевало с соседями крайне редко, только в начале своего становления. Зато вело завоевательные войны. Нужны ли были киданям четкие границы, если их Железная империя периодически только расширялась?
Равновесие было нарушено в начале XII в. с появлением нового, быстро усилившегося государства нюйчженей (чжурчжэней). Молодая и агрессивная Золотая империя, созданная на оккупированных территориях и находящаяся в окружении врагов, наверняка была заинтересована в закреплении своего положения. В этих целях нюйчжени строили в захваченных областях многочисленные города и столицы и, как было показано Г.Н.Левкиным, фиксировали границы своего государства рвами и валами.

Еще немного порассуждаю. Если бы Вал был построен киданями, то за многовековой период до вторжения монголов он наверняка оброс бы не только погранзаставами, но и городами. Но ничего такого мы не наблюдаем. Может ли это означать, что сооружение было создано незадолго до нашествия монголов? По расчетам, от этого события окончание строительства Северного вала отделяли всего 11 лет. Теперь понятно, почему находки археологов на погранзаставах так скромны: всего лишь десятки черепков от горшков.

Есть и более прозаические вопросы. Например, чем строили? 7,5-километровый Обь-Енисейский канал в конце 19 века в заболоченных песках севера Красноярского края копали деревянными лопатами, обитыми полосками железа. Плюс деревянные тачки с литым железным колесом. Такими же инструментами строили потом и Транссиб. Дерева на этих стройках было в достатке, железо плавили из местного болотного железняка. Было ли в степях Монголии дерева и металла для мотыг в достаточном количестве? В Сирии я видел, что мешки с цементом в крепости поднимали на вьючных ослах. В общем, нужно смотреть на месте и расспрашивать монголов.

Для строительства требовалось не малое количество рабочих. К примеру, в Золотой империи пограничную службу одновременно несли 6 тыс. чел. А строителей, вероятно, должно быть намного больше. Ачинск-Минусинский гужевой тракт в Енисейской губернии строили и потом содержали за счет повинности местных крестьян: расстояние между деревнями делилось поровну и свою часть каждая деревня должна была содержать в порядке. Такое вряд ли было возможно и сейчас в практически не заселенной Монголии.
Рабочие Вала должны были жить в каких-то временных юрточных лагерях. А это кости животных и рыб, те же черепки, в беспорядке разбросанные на большой площади. И кости умерших рабочих. Но их никто не искал. Возможно, что у местных жителей сохранились какие-то предания об этих местах или характерные названия местности. Например, память о походе Ермака, спустя 400 лет, все еще хранится в устных преданиях жителей Верхнего Чусовского городка.

Надеюсь, что велосипедное путешествие внесет какую-то ясность в эти вопросы. Ведь наши скорости передвижения сравнимы со скоростями кочевников, а местность за прошедшее тысячелетие вряд ли существенно изменилась.
В обычной жизни мы просто оседлые жители, зарабатывающий на хлеб своим ремеслом. Но в путешествиях по странам и континентам - все же кочевники. Такая дуальность мировосприятия позволит нам лучше прочувствовать дух древних эпох и более правдиво реконструировать события периода строительства Вала.

Лирическое отступление. Вот здесь я прочитал:
...Кто-то сказал: "Оседлый человек почему кочевника боится? Не потому, что кочевник может разрушить его жилье. А потому, что кочевник компрометирует идею горизонта, существующую для оседлого человека". Для городского жителя горизонт — это всегда ограничения. А для кочевника горизонт везде и нигде, открытое и свободное пространство.
В степи есть что-то от океана: громадность и буйность. Ты приближаешься со своими проблемами, а в ответ слышишь гигантский выдох: "Ну и что?"

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 04 12 2015, 21:09 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Изучаю библиографию исследований Северного Вала Чингисхана в попытках выяснить, осматривал ли кто-нибудь его полностью?

Вроде бы таких еще не было. Наиболее масштабную экспедицию предприняла в 2012 и 2013 гг. российско-монгольская экспедиция под руководством археолога Н.Н.Крадина (Владивосток) - тогда был осмотрен весь монгольский участок Вала и расположенные вдоль него городища. Изучение Вала до и после этой экспедиции проводилось фрагментарно и сосредотачивалось, в основном, на погранзаставах.
Российский участок копали и копают многие, проходили его и пешком (А.В.Тиваненко из У-Удэ).
Китайско-манчжурский участок изучался китайскими археологами в 1975 г.

Так что наша сквозная экспедиция может стать уникальной.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 04 12 2015, 23:50 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Легенды

1. Вал - это остатки неприступной стены, построенной Чингисханом в конце его правления для защиты созданного им монгольского государства (по типу Великой Китайской стены).

2. Вал построил потомок Чингисхана, чтобы воспрепятствовать массовым миграциям животных.

3. Предание гласит, что когда тунгусский князь Гантимур со своим сыном и великим шаманом рода Кальтатр перекочевывал с реки Нонни на запад, то прокладывал себе дорогу по левую сторону реки Гана. От рытья земли образовался вал. Городки - это его остановки.

4. Земляной вал возвел китайский богдыхан в угоду единственной любимой дочери. Мудрецы предсказали, что ее красота может поблекнуть от солнца. Поэтому правитель приказал возвести высокую насыпь, в тени которой красавица дочь могла совершать длинные путешествия.

Вариант. Вал построен могущественным богдыханом. Когда у него родилась наследница, по обычаю того времени он собрал мудрецов и высшее духовенство своего необъятного государства с тем, чтобы они приоткрыли завесу ее будущей жизни. После долгого совещания мудрецы доложили богдыхану, что его дочери грозит опасность от солнечных лучей и она всю свою жизнь должна избегать их. Встревоженный богдыхан повелел приступить к постройке земляной стены, которая бы заслоняла солнечные лучи и вблизи которой можно было бы ездить, не боясь их.

5. Вал является источником мощных геомагнитных полей. Не рекомендуется оставаться на нем дольше нескольких минут. Вблизи вала никогда не проходили караванные пути. До сих пор через вал монголы стараются не гонять овец, потому что их шерсть от этого заметно теряет в качестве.

6. Вал - это дамба, предохранявшая поля от затопления при разливах рек.

7. Это транспортная насыпь, облегчающая передвижение по степи.

8. Валом, как указателем, пользовались бродяги, пробираясь из Забайкалья в Туркестан. Один из них нашел около Вала драгоценные камни, за которые выкупил себе свободу и даже разбогател.

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монголия, Вал Чингисхана, июль 2016
СообщениеДобавлено: 12 12 2015, 11:56 
Не в сети
Вожак "Грязных носорогов"
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.08.04
Сообщения: 6330
Откуда: Красноярск
Прочитал статью "Киданьские городки" в Малой энциклопедии Забайкалья, но так и не понял, откуда взялось утверждение, что изучавшиеся Верхнеамурской археологической экспедицией приаргунские городки были киданьскими?

Авторы относят время их сооружение (и Вала, соответственно, около которого расположены городки) к 12 веку. А это уже Золотая империя чжурчженей. Последние были значительно более искушенными в подобном деле, нежели кочевники. Да и в статье на это косвенно указывается: "У Большого квадратного Уртуйского городка вход располагался с южной стороны. Особенностью этого городка является также наличие полукруглого защитного вала перед воротами. Валы такой формы встречаются обычно перед воротами чжурчжэньских городищ. У киданьских городищ валы перед воротами имеют П- или Г-образную форму".
Я попробовал слова "кидани" и "империя Ляо" заменить в статье на "чжурчжени" и "империя Цзинь": содержание статьи при этом не изменилось.

В недавнем велопоходе по Дальнему Востоку я осматривал некоторые чжурчженьские городища Приморья около села Анучино и был поражен фортификационным искусством их строителей. Еще более авторитетно выглядят крепостные сооружения на р.Раздольной близ Уссурийска. Очевидно, что чжурчжени были выдающимися специалистами в области фортификации. Чтобы построить сооружение типа Вала Чингисхана, нужно иметь традиции подобного строительства, которых у киданей-кочевников не было (как в них никогда не нуждались и монголы). Кроме того, история киданьского государства Ляо характерна ведением захватнических войн (в целях грабежа). Разгромив противника, кидани возвращались на родину, оставив после себя надписи на камнях, а не укреплённые пункты с гарнизонами. Зачем им было строить пограничную линию, если границ они не знали? У них и понятие-то границы, как чего-то незыблемого, вряд ли существовало.
Однако значение четко обозначенной границы очень важно для оседлых народов. Десятилетия войны с монголами и корейцами заставили чжурчженей строить укрепления, рассчитанные на долговременную осаду (более подробно об этом здесь).

Кроме того, у киданей я не выявил традиции строить валы и укрепления типа редутов - они ограничивались рвами и стенами городов. А вот у чжурчженей такая традиция существовала еще с бохайского времени и она четко прослеживается как в приморских, так и в приаргунских городищах. Т.е. валы - характерная часть фортификационных сооружений чжурчженей.

Как известно, первыми подобное Валу Чингисхана строительство в тех же целях (зафиксировать границы, способствовать консолидации порабощенных племен) организовали китайцы еще за 500 лет до описываемых событий. За этот период ими были построены более 20 тысяч км Великой стены. Об этом чжурчженям наверняка было известно и когда они - неожиданно быстро - овладели огромной территорией, то китайскую тактику просто повторили. Но по-своему, в виде привычных им рва и вала.

Но это всего лишь мое мнение. Интересно, для установления даты строительства Вала проводился радиоуглеродный анализ найденных на нем археологических находок?

_________________
Стрела, попавшая в цель, летит вечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 91 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 8 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: